Чи потрібен Україні ще один мегарегулятор
Нацбанк задумав докорінно перекроїти ринок фінансових послуг в країні. Там хочуть в доважок до банківського ринку взяти під контроль ще й усі фінансові ринки, включаючи страховий та фондовий. (Рос.)
Нацбанк задумал коренным образом перекроить рынок финансовых услуг в стране.
Там хотят в довесок к банковскому рынку взять под контроль еще и все финансовые рынки, включая страховой и фондовый.
Согласно разработанной в НБУ "Стратегии реформирования банковского сектора до 2020 года", будут ликвидированы Нацкомфинуслуг и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку - НКЦБФР.
Подотчетные им компании перейдут на "обслуживание" в Нацбанк, который станет мегарегулятором финансового рынка.
Ломбарды и кредитные союзы в Нацбанке планируют взять под контроль до конца 2014 года. Страховщики станут подотчетными НБУ до середины 2015 года, а регулирование рынка ценных бумаг переместится в НБУ до середины 2016 года.
Идея сама по себе неплохая по нескольким причинам.
Прежде всего, создание мегарегулятора на базе НБУ естественно.
Страховые компании, кредитные союзы и инвестиционные компании все равно проводят все платежи через банковские счета. Однако отчетность они сдают в другое место, и НБУ не может вовремя остановить самые "горячие" деньги. Став мегарегулятором, он сможет это делать сравнительно быстро.
Правда, это не понравится структурам, которые контролируются Нацфинуслуг и НКЦБФР. Им, скорее всего, придется перейти с ежеквартальной на ежедневную форму подачи отчетности с приличными санкциями за невыполнение нормативов.
Две комиссии и сами сделали бы так, но за все годы существования они не имели денег даже на покупку компьютеров. У Нацбанка же таких проблем нет априори.
Нельзя сказать, что подконтрольные организации не смогут злоупотреблять. Нацбанк ежедневно получает отчетность от банков, и те все равно регулярно "ложатся". Значит, регулятор видит далеко не все.
Однако страшно представить количество банкротств, если бы банки подавали отчетность раз в квартал и выдерживали нормативы лишь четыре дня в году по примеру страховых компаний. Так что наверняка контролируемость финансовой системы существенно вырастет.
Создание мегарегулятора - правильная идея и с точки зрения финансового мониторинга. Страховые компании являются одним из самых популярных инструментов оптимизации налогообложения, а в одно время даже применялись для массового выведения капитала за рубеж.
Инвестиционные фонды часто служат инструментом легальной оптимизации налогообложения в строительстве, химии и других отраслях. А рынок ценных бумаг - и вовсе сплошное поле возможностей.
Цепочка сделок в разных секторах может легко "минус" превратить в "плюс" и наоборот. Так что будет лучше, если все доступные в Украине финансовые инструменты окажутся под крылом одной структуры.
Еще один аргумент в пользу мегарегулятора - система гарантирования вкладов. В свое время из-за кризиса и мошенничества владельцев обанкротилось немало кредитных союзов. Они составляли конкуренцию банкам на рынке депозитов и кредитов, поскольку были более лояльны к клиентам.
В. о. голови Нацфінпослуг Максим Поляков. Фото nfp.gov.ua |
В то же время, недостаток регулирования привел к тому, что десятки тысяч вкладчиков остались без денег из-за отсутствия системы гарантирования вкладов.
Уже после кризиса некоторые бывшие владельцы кредитных союзов пытались снять с себя ответственность за пропажу клиентских денег. В качестве хитрого маневра они возглавили движение по созданию фонда гарантирования вкладов кредитных союзов и предложили "задним числом" провести из него выплаты.
Во времена Юлии Тимошенко они почти добились своего, однако при смене власти идея затерялась. Вместо нее НБУ под руководством Игоря Соркина предложил ликвидировать кредитные союзы и превратить их в кооперативные банки, то есть таки подчинить Нацбанку.
Была даже еще более дикая идея - создать фонд гарантирования денег от операций на рынке акций.
Гарантии по операциям с ценными бумагами - это, конечно, перебор. Думать надо и относительно фонда гарантирования вкладов кредитных союзов. Тем не менее, дополнительный контроль не будет лишним ни в коем случае.
Есть, конечно, специалисты, которые сомневаются в пользе от большого регулятора. Как минимум, до тех пор, пока Нацбанк не продемонстрировал заметных успехов хотя бы в регулировании "родного" ему банковского сектора.
"Это преждевременная затея. НБУ должен сначала навести порядок в банковском секторе, а уже потом думать о других рынках", - считает член наблюдательного совета Украинского кредитно-банковского союза Ярослав Колесник.
Как известно, НБУ в 2014 году признал неплатежеспособными десять банков. Еще несколько десятков финучреждений испытывают проблемы с платежеспособностью и требуют докапитализации.
Официально банкротов на рынке было бы гораздо больше, если бы Фонду гарантирования было чем платить вкладчикам этих банков. Фонд уже несколько месяцев набирает персонал для работы временными администраторами и нуждается в дополнительном финансировании более чем на 4 млрд грн.
Сейчас проблем на банковском рынке больше, чем на каком-либо другом. Кредитные союзы вымерли еще во время кризиса 2008 года, а страховые компании выживают благодаря отсутствию жесткого надзора.
И вдруг на этом фоне денежные потоки, подконтрольные чиновникам НБУ, увеличатся как минимум в разы. Готов ли к этому мегарегулятор?
"Даже на валютном рынке Нацбанк ведет себя, как слон в посудной лавке. Как он будет решать проблемы фондового рынка, которые на порядок сложнее?" - недоумевает один из инвестбанкиров.
Голова НКЦПФР Дмитро Тевелєв. Фото investgazeta.net |
Как будет реализована мегареформа, пока непонятно. Есть два варианта.
Первый - самый простой - Нацкомфинуслуг и НКЦБФР реорганизуют в департаменты в структуре НБУ и подчинят правлению Нацбанка.
Второй - банковский надзор объединят с надзорными органами других финансовых рынков и рынком ЦБ и выведут в отдельный регулирующий орган.
Таким образом, НБУ оставит за собой только монетарные функции, а контролирующие функции возьмет на себя созданный мегарегулятор финансовых рынков. Такой вариант более вероятен.
"Это европейская практика. Наконец-то можно будет отделить функции надзора от макроэкономической политики", - говорит экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов, который предлагал создать финансовый мегарегулятор еще в 2003 году.
По его мнению, макроэкономическая политика НБУ должна проводиться в интересах всей экономики, а не только банковских учреждений.
Пока же Нацбанк на валютном, денежном и кредитном рынках сам создает проблемы банкам и сам их решает за счет рефинансирования. Такое "замкнутое производство", по мнению экспертов, - основа коррупционной системы в НБУ.
Впрочем, чиновники могут последовать примеру Казахстана, где ЦБ регулирует все финансовые рынки и совмещает надзорные и монетарные функции.
Почему именно сейчас всплыла идея создания финансового мегарегулятора, и кому она принадлежит? В Нацбанке утверждают, что "Стратегия реформирования банковского сектора" готовилась при участии западных консультантов. Однако задумка с мегарегулятором, скорее всего, "местная".
"Вряд ли это совет МВФ. Каждая страна сама решает, как организовывать надзор. Нацбанк пока не выполняет даже возложенные на него функции, поэтому брать на себя новые пока рановато", - полагает бывший зампред НБУ Александр Савченко.
По одной из версий, новый орган создают для кого-то из людей Петра Порошенко. Однако в его команде нет ни одного финансиста или банкира международного класса, способного заниматься надзором и вести переговоры с МВФ.
Петро Порошенко, Арсеній Яценюк. Фото lenta-ua.net |
При этом президент не может быть полностью увереным в лояльности нынешнего главы НБУ Степана Кубива, который является креатурой Арсения Яценюка. Благодаря связям последнего Украине удается договариваться о займах с МВФ и другими международными донорами. С надзором же пока полный провал.
В этом может быть смысл разделения Нацбанка на "монетарную" и "надзорную" части, но с более широкими полномочиями и полем деятельности. Именно "надзорная" часть с правом выдачи рефинансирования - основное золотое дно мегалегулятора. Вот его и может возглавить креатура нового президента.
"Увеличение централизации власти только усиливает коррупционную составляющую. Это показал негативный опыт правления Виктора Януковича. Сейчас проблемы в банковском надзоре налицо, а методы работы не изменились", - констатирует экс-член совета НБУ Василий Горбаль.
Остаются проблемы и в Нацкомфинуслуг, которой вообще непонятно кто управляет. Кроме того, создание мегарегулятора позволит переподчинить людям из окружения Порошенко и Комиссию по ценным бумагам, которой до сих пор управляет человек Рината Ахметова Дмитрий Тевелев.
Руководители НКЦБФР никак не развивали фондовый рынок. Этот орган при всех президентах использовался больше как инструмент контроля и влияния на акционерные общества, эмитентов, крышевания схем и рейдерских захватов. Вряд ли там что-то изменится от его переподчинения мегарегулятору.
"В нынешней ситуации это будет шаг назад. Если комиссия в прежнем виде просто станет департаментом НБУ, то рынок от этого ничего не получит, кроме дополнительной бюрократии. 23 года государство относилось к фондовому рынку как к врагу, поэтому фондового рынке как такового нет.
Пока не изменятся правила игры, смысла в такой реформе нет", - считает управляющий директор инвесткомпании Dragon Capital Дмитрий Тарабакин.
Не исключено, что "надзорная" реформа на финансовых рынках споткнется о парламент. Президент не имеет там большинства, и еще не известно, получит ли он его после выборов. Страховщики же вряд ли будут в восторге от смены регулятора, ужесточения надзора и возможного перекрытия "схемного" рынка.
"Страхование - это любимый бизнес депутатов, поэтому количество страховых компаний совпадает с количеством народных избранников", - иронизирует Суслов.
Фото unn.com.ua |
КОМЕНТАР НБУ
- Протягом останніх місяців Національний банк України активно працював над створенням "Стратегії реформування банківського сектора" до 2020 року.
До спільного обговорення стратегії та існуючих проблем, способів їх розв'язання та головних напрямів діяльності фінансової галузі регулятор запрошував усіх зацікавлених: представників провідних банківських установ, фахівців з міжнародних та вітчизняних фінансових організацій.
Крім того, допомогу в розробленні стратегії надали міжнародні експерти, які також планують надавати підтримку на етапі її реалізації.
Національний банк завершує розроблення проекту стратегії та має намір найближчим часом розглянути цей документ на засіданні правління НБУ. Відповідний документ також планується розглянути на засіданні Ради Нацбанку.
Після конструктивного обговорення положень стратегії члени правління Національного банку консолідовано приймуть рішення з цього питання, і про нього відразу буде повідомлено на офіційному сайті Національного банку України.
Загалом проект стратегії передбачає реформування як центрального банку, так і банківської системи в цілому.
Головними цілями реформи банківської системи є забезпечення фінансової стійкості банківського сектора та макроекономічної стабільності в короткостроковому та довгостроковому періодах, активізація банківської системи щодо мобілізації локальних та зовнішніх ресурсів для стимулювання економічного зростання, подальше використання стандартів ЄС та міжнародного досвіду в діяльності української банківської системи, а також вдосконалення нагляду на консолідованій основі, зміцнення захисту вкладників, кредиторів і споживачів банківських послуг, розвиток фінансових ринків та вдосконалення інфраструктури банківського ринку як основи для розвитку диверсифікованої фінансової системи.
Також повідомляємо, що Національний банк України рішуче налаштований на виконання підписаної угоди з Міжнародним валютним фондом, ознайомитися з усіма положеннями якої можна на офіційному сайті фонду.