Українська правда

Яценюк написав два сценарії

1 вересня 2014, 21:44

Прогнозы правительства - это всегда упражнение в чтении фантастики.

Много лет подряд чиновники искренне жонглируют цифрами, оформляя свое воображение в толстые тома программ, прогнозов и аналитических записок.

К жизни эти документы имеют очень слабое отношение. Зато работа идет, а многомиллионная армия бюрократов как-то оправдывает свое существование.

Как правило, нелепые программы и прогнозы долго утверждаются, а затем якобы берутся в работу. На самом деле, выполнять их никто не собирается.

Через какое-то время власть меняется, а вместе с ней списывается в утиль гениальное наследие "папєрєдніков". А через некоторое время те же самые люди (а кто еще?) начинают сочинять новые программы и прогнозы.

Правительство Арсения Яценюка демонстрирует ярую приверженность многолетним традициям. Утверждая толстые планы, чиновники занимаются арифметикой деления бюджетов. Заставить их работать на страну не способны ни кризис, ни война, ни тотальное обнищание населения.

На пике обострения военного конфликта с Россией Кабинет министров утвердил два трехлетних сценария развития отечественной экономики.

"Правительство одобрило эти сценарии. Министерство финансов рассмотрит их, чтобы завершить подготовку бюджета на следующий год, который в сентябре должен быть представлен на рассмотрение в парламенте", - заявил первый заместитель министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта.

Сами программы можно не читать. С закрытыми глазами их перескажет любой опытный сотрудник Минфина, Кабмина, Минэкономики или Верховной Рады.

Оба варианта "программ" возможны при одновременном решении ряда проблем и проведении масштабных реформ в отечественной экономике. О них до сих пор много говорилось, но довести до конца не удалось ни одному из правительств. Эти шаги не просто маловероятны. Они не будут сделаны.

Так, правительство настаивает на реализации "вечных" реформ: улучшении администрирования налогов, оптимизации структуры госдолга путем уменьшения в нем доли валютных ОВГЗ, повышении тарифов до экономически обоснованного уровня и увеличении в их структуре инвестиционной составляющей.

Основные условия для реализации обоих сценариев, говорится в аналитических материалах Минэкономики, - завершение активной фазы военного конфликта на востоке Украины и решение проблем с поставкой газа до конца 2014 года. Иными словами, в 2014 году реформ не будет и в 2015 году - тоже.

В своих прогнозах Кабмин делает ставку на углубленное сотрудничество с ЕС и МВФ. Тезис замечательный, потому что сотрудничество уже есть. Углублять его можно до бесконечности. А если результата нет, всегда можно сказать, что работали недостаточно глубоко.

Арсений Яценюк оказался Николаем Азаровым с поправкой на возраст и знание украинского.

Натисніть для збільшення

Раз подсчет, два подсчет

Не менее интересно содержание очередных обещаний.

Первый сценарий Кабмина предполагает размеренный рост экономики. Во многом он будет зависеть от ситуации на внешних рынках, в том числе - от расширения торговых горизонтов за счет европейских рынков. Простыми словами, правительство снимает с себя любую ответственность за состояние экономики.

Согласно этому сценарию, в 2015 году рост ВВП составит 0,3%, инфляция (декабрь к декабрю) - 8,7%, индекс цен производителей - 10,6%.

Объем экспорта увеличится на 2,4% до 77,2 млрд долл, импорта - на 2% до 81,1 млрд долл. Стоимость кредитов останется по-прежнему высокой, а в структуре экспорта будет преобладать сырье.

Таким образом, первый сценарий фиксирует существование экономики без вмешательства правительства. Все остается как всегда, никаких реформ нет, немного увеличивается экспорт, а на фоне провала 2014 года экономика 40-миллионой страны прекращает дальнейшее падение.

Этот сценарий можно назвать "пусть все идет, как идет".

Второй сценарий предусматривает более интенсивный рост ВВП. Он предполагает активные внутренние реформы, постепенное увеличение в экспорте доли высокотехнологической продукции, удешевление кредитных ресурсов.

Этот сценарий хотелось бы назвать "фантастическим", но на самом деле это "пусть все идет, как идет, но вдруг нам немного повезет". Если закончится война, бизнес начнет шевелиться, а в разрушенный Донбасс пойдут государственные миллиарды, которые станут разворовываться сумасшедшими темпами.

Согласно расчетам Минэкономики, рост ВВП составит 2%, инфляция - 9,8%, индекс цен производителей - 12,3%.

Рост экспорта ожидается на уровне 4,3% при объеме 78,6 млрд долл, импорта - 3,7% при объеме 82,5 млрд долл. В отраслевом разрезе наилучшие результаты покажут сельское хозяйство - рост 3,7%, промышленность - рост 1,7%, оптовая и розничная торговля - рост 5%.

Фото Олександра Олександренка

Откуда взялись эти цифры, непонятно. Они связаны с реальностью так же, как прогнозы правительства Азарова на 2014 год. Лишь чиновники видят в нарисованных ими долях процентов сакральный смысл и огромную разницу.

"Первый и второй сценарии не особо отличаются друг от друга. В нынешних условиях и 0,3% ВВП, и 2% ВВП означают небольшой рост", - сказала ЭП главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

Одним из стимулов экономического роста, который приведет к снижению процентных ставок, Кабмин считает снижение учетной ставки НБУ.

На фоне разрушенного доверия к банкам, нелепых действий Нацбанка и полной "нерабочести" учетной ставки в Украине, само такое допущение звучит как изысканный бред теоретиков с Грушевского.

"Я не думаю, что в 2015 году уровень учетной ставки НБУ будет существенно влиять на стоимость кредитов и объем инвестиций", - говорит Белан.

По прогнозам Dragon Capital, в 2015 году экономика будет постепенно восстанавливаться. Рост ВВП составит 1%, что позитивно скажется на бюджете.

Дальше - из области "если". Если будут проведены реформы, часть экономики выйдет из "тени", а значит, увеличится база налогообложения. В связи с этим доходы госбюджета будут незначительно расти.

Основным драйвером экономического роста может стать приток инвестиций - внешних и внутренних. Потребительский спрос, по прогнозам эксперта, будет довольно слабым - нулевой рост, но зато после окончания военных действий можно ожидать восстановления объемов экспорта.

"Единственное принципиальное отличие от правительственного прогноза - мы не ожидаем восстановления поставок газа этой зимой. Россия стремится максимально ослабить Украину, и отсутствие поставок газа зимой - эффективный инструмент. По нашим предположениям, восстановление импорта газа из России начнется ближе к середине следующего года", - сказала Белан.

Частина 1. Частина 2. Частина 3. Частина 4

Пока сторонам договориться не удается.

"Мы вновь слышим о 385 долл за тыс куб м за счет применения так называемой скидки 100 долл от цены 485 долл за счет отмены пошлины. То есть по мнению российской стороны цена 485 долл справедливая и рыночная. Мы считаем, что эта цена дискриминационная", - заявил министр энергетики Юрий Продан.

Третий не лишний, третий - запасной

Исходя из наиболее пессимистичных прогнозов, правительство разработало третий, альтернативный, сценарий развития отечественной экономики. Он возможен в том случае, если политическую и экономическую ситуацию в Украине можно будет описать двумя словами: все плохо.

Повышение цены на импортный газ до 480-500 дол за тыс м куб приведет к подорожанию энергоресурсов, в сотрудничестве с МВФ произойдет сбой, и фонд отложит выделение траншей, война с Россией и напряжение в торговых отношениях со странами таможенного союза продолжат накаляться.

Если к этому добавить дальнейшую девальвацию гривны, низкий спрос на украинскую продукцию на внешних рынках и дестабилизацию банковской системы в условиях невозможности погашать долги без внешних займов, то, по прогнозам Минэкономики, сокращение ВВП в 2015 году составит 7-12%.

При этом инфляция достигнет 14-17% (декабрь к декабрю), уровень безработицы возрастет до 11-12,5%, а реальная среднемесячная зарплата сократится на 15-18%. Падение экспорта в этом случае ожидается до 14,5%.

Ключевым фактором, который определит динамику развития экономики в 2015 году, будет война. "Мы очень надеемся, что конфликт закончится в 2014 году. Однако если этого не произойдет, прописанный Кабмином альтернативный сценарий будет все более вероятным", - отметила Белан.

Она уточнила, что сейчас эксперты компании не закладывают его в свои прогнозы как основной и рассматривают его вероятность ниже 50%. Однако ситуация меняется очень быстро.

На днях президент Петр Порошенко заявил о вторжении российских военных на территорию Украины. Мировая общественность отреагировала соответственно.

Петро Порошенко. Фото president.gov.ua

Посол США в Украине Джеффри Пайетт заявил, что вторжение новых колонн российских танков в Украину свидетельствует о начале контрнаступления.

Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс написал, что "российское вторжение в Украину должно быть рассмотрено Советом безопасности ООН как акт агрессии. ООН должна реагировать соответственно, это война".

30 августа состоялся внеочередной саммит ЕС, посвященный ухудшению ситуации на востоке Украины. О его результатах пока ничего не слышно ничего определенного, хотя президент Украины успел анонсировать мощную помощь вооружением со стороны Европы.

"Поскольку никто не может сказать, когда закончится конфликт, все понимают, что эти прогнозы - просто интеллектуальное упражнение. Они базируются на большом количестве допущений и далеки от реальности", - отмечает руководитель аналитического департамента SP Advisors Виталий Ваврищук.

В нынешних условиях, добавляет он, разброс в прогнозах на 2015 год может колебаться в диапазоне от -5% ВВП до +5% ВВП. Сегодня невозможно дать какой-либо прогноз с высокой степенью вероятности.

На каком бы прогнозе не был сформирован бюджет-2015, уже сейчас понятно, что его нужно будет корректировать в зависимости от развития событий.

"Если воспринимать ситуацию реалистично, думаю, впервые за всю историю Украины правительству на следующий год можно закладывать снижение минимальной заработной платы и прожиточного минимума", - считает Ваврищук.

По его словам, c начала 2015 года доходы в бюджет продолжат сокращаться. "В первом полугодии 2014 года удалось сохранить поступления на уровне 2013 года. В первом полугодии 2015 года будет высокая база сравнения, и мы увидим снижение доходов", - говорит эксперт.

Натисніть для збільшення

Бюджетная неопределенность

Как и в прошлые годы, прогнозы существуют отдельно от планов наполнения бюджета. Кабмину каждый год нужно еще больше денег, а падает при этом экономика или растет - не важно.

Минфин, говорят источники ЭП, пока рассчитывает проект госбюджета-2015 по первому сценарию, однако все может измениться.

"Пока он рассчитывается без учета налоговой реформы и реформы госфинансов. 2 сентября ожидается рассмотрение в парламенте правительственного законопроекта о децентрализации. В случае его принятия бюджет будет пересчитываться", - уточнил источник в аппарате Минфина.

По его словам, предварительный план таков: 5 сентября рассмотреть проект госбюджета на заседании правительственного комитета экономического развития и по вопросам международного сотрудничества, 10 сентября - вынести в Кабмин, зарегистрировать в парламенте, а после - отозвать на доработку.

Пока проект госбюджета пребывает в сыром виде. В пятницу в Минфине состоялись консультации с представителями местных властей. Согласно расчетам, которые есть в распоряжении ЭП, некоторые показатели бюджета-2015 ненамного отличаются от цифр, заложенных в смете на 2013 год.

Міністр фінансів Олександр Шлапак. Фото kmu.gov.ua

Проект госбюджета рассчитывается исходя из того, что минимальная зарплата с 1 января составит 1 257 грн, а с 1 декабря - 1 284 грн. При этом разрыв между должностным окладом работника первого тарифного разряда и минимальной зарплатой предлагается сохранить на уровне 2013 года - 366 грн.

"Учитывая экономическую ситуацию в стране, такое повышение минимальной зарплаты и должностного оклада работника первого тарифного разряда должно обеспечиваться в пределах фонда оплаты труда, определенного на уровне 2014 года", - говорится в аналитических выводах Министерства финансов.

Согласно выводам Ассоциации городов Украины, при постоянном увеличении расходов на индексацию зарплаты обеспечить рост минимальной зарплаты в пределах фонда оплаты труда на уровне 2013 года невозможно.

Одна из причин - действующие ограничения предельных размеров некоторых видов надбавок и доплат бюджетникам не позволяют существенно сократить расходы на оплату труда.

В таких условиях рост социальных стандартов должен сопровождаться пересмотром штатных нормативов, увеличением недельной нагрузки, отменой моратория на закрытие бюджетных учреждений, "замораживанием" индексации доходов бюджетников, говорится в выводах экспертов ассоциации.

Согласно расчетам Минфина, цифры 2015 года, касающиеся региональной политики, от показателей 2014 года будут отличаться незначительно.

 Натисніть для перегляду всього документа

Например, по статье "доходы, закрепленные за местными бюджетами", Минфин закладывает минимальный рост - всего 7 млн грн. Если в 2014 году они составляли 65,105 млрд грн, то в 2015 году ожидаются на уровне 65,112 млрд грн.

Размер дотаций выравнивания из государственного в местные бюджеты увеличится в 2015 году на 320 млн грн. Для сравнения: в бюджете-2014 объем таких дотаций превышает показатель 2013 года почти на 5 млрд грн.