1,8 млрд на комфорт. Фінплан Адміністрації морських портів
Проект фінплану - класика українського "розпилу". Реклама, "Євробаскет", нові автомобілі, контроль над грошовими потоками на модернізацію. Все це тримають у своїх руках чиновники Адміністрації морських портів. (Рос.)
Критика сопровождала реформу морских портов с самого ее старта. Наверняка, не избежать ее и сейчас.
Власть решила передать все принадлежащие ей порты под управление нового государственного предприятия - Администрации морских портов Украины (АМПУ).
Создание АМПУ подавалось в контексте разделения государственных и коммерческих функций в портах.
Это должно было снизить степень влияния начальника порта и его команды на работающий в подконтрольном порту бизнес.
Для этого с 2013 года в каждом морском порту образовалось две организации - филиал АМПУ и государственная стивидорная компания.
Перевалку грузов на казенных причалах отдали государственным стивидорам, которые работают в портах наравне с частными стивидорными фирмами.
В свою очередь, АМПУ через филиалы в портах управляет госимуществом, ежегодно получая 2 млрд грн портовых сборов и тратя их согласно годовому финансовому плану, утвержденному в Кабмине.
Первый такой документ - финплан АМПУ за 2013 год - ЭП получила в свое распоряжение. Экс-премьер-министр подписал его поздно, в ноябре 2013 года. В связи с этим все деньги в соответствии с финпланом-2013, вероятнее всего, распределить не успели и перенесли на 2014 год.
Даже если не так, документ и пояснительные записки к нему дают представление о том, как будет распоряжаться доходами портов новая структура. Ниже - анализ идеологии распределения почти 2 млрд грн.
Натисніть для збільшення |
Зачем портам реклама и баскетбол
Запланированные в 2013 году плановые показатели чистого дохода составляли 1 827 млн грн. Как же будут распределяться эти деньги?
Проект финплана представляет собой классику украинского "распила". Вот невинный эпизод, который предшествовал его утверждению.
Первый замминистра экономического развития и торговли Анатолий Максюта, от которого требовалось одобрение финплана до его рассмотрения на заседании Кабмина, рекомендовал АМПУ сократить расходы.
В частности, легко можно было пожертвовать 1,7 млн грн на представительские нужды и рекламу, 30 млн грн благотворительной помощи Федерации баскетбола Украины на проведение чемпионата "Евробаскет-2015" и 5 млн грн на восстановление Музея морского флота Украины.
В Мининфраструктуры к этим советам не прислушались. Более того, попросили снять замечания и утвердить проект. В ответном письме замминистра Дмитрий Демидович обозначил, что рекламный бюджет нужен ГП "Дельта-лоцман" и по традиции выделяется в объеме 1,04 млн грн ежегодно с 2008 года.
Госпредприятие "Дельта-лоцман" - это структурное подразделение АМПУ, которое генерирует 800 млн грн дохода за счет лоцманской проводки судов и работы служб регулирования движения. Оно также содержит судоходные каналы - Бугско-Днепровско-лиманский, Херсонский морской и Дунай-Черное море.
С последним пунктом, по данным портала "Транспортный бизнес Украины", у "Дельта-лоцман" были проблемы. Каналы углублялись несвоевременно, а стоимость работ в два-три раза превышала рыночные расценки.
Со стартом реформы и включением "Дельта-лоцман" в АМПУ прежние недоработки удалось "замять".
Деньги "Дельта-лоцман" нужны для поездок сотрудников за границу, где обсуждается вопрос судоходства по украинскому участку Дуная. А еще - для размещение в СМИ статей и проведения круглых столов. Это якобы должно привлекать клиентов, которые могли бы отправлять Дунаем грузы в Европу.
Екс-прем'єр Микола Азаров в Одеському порту. Фото yuzhnoukrainsk.net |
Неизвестно, насколько эффективно продвигает судоходство по Дунаю "Дельта-лоцман", но ясно, что предприятие - на хорошем счету у министерства.
Еще один пункт, вызвавший возражения Минэкономики, - 5 млн грн на одесский Музей морского флота. Уникальная экспозиция, расположенная в здании с прекрасным видом на море, пострадала от пожара, случившегося девять лет назад при подозрительных обстоятельствах.
С тех пор экспонаты музейной коллекции хранятся в Одесском порту, а сроки завершения ремонта дома неоднократно переносились областным руководством.
Местная пресса писала, что причиной проволочки был интерес частных лиц, которые собирались перепрофилировать музей под закрытый элитный клуб-ресторан. Однако в 2013 году здание музея взял под опеку Виктор Янукович. Очередной срок завершения реконструкции назначен на сентябрь 2014 года.
С тех пор областные власти, которые заявили о необходимости привлечения 27 млн грн на ремонт здания, отрядили в Европу для знакомства с музейной архитектурой группу скульпторов и чиновников, занялись поиском меценатов среди бизнесменов Одессы и провели тендер на выполнение работ.
Его победителем стала одесская компания "Группа компаний "Главстрой", принадлежащая приближенным к главе ОДА бизнесменам Пантелею Михайлуце и Дмитрию Шкрабову. Все это похоже на масштабную авантюру в одесском стиле.
Почему в ней задействованы деньги АМПУ, не ясно. Возможно, дело в патриотизме и желании вернуть уникальную коллекцию в родное здание.
Вопрос выделения АМПУ благотворительной помощи Федерации баскетбола на чемпионат "Евробаскет-2015" в размере 30 млн грн также не обошелся без ссылок на Януковича. В пояснительной записке Мининфраструктуры прямо сказано, что программа баскетбольного турнира курируется президентом.
"Концепция финансирования турнира оговаривает, что финансировать его можно за счет средств государственного и местных бюджетов, а также из источников, которые не запрещены законодательством", - пишет Демидович.
Прямого запрета на финансирование спорта за счет средств АМПУ в законах нет. Значит, "портовые" деньги можно потратить и на баскетбольный турнир, а в будущем - на экспедицию на Амазонку и поддержку павианов в Северной Гвинее.
Підйом прапора України на земснаряді "Інгульський" держпідприємства "Дельта-лоцман". Фото delta-pilot.ua |
Автомобили для руководства
Чиновники остаются чиновниками. Они всячески стараются профинансировать собственные нужды за счет государства. Не говоря уже о том, что госзакупки сами по себе - крайне интересный вид бизнеса.
Из проекта финплана-2013 следует, что практически все филиалы АМПУ и госпредприятие "Дельта-лоцман" срочно озаботились закупками автомобилей, новой мебели, оборудования для конференц-залов и телеконференций, офисной техники, охранных систем и лицензионного программного обеспечения.
На эти статьи расходов в АМПУ предусмотрели 20 812 тыс грн.
АМПУ сочла нужным купить семь новых микроавтобусов Volkswagen Т5 GP Kombi на 2 128 тыс грн, списав иномарки 1998-2008 годов выпуска. Помимо этого, руководство АМПУ собирается приобрести еще четыре авто Volkswagen Multivan и восемь авто Skoda Superb стоимостью 4 950 тыс грн.
Покупку авто в госпредприятии аргументируют необходимостью посещать портовые объекты по всему побережью Черного и Азовских морей в комфортных условиях и контролировать эффективное использование госимущества.
Самое интересное, что без машин чиновники не останутся. Если даже в финплане 2014 года "аппетиты" сотрудников администрации урежут, они потребуют от портов покупки машин и сдачи их в аренду. В этом уверены представители морского бизнеса, с которыми ЭП удалось пообщаться.
Порты еще будут соревноваться, чтобы усадить чиновников на мягкие сиденья. Дело в том, что через АМПУ пойдут деньги, предназначенные для самих транспортных предприятий. В самом деле, покупка автомобиля выглядят мизерно на фоне почти 2 млрд грн в год. Через АМПУ пойдут гигантские потоки денег.
Так, на модернизацию Одесского порта АМПУ в 2013 году планировала выделить 38,5 млн грн, на проведение работ в Ильичевском порту - 20,5 млн грн. Пойдут ли эти деньги на места, решать вполне конкретным чиновникам.
Непонятно, сколько денег порты получили в 2013 году. В АМПУ говорят: из-за того, что финплан был утвержден в ноябре, администрация не могла своевременно выполнить большую часть работ и купить оборудование.
Фото yuzhnoukrainsk.net |
В целом, усилия чиновников новой организации пока оценивают негативно. Ее штат считают непомерно громоздким и неоправданно дорогим. Деньги, с трудом заработанные в портах при "низком" рынке, тратятся не по назначению. Это дискредитирует саму идею реформирования отрасли.
Особенно, если вспомнить, что главным лозунгом ее проведения была коренная модернизация морских портов.
Единственное достижение новой структуры - ежемесячная качественная статистика по обработке грузов в портах. Неплохо на фоне двух миллиардов.