Українська правда

Як війна позначилася на роботі аеропортів

За підсумками 8 місяців 2014 українські аеропорти скоротили пасажиропотік на 23,2%, в ​​порівнянні з аналогічним періодом 2013 року - до 7,63 млн осіб. Практично всі готуються піти в "мінус". Позитивний настрій поки зберігають тільки "Бориспіль" і "Дніпропетровськ".

Из-за войны на востоке Украины аэропорты теряют пассажиропоток и пересматривают финансовые планы на 2014 год.

Практически все готовятся уйти в "минус". Позитивный настрой пока сохраняют только "Борисполь" и "Днепропетровск". Но все будет зависеть от развития ситуации на Донбассе. Продолжение боев может загнать в "минус" даже главные воздушные ворота страны.

По итогам 8 месяцев 2014 года украинские аэропорты сократили пассажиропоток на 23,2%, в сравнении с аналогичным периодом 2013 года – до 7,63 млн человек.

Если не брать в сравнение аэропорты в Луганске и Донецке, хуже всех дела обстоят у "Киева" ("Жуляны"). За 8 месяцев 2014 года этот аэропорт сократил пассажиропоток уже на 38% - до 0,76 млн человек против 1,22 млн пассажиров в 2013 году. При этом последние месяцы негативная динамика усиливается.

"По нашим прогнозам к концу года, при условии, что в других областях Украины не начнется военных действий, пассажиропоток аэропорта "Киев" составит около 1 млн. пассажиров. Эта цифра составит 55% от прошлогодних показателей. То есть, падение пассажиропотока и самолетовылетов составляет 45%", - сказал "ЭП" генеральный директор компании "Мастер-Авиа" Алексей Яковец.

Из-за войны на Донбассе "Киев" лишился рейсов в Мариуполь (7 рейсов в неделю), Донецк (28 рейсов в неделю) и Луганск (7 рейсов в неделю).

Аэропорт "Жуляны". Фото myavia.com.ua

Аннексия Крыма также сказалась значительными потерями для аэропорта. В прошлом году Симферополь давал "Киеву" в среднем 21 рейс в неделю.

Девальвация гривны и падение платежеспособности пассажиров, спровоцированные войной, сказались на падении пассажиропотока на других направлениях.

Чтобы компенсировать потери пассажиров, "Киев" активно развивает грузинское направление.

"Сейчас крымское направление мы замещаем грузинским – Кутаиси, Батуми, Тбилиси. Начала летать грузинская авиакомпания flyvista в Тбилиси, украинская авиакомпания YanAir - в Батуми и Тбилиси", - сказал Яковец.

Разрушенный аэропорт Донецка. Фото yunews.com.ua

Значительно упали показатели аэропорта "Одесса". "За 8 месяцев 2014 года аэропорт "Одесса" обслужил почти 0,59 млн пассажиров, что на 17,5% меньше, чем в прошлом году. Наибольшее падение пассажиропотока наблюдается на рейсах в страны СНГ: количество пассажиров уменьшилось на 41% (прежде всего за счет РФ). В то же время, на рейсах в страны дальнего зарубежья сокращение трафика составило лишь 7%", - рассказали "ЭП" в пресс-службе аэропорта.

2014 год "Одесса" планирует закончить на уровне 2012 года – 0,85-0,9 млн пассажиров. В 2013 году пассажиропоток аэропорта составил почти 1,07 млн человек.

Аэропорт "Львов" за 8 месяцев 2014 год не досчитался почти 65 тыс пассажиров, в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. Пассажиропоток сократился на 13,6% - до 0,41 млн человек. Примерно на 20% сократилась количество рейсов. Больше всего "просели" рейсы в СНГ и внутри Украины.

"В планах на 2014 год пассажиропоток закладывался на уровне 0,82 млн пассажиров – на 15,7% больше, чем в 2013 году. Однако, учитывая последние события в Украине и в авиационной отрасли в частности, этот показатель был скорректирован до 0,55 млн человек – падение по сравнению с 2013 годом составит 21%", - сказал "ЭП" вр.и.о генерального директора аэропорта "Львов" Александр Кузнецов.

Главный аэропорт страны "Борисполь" пока не теряет надежд закончить год с "плюсом".

"С учетом ряда изменений была произведена корректировка финансового плана. Так, если в конце 2013 года запланированный рост по пассажиропотоку предполагался на уровне 10% (по итогам прошлого года пассажиропоток "Борисполя" 7,93 млн человек), в новой редакции показатель снизился до 5%. На сегодняшний день, в планах аэропорта "Борисполь" выйти на чистую прибыль в размере 165,5 млн грн, что на 31% больше, чем в 2013 году", - сказали в пресс-службе аэропорта "Борисполь".

За 8 месяцев "Борисполь" обслужил почти 4,7 млн пассажиров, что на 8,5% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. При этом, в последние месяцы динамика обслуживания рейсов и пассажиров ухудшается.

"Борисполь", терминал D.Фото avianews.com

Серьезные потери аэропорт понес на крымском и донецком направлениях. В марте авиасообщение с Крымом было прервано. За 8 месяцев 2013 года рейсы в аэропорт "Симферополь" дали "Борисполю" почти 110 тыс пассажиров. А в этом году - менее 30 тыс человек.

Схожая ситуация и с Донецком: разница между этим и прошлым годом составила 25 тыс пассажиров.

Впрочем, в рамках "Борисполя" это не катастрофические цифры. Аэропорт сегодня реализует проекты, которые должны смягчить падение пассажиропотока.

"Борисполь" делает ставку на трансферный пассажиропоток. "Введение в эксплуатацию зоны внутренних рейсов в терминале D сделает более удобным и быстрым обслуживание трансферных потоков Domestic — International. Кроме того, на сегодняшний день в терминале D аэропорта "Борисполь" вдвое увеличена пропускная способность трансферной зоны International — International. Учитывая значительную часть трансферного пассажирского потока на маршрутах по Украине – около 65% - реализация данного проекта даст толчок для развития аэропорта "Борисполь" как мощного узлового аэропорта", - отмечает в компании.

Единственный крупный аэропорт Украины, который в условиях войны и падения экономики, показал рост – это "Днепропетровск". За 8 месяцев пассажиропоток аэропорта показал рост в 10% - до 0,33 млн человек. Причина успеха в том, что "Днепропетровск" перетянул на себя часть пассажиров Донбасса.

По мнению экспертов, сегодня исправить ситуацию в отрасли могут четыре составляющих: решение конфликта на востоке Украины, восстановление экономики, соответственно повышение спроса на авиаперевозки, подписание "открытого неба" и введение безвизового режима с ЕС.

Естественно, первый пункт является ключевым.