Українська правда

Вантажі тікають з Криму

Якщо у материкових портів показники зростають, то у кримських - погіршуються. За п'ять місяців 2014 року порти півострова скоротили перевалку вантажів на 48%. З кожним місяцем їх обсяги лише падають. (Рос.)

Негативная экономическая ситуация в Украине, вызванная агрессией Кремля, пока не сказалась на портовой отрасли - если не считать потерю крымских портов.

Более того, объемы перевалки материковых гаваней даже растут.

По данным ГП "Администрация морских портов Украины" - АМПУ - за пять месяцев 2014 года объем переработки грузов в морских портах континентальной Украины вырос в сравнении с январем-маем 2013 года на 9,4% до 59,7 млн тонн.

Основная причина - перераспределение грузопотоков из-за потери Украиной портов АРК. Также повышается спрос на зерно, уголь, руду, чугун, металлопрокат.

"Конфликт (украинско-российская война. - ЭП) спровоцировал некоторое перераспределение грузопотоков крымских портов через гавани континентальной Украины, вследствие чего в целом переработка грузов через морские порты континентальной части Украины выросла", - отмечают в пресс-службе АМПУ.

Самый высокий рост перевалки грузов показал специализированный морской порт "Октябрьск", расположенный в северной части Днепро-бугского лимана.

За пять месяцев 2014 года этот порт увеличил перевалку грузов в сравнении с 2013 годом на 43% до 3 млн тонн. Перевалка угля выросла на 446% до 358 тыс тонн, зерна - на 143% до 952 тыс тонн, минудобрений - на 66% до 663,7 тыс тонн.

Улучшились показатели Измаильского порта. За январь-май 2014 года он переработал 1,3 млн тонн грузов, что почти на 25% больше, чем за этот же период 2013 года. На 34% выросла перевалка угля, на 61,4% - строительных материалов, химических удобрений и металлолома.

Неплохой рост показали крупнейшие порты Украины.

"Южный" за пять месяцев 2014 года увеличил перевалку на 6,6% до 18,9 млн тонн, Одесский морской порт - на 14% до 10,3 млн тонн, Николаевский - на 8% до 8,4 млн тонн, Ильичевский - на 4,6% до 6,9 млн тонн, Мариупольский - на 9,4% до 5,9 млн тонн, Херсонский морской порт - на 3,7% до 1,37 млн тонн.

Маріупольський порт. Фото uspa.gov.ua

Чему обязаны

Росту показателей портов в условиях войны и общего спада в украинской экономике способствовали, прежде всего, переориентация потоков зерна, руды, металла и наливных грузов с Крыма в гавани Одессы, Николаева и Мариуполя.

"У нас наиболее благоприятная логистика для судов с осадкой до восьми метров, которые идут в страны Средиземноморья. Из Феодосии к нам перешла часть грузопотока глины, из Керчи - уголь. Новых клиентов нет, просто перешли наши давние партнеры", - рассказали в пресс-службе Мариупольского порта.

Перевалка зерна за пять месяцев 2014 года выросла на 95,4% до 11,8 млн тонн.

"Зерно из крымских портов переориентировано на порты Херсона и Николаева. Однако из-за их ограниченных возможностей значительная часть урожая в новом сезоне также будет направлена в порты Одессы, Ильичевска и порт "Южный", - сообщил аналитик компании "ПроАгро" Ярослав Левицкий.

Ранее Крымские порты контролировали 6-8% рынка перевалки зерна.

За январь-май 2014 года порт "Южный" переработал более трети груза зерна - 3,2 млн тонн. Это почти на 130% больше, чем за такой же период 2013 года.

Іллічівський порт. Фото uspa.gov.ua

Одесский морской порт нарастил перевалку зерна на 40% до 2,5 млн тонн, Николаевский морской порт - на 166% до 2,4 млн тонн, Ильичевский морской порт - на 47% до 1,9 млн тонн. Значительно выросла перевалка зерна в Бердянском морском порту - на 7000%.

Автотранспорт, значительная часть которого раньше шла через Евпаторийский морской порт, переориентировался на Ильичевск. За пять месяцев 2014 года через этот порт прошло 18,8 тыс машин, что почти вдове больше, чем в 2013 году. Ожидается, что с автотехникой будет работать и Скадовский морской порт.

Перевалка нефтепродуктов в портах за пять месяцев 2014 года выросла на 77,3%. Раньше значительную часть украинского топлива принимали Феодосийский и Керченский порты.

После оккупации Крыма Россией бензин пошел в Одесский и Николаевский морские порты. Первый за пять месяцев 2014 года принял 1,8 млн тонн нефтепродуктов - на 125,5% больше, чем годом ранее, второй - 454 тыс тонн нефтепродуктов - на 109% больше, чем за пять месяцев 2013 года.

Нарастили порты перевалку подсолнечного масла - на 40,2% до 1,9 млн тонн, металлопроката - на 11,8% до 5,6 млн тонн, чугуна - на 9,5% до 1,7 млн тонн.

Впрочем, годовые итоги портовой отрасли Украины могут быть не столь впечатляющими: за шесть месяцев 2014 года объемы перевалки грузов стали снижаться. Объем грузопереработки в морских портах материковой Украины вырос на 8,3% в сравнении с январем-июнем 2013 года до 67,9 млн тонн.

"Все зависит от конъюнктуры рынка. Если будет высокий спрос на металл, уголь, глину и зерно, то и рост грузопотока продолжится. Серьезные коррективы в работу Мариупольского порта и предприятий Донбасса вносит политика.

Керченський порт. Фото uspa.gov.ua

В случае дальнейшей дестабилизации ситуации и образования непризнанной территории мы будем вынуждены говорить не о росте перевалки, а о полной остановке порта", - говорят в пресс-службе Мариупольского порта.

Грузопоток иссяк

Если у материковых портов показатели растут, то у крымских ситуация противоположная. По данным российского информационного агентства "РЖД-партрер", за пять месяцев 2014 года крымские порты сократили перевалку грузов на 48% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года до 3,6 млн тонн.

Причем с каждым месяцем объем перевалки лишь падает. В апреле грузопоток сократился на 55% в сравнении с апрелем 2013 года до 1,19 млн тонн, в мае - на 74% в сравнении с этим же месяцем 2013 года до 360 тыс тонн.

В Керченском порту заявляли, что за четыре месяца 2014 года перевалка грузов упала на 88,4% в сравнении с этим же периодом 2013 года до 109,8 тыс тонн.

По итогам 2013 года порты АРК переработали 11,3 млн тонн груза - зерна, металла, нефтепродуктов, автомобилей, стройматериалов. В 2014 году едва ли получится показать половину этого результата.

Сейчас основный груз Керченского и Феодосийского портов - нефтепродукты из России. Севастопольский и Евпаторийский порты фактически простаивают.

"Губернатор" Севастополя Сергей Меняйло заявил, что порт Севастополя возобновил работу после периода простоя, связанного с "переходным периодом". "Перевалка грузов достигла 10 тыс тонн и продолжает расти", - сказал он. За 2013 год Севастопольский порт переработал 4,8 млн тонн грузов.

Євпаторійський порт. Фото uspa.gov.ua