Ігор Уманський: Найближчим часом ті, хто повтікали, почнуть приходити до тями
Сотні і десятки Самооборони говорять про створення інституту контролю Майдану за діями влади. Цих людей потрібно поставити на службу державі, і наділити не тільки правами, а й обов'язками правоохоронних структур. Вони контролювали б будь-який новопризначений уряд шляхами, що передбачені Конституцією та законами України.
В разгар кризиса 2008 года, Игорь Уманский был и.о. министра финансов. Ситуация тогда была во многом похожа на нынешнюю. Возможно, именно поэтому он является одним из кандидатов на пост министра финансов. По крайней мере, фамилия Уманского нередко упоминается в кулуарах Верховной Рады.
По последней информации, министр финансов Юрий Колобов все еще не ушел в отставку, и в рабочем режиме общается с и.о. президента Александром Турчиновым. Но уже во вторник 25 февраля на утверждение Майдана могут вынести список нового Кабмина.
Кто в нем окажется – большая тайна. Выбор кандидатов ведется кулуарно, говорят о наличии пяти различных вариантов списка. Авторы одного из них вернули на должность министра финансов Виктора Пинзеныка. Однако в трех других фигурирует Уманский.
Будет ли выбор сделан в его пользу? Вряд ли. Нельзя не заметить, что формирование Кабмина ведется кулуарно, а Уманский не является депутатом ни одной из трех оппозиционных фракций. Тем более, в 2008 году он попортил немало крови премьеру Тимошенко, которая пыталась управлять Минфином в "ручном режиме".
Впрочем, как написало одно из изданий, Пинзенык решил воздержаться от вхождения в переходное правительство. Видимо, он решил не брать на себя риски, связанные с принятием непопулярных решений. Уманский таких рисков, похоже, не боится. А значит, его могут пригласить в правительство камикадзе, которому придется выполнить грязную работу, и расчистить путь для тех, кто придет к власти после майских выборов.
***
- Вас называют кандидатом на пост министра финансов в переходном правительстве. Вам поступали конкретные предложения?
- От руководства страны, которое есть на сегодняшний день, предложений по работе в правительстве не поступало.
- А от кого-то такие предложения звучали?
- В виде предложений - нет. Теоретически, велись разговоры о возможности работы. Но это не те люди, которые у власти, и не те люди, которые формируют списки будущего правительства.
- Вам известно, кто руководит распределением будущих постов?
- Сложно сказать. Мне не известно. Публичной информации об этом тоже нет, что не правильно в текущей политической ситуации и в условиях экономического кризиса.
Фото сделано до того, как Пинзенык подал в отставку, и и.о. министра стал Уманский |
- Как можно охарактеризовать текущее состояние государственных финансов?
- Как крайне сложное. Проблемы накапливались давно и системно. Ситуация начинает усугубляться из-за того, что система государственного механизма не знает, на кого ориентироваться.
Начинается банальный саботаж. Со стороны бизнеса, сегодня наблюдается тенденция не то чтобы утаивания, но придерживания налоговых платежей. Это происходит по разным причинам. Но, к сожалению, такая тенденция имеет место. В условиях экономического, финансового и бюджетного кризиса это опасно.
Систему нужно срочно структурировать и ориентировать на выполнение своих функций и законодательства.
- Можно ли быстро исправить нынешнюю ситуацию?
- Любые, даже самые правильные решения не приведут к быстрому эффекту по восстановлению экономики. Без восстановления нормальной системы исполнительной власти будет сложно. Экономика в рецессии. Нужно предпринимать действия, чтобы ее "завести".
Первое и главное, что нужно сделать власти, - это вернуть доверие. В экономике и власти это одна из главных категорий. Структура и логика формирования правительства должна быть понятна и воспринята обществом как внутри страны, так и за ее пределами.
Второе, что придется сделать – это вернуть функциональность. Третье – озвучить план реформ.
- Что такое "фукциональность"?
- Многие структуры сейчас дезориентированы, имеет место саботаж. Кроме того, в последние годы система госуправления скатывалась к выполнению коррупционных задач, а не к обеспечению выполнения функций государства. Ее необходимо перенастраивать.
- Сколько времени это может занять?
- Разное количество времени, в зависимости от выбранной системы. Наибольшая проблема заключается в правоохранительных и судебных органах. У этих структур система была больше "заточена" на выполнение коррупционных задач, нежели на выполнение функций защиты правопорядка.
Соответственно, ментальность, задачи и уже способ жизни людей - начиная от первых лиц и заканчивая исполнителями - в первую очередь "заточена" на это. И система будет защищаться.
- Каким образом?
- Блокировать, бюрократически запутывать систему возбуждения уголовных дел. Саботировать выполнение команд нового руководства.
- По чьей-то команде, или как бы сама по себе?
- И так, и так. В ближайшее время те, кто поубегали, начнут приходить в себя, пытаться перегруппироваться и переориентироваться. И через огромное количество контрольных точек, на которых расставлены нужные люди, станут максимально провоцировать негативные для них события.
- А что, если не трогать тех людей, которые скрылись? Они перестанут заниматься саботажем?
- Объявить амнистию? Этого не поймет и не простит никто в Украине. Если бы не было жертв смертей, теоретически это можно было бы обсуждать. Но эти люди перешли рубикон, перестали быть людьми.
Экс-премьер Сергей Арбузов и экс-президент Виктор Янукович. Фото kontrakty.ua |
- Они могут угрожать жизни тех, кто ведет по ним расследование?
- Безусловно. И тут, наверное, нужно было бы использовать уже сформированные подразделения – сотни и десятки Самообороны. Они уже сформированы и "заточены" под обеспечение правопорядка в стране. И сегодня они говорят о создании института контроля Майдана за действиями власти.
Этих людей нужно инкорпорировать, поставить на службу государству, и наделить не только правами, но и обязанностями правоохранительных структур. Их нужно рассредоточить по всем подразделениям, которые контролируют выполнение законности. Это была бы "живая кровь". И эти люди контролировали бы любое вновь назначенное правительство, но уже не путем самоорганизации, а путями, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
С другой стороны, это дало бы возможность новым руководителям силовых структур создать кадровую альтернативу, что очень важно. Чтобы взять систему под контроль, нужно иметь лояльных людей.
Если говорить о финансовых структурах, в них настолько кардинального развала системы не происходило. Это одна из немногих систем, которая сохраняла функциональность.
Сложная ситуация с фискальными органами. Эта структура тоже была заточена на выполнение коррупционных задач, и требует кардинального реформирования. В первую очередь, администрирование налогов.
- Откуда брать кадровый резерв для фискальных органов?
- В первую очередь необходимо провести серьезную налоговую реформу, которая бы максимально упростила налоговую систему и систему администрирования.
В стране достаточно большое количество людей с соответствующим образованием. Они были бы способны обеспечить это администрирование. Большая часть работников фискальных органов могли бы продолжать выполнять свои функции, но в новой системе координат. То есть, стать госслужащими, а не чиновниками.
Это же касается и правоохранительных органов, несмотря на всю прогнившесть системы. Там достаточно людей, которые хотят нормально работать.
Кадровый резерв для правоохранительных органов. Фото censor.net.ua |
- Что делать с ситуацией, когда местные таможни контролируются местными "элитами"? Даже Александр Клименко, с его жесткими методами, не смог отвоевать одесскую таможню.
- Прежде всего, нужно менять систему. Налоговая и таможенная системы должны быть максимально упрощены, чтобы минимизировать возможности для коррупции. Простой перечень налогов с понятной и прозрачной системой администрирования. Тогда неважно, какая фамилия у таможенника, который сегодня имеет возможность коррупционного заработка в виду неоднозначности законодательства и регулирования. Он имеет возможность применять разные подходы к трактовке одних и тех же случаев. Этой возможности их нужно лишить.
Если банально, Украина должна стать свободной экономической зоной. Максимально простой и понятной системой налогообложения, в которой нет исключений ни для кого – ни персональных, ни для отраслей, ни для видов бизнеса.
- Официально растаможить стоит в 4 раза дороже, чем неофициально. Это главная причина, по которой существует контрабанда.
- Это если ставки будут задраны.
- Насколько я понимаю, основная проблема – это НДС.
- НДС есть во всех странах. Другой вопрос, что можно менять систему администрирования. НДС по сути является налогом на потребление, и при нормальной системе он может уплачиваться не в момент возникновения обязательства или производства товара или услуги (первого события), а в момент потребления. Тогда платеж расщепляется, и налог идет в бюджет. Для плательщика проблема снимается.
- Любая налоговая реформа приведет к просадке доходов бюджета. Это главная причина, почему ее не будет.
- Именно поэтому на период внедрения реформы нужна помощь в виде заимствований. Потому что просадка по текущим платежам безусловно будет, а перенастройка системы требует времени.
- Вас тут же обвинят в раздувании госдолга.
- Если не обеспечить выход на развитие экономики, на разогрев печки, которая генерирует поступления в бюджет, мы никогда не выйдем на самообеспечение. Привлечение долга в этом случае - нормальная ситуация. Под данную программу многие кредиторы дадут финансирование, потому что они будут понимать, как этот долг будет возвращаться.
- Представители предыдущей власти уничтожили массу документов, доказательной базы может не быть. Не обернется ли эта кампания громким фиаско?
- Я никогда не работал в правоохранительных структурах, и не собираюсь. Я никогда не ставил задачу кого-то догонять и заниматься преследованием. Другие структуры должны знать, как эти задачи выполнить. Если будет политическая воля, то в нынешнем информационном мире доказательная база всегда найдется.
Когда я начинал работать на госслужбе, меня учили, что официальные бумаги никогда не исчезают. Всегда в системе есть предохранители, которые сохраняют "отпечатки". Может сгореть оригинал, но это не означает, что исчезнет сам документ.
Фото tsn.ua |
- Нужно ли расформировывать Миндоходов?
- Мое убеждение, что это инородное образование в нашей системе. Безусловно, фискальный орган в нашей стране должен быть. Он должен обеспечивать сбор налогов, но не устанавливать политику. А у нас получается, что одна и та же структура и устанавливает политику, и проводит ее. Это не нормально.
- Нужно ли массово пересматривать ассигнования по госпрограммам, которые прописаны в бюджете-2014?
- Нужно пересматривать бюджет, утверждать новый. Любые расходы, не связанные с выплатой зарплат и коммунальных платежей, до утверждения бюджета нужно остановить - кроме тех, остановка которых приведет к катастрофам.
- Придется ли новому правительству урезать соцрасходы?
- К сожалению, без сомнений.
- Нужно ли пересматривать систему госзакупок?
- Она должна стать прозорчной.
- Говорят, она и так прозрачна.
- Нет. Система публичных тендеров – идеальная для прикрытия коррупции и ухода от ответственности.
- Так Азаров сделал правильно, разрешив ряду предприятий обходиться без тендеров?
- Это же не значит, что они обходятся без тендеров. Каждая структура создавала систему закупок внутри. Ничего не изменилось. Продолжает работать система, которая позволяет уйти от ответственности.
- Как вы тогда охарактеризуете систему закупок у единого исполнителя?
- Если вы захотите купить iPad и объявите тендер, то при цене 1000 дол в магазине вы получите 1500. Процедура и все виды оговорок только сделают товар дороже. Вам легче взять на себя ответственность и купить iPad в магазине за 1000. Но у вас возникает другая проблема – взять на себя ответственность, и обосновать свое решение.
- Что делать с "Нафтогазом"?
- Его работа должна быть четкой, понятной и прозрачной. Если они покупают ресурс за 100, а доставка стоит 10, то продавать его потребителю они должны минимум за 110. А если продавать определенным категориям потребителей, в том числе промышленным, меньше, чем за 110, то у него всегда будут хронические убытки. Которые, конечно, покрываются из бюджета.
- Вы говорите про единую цену на газ?
- Да.
Фото institute.gorshenin.ua |
- Ни одно правительство не решилось принять на себя этот удар. Почему вы думаете, что это правительство повысит цены для населения?
- Проблема в цене на газ не для населения, а для промышленных потребителей. У нас нет единой цены для промышленных потребителей. Для отдельных категорий цена ниже.
- По решению правительства?
- Да.
- Некоторые еще при Тимошенко принимались?
- В том числе. Они периодически пересматриваются, но продолжают действовать.
- Курс доллара уже дорос до 9,3 курс доллара. Какие риски он несет?
- По моему мнению, курс еще не дошел до рыночного уровня. Основные риски, которые он несет, касаются валютных кредитных портфелей банков.
- Какой курс вы бы назвали справедливым?
- Мы практически к нему подошли.