Банки та окупанти
Чотири норми законопроекту про окуповані території, які поставлять поза законом український бізнес, банкірів та їх клієнтів в Криму. (Рос.)
Исполняющий обязанности президента Александр Турчинов сделал все, чтобы "сдать" России не только Крым, но и украинскую военную технику.
Захват военных кораблей и расстрел военных баз, который происходит в последние дни, - яркое тому подтверждение.
Можно объяснять это бездействие нежеланием ввязываться в вооруженный конфликт, заведомо проигрышный для Украины.
Можно прислушиваться к теориям о том, что существуют некие договоренности на высшем уровне, и Турчинов попросту выполняет то, что ему сказали.
Хотя уж если украинская власть не намерена спасать украинские военные корабли, их хотя бы стоило затопить, а не добровольно передавать на вооружение Черноморского флота РФ.
Вместо принятия трезвых решений на поле боя власти Украины решили показать решительность в борьбе с русскими оккупантами в полях казуистики. Это желание порождает удивительные документы, которые под шумок могут стать законами.
Один из них предполагает запрет на зарабатывание денег в Крыму. Предложение звучит нелепо на фоне того, что украинское государство хочет продолжать бюджетные выплаты в АРК. Получается, что государству можно тратить свои деньги на оккупированных территориях, а бизнесу - нет.
Разработанный внефракционным депутатом Юрием Деревянко и проголосованный Радой в первом чтении закон об оккупированных территориях может привести к остановке работы банков на территории Крыма. Счета всех клиентов, которые имеют крымскую прописку, будут заблокированы.
Дело в том, что закон содержит разделы, которые ограничивают работу банков по приему и проведению платежей, а также по регистрации и перерегистрации залогов. Речь идет, в частности, о следующих нормах.
Первое ограничение. Ограничение прав на ведение предпринимательской деятельности: запрещена любая предпринимательская или некоммерческая хозяйственная деятельность, перевод денег, работа любого вида транспорта.
То есть бизнесу хотят запретить зарабатывать деньги на территории южнее Красноперекопска.
Статья восьмая закона запрещает способствовать переводу средств клиентов, что остановит и так невысокую активность банков в регионе. Пока многие финучреждения продолжают выдавать клиентам средства со счетов и рассчитывают хотя бы вернуть выданные кредиты.
В случае принятия законопроекта зарплатные счета предприятий и расчеты между бизнесом придется заморозить, а выданные кредиты списать на убытки.
Точно так же законопроект вводит запрет на прием платежей по кредитам, оплату услуг мобильной связи и даже простой коммуналки, потому что все это - хозяйственная деятельность частного лица.
Все счета крымчан могут быть единовременно заморожены. При этом у клиентов из АРК не будет возможности поехать за своими деньгами либо для совершения платежей, например, в Одессу.
Фото forum.pravda.com.ua |
Наказание за нарушения - три-пять лет тюремного заключения (для группы лиц или госслужащих - пять-восемь лет, организованной группы лиц - семь-десять лет) с конфискацией имущества согласно ст. 202 Криминального кодекса. В таких условиях вряд ли кто-то из банкиров сделает выбор в пользу денег.
Второе ограничение. Раздел "Ограничение свободы передвижения на временно оккупированной территории" закона предусматривает, что въезд на "оккупированную территорию" будет осуществляться по спецразрешениям Кабмина и через спецпункты (статья шестая закона).
Это, прежде всего, закрытие Крыма как места отдыха в летний период. Как ответный шаг России - это вполне закономерный ход, но почему под эти же санкции подпадает бизнес, не вполне понятно.
Наказание за нарушение - три-пять лет тюремного заключения (для группы лиц или госслужащих - пять-семь лет, организованной группы лиц - семь-девять лет) с конфискацией имущества согласно поправкам к ст. 333 Криминального кодекса.
Третье ограничение. Проект закона предусматривает, что любое сотрудничество с Россией считается "коллаборационизмом" и "государственной изменой".
Потенциально изменником в такой трактовке может считаться любой гражданин с крымской пропиской, ведь есть вероятность, что украинские паспорта будут обменяны на российские. Обслуживать таких клиентов банки не смогут.
В отношении бизнеса в целом тезис тоже замечательный. Почему бы не отказаться от покупки и транзита газа, вермишели "Макфа", пива "Балтика" и бензина от "Лукойла" и ТНК? Почему бы не перестать пускать поезда и самолеты из России через украинскую территорию и воздушное пространство?
Почему бы не запретить Виктору Пинчуку продавать трубы в Москву, а мобильным операторам - отключить роуминг с РФ?
Наказание за нарушение этой нормы - десять-пятнадцать лет тюремного заключения согласно ст. 111 Криминального кодекса Украины.
Наконец, банки рискуют потерять возможность взыскания залогов даже с тех жителей Крыма, которые захотят сохранить украинское гражданство.
Четвертое ограничение. В законопроекте указано, что "приобретение права собственности на временно оккупированной территории допускается только в случае наследования согласно закону или завещанию".
Таким образом, запрещаются договора купли-продажи, дарения, отчуждение за долги. Правда, сам момент оформления наследства является сотрудничеством с Россией. Таким образом, одна норма законопроекта противоречит другой.
Получается, можно оформить наследство в Крыму и стать изменником Родины или оставаться патриотом, но потерять деньги.
Фото dumskaya.net |
Какого результата добьется парламент принятием этого закона - банкиры сказать затрудняются. Наиболее вероятным следствием топ-менеджер одного из крупнейших банков с иностранным капиталом называет полное блокирование счетов крымчан - как частных лиц, так и зарегистрированного бизнеса.
При этом банки будут вынуждены списать на убытки 16 млрд грн кредитов, выданных в Крыму, а вкладчики не смогут получить свои депозиты.
Банкиры по-разному относятся к сложившейся ситуации.
Приватбанк, который выдал в Крыму кредитов на 5,9 млрд грн, уже заблокировал карты своих клиентов, прописанных в "новом субъекте" Российской федерации.
Вопрос возврата этих денег банк собирается решать с помощью назначения на пост главы "центробанка Крыма" Бориса Финкельштейна - директора крымского регионального управления Приватбанка, в которое входит 121 отделение в АРК.
Как сообщил источник в Ощадбанке, относительно 4 млрд грн кредитов там еще "никто не думал". Скорее всего, банк попросит у НБУ разрешения не формировать под них 100% резерв и выведет активы за баланс, то есть признает их убытками.
В "Дельта банке", который выдал в Крыму более 2 млрд грн, рассматривают возможность получения лицензии ЦБ России для работы в АРК. Это позволит обслуживать клиентов и выполнять обязательства перед вкладчиками.
Как сообщил председатель Наблюдательного совета "Дельта банка" Николай Лагун, консультации по этому поводу ведутся с Нацбанком и ЦБ России. Также банкир не исключил возможности приобретения кредитных портфелей других банков в Крыму, если "это позволят законодательство и финансовое регулирование".
Продать портфель активов может еще один крупный крымский игрок - около 1 млрд грн - "Райффайзен банк аваль". Правда, речь идет о родственном банке в РФ, где группа Raiffeisen Int. владеет одноименным Райффайзенбанком.