Українська правда

Нацбанк знову "друкує" гроші для Януковича

Схоже, влада знайшла невичерпне джерело підживлення бюджету. У 2014 році НБУ може "надрукувати" для скарбниці 40 і більше млрд грн. Це більш ніж яскравий показник неефективності діючого Кабміну. (Рос.)

Вечером в среду, 5 февраля, с некоторой задержкой Государственная казначейская служба сообщила, что в общий фонд госбюджета в январе поступило 22,5 млрд грн.

Это на 2,4 млрд грн или на целых 12,2% больше, чем в январе 2013 года.

Правда, бюджет-2014 года предусматривает рост доходов на 17,5% по сравнению с прошлогодними доходами казны.

Однако в сегодняшней политической и экономической обстановке и 12-процентный рост является чудом.

ЭП решила выяснить подноготную этого достижения. Результаты исследования оказались интригующими.

Казначейская служба и Министерство финансов не торопятся выкладывать подробную информацию об источниках поступлений бюджета. Однако ряд выводов можно сделать на основе открытой информации.

Итак, из 22,5 млрд грн, поступивших в январе, Миндоходов собрало 17,7 млрд грн. Остальные 4,8 млрд грн появились в бюджете за счет прочих наполнителей.

Годом ранее из собранных 20,1 млрд грн Миндоходов собрало 18,4 млрд грн, а прочие наполнители бюджета - 1,7 млрд грн.

Интересен именно дисбаланс в пользу "прочих". Если в январе 2013 года они обеспечили поступление лишь 8,5%, то в январе 2014 года - 21,3%.

Январь 2013 года
Январь 2014 года

Любопытно, что по итогам всего 2013 года "прочие" - "неминдоходовские" - поступления составили 39,8 млрд грн - 13,7% от общих сборов. Это не только больше, чем в январе 2013 года - 8,5%, но и больше, чем в 2012 году, - 10,4%.

Остальное в 2013 году собрали еще не объединенные в единое целое налоговая и таможенная службы.

2012 год
2013 год

Однако заметно, что даже по сравнению с "рекордным" прошлогодним результатом работы прочих наполнителей, в январе-2014 их доля выросла более чем в 1,5 раза. Кто же эти загадочные "прочие"?

Казначейская служба и Минфин не говорят об источниках наполнения бюджета, однако за 2012 год и более ранние периоды такая информация имеется. Совершенно ожидаемо первым среди "прочих" в 2012 году оказался Нацбанк. Из 30,2 млрд грн на его счету 23,6 млрд грн, то есть более 78%.

В 2013 году "прочие" поступления выросли с 30,2 млрд грн до 39,8 млрд грн. Это при том, что Миндоходов собрало даже меньше, чем в 2012 году. Уже это дает основания полагать, что рост достигнут за счет "печатного станка" Нацбанка.

Однако у ЭП имеются точные данные, что в 2013 году Нацбанк перечислил в госбюджет 28,3 млрд грн, то есть более 71% из всех "прочих" доходов.

Исходя из приведенных выкладок, можно с большой долей уверенности утверждать следующее. Львиная доля непонятно откуда появившихся в январе в бюджете 4,8 млрд грн - это снова работа "печатного станка" НБУ.

Исходя из пропорций 2013 года, в январе-2014 за счет этого источника в бюджет поступило около 4 млрд грн. На весь 2014 год от Нацбанка запланировано поступление 22,8 млрд грн.

В реальности можно ожидать даже большей цифры. В последние два года именно эта доходная статья неизменно перевыполнялась. В 2012 году при плане 13,2 млрд грн в бюджет поступило 23,6 млрд грн (почти 180%), в 2013 году при плане 23,1 млрд грн поступило 28,3 млрд грн (почти 123%).

А вообще в последние годы именно перечисления Нацбанка являются самой растущей статьей украинского бюджета.

Перечисления НБУ в бюджет, млрд грн

Похоже, власть нашла неиссякаемый источник подпитки бюджета. При сохранении таких темпов в 2014 году НБУ может "напечатать" для казны 40 и более млрд грн. За счет чего получаются такие перевыполнения?

Тут тоже интересная история. По закону НБУ перечисляет в бюджет так называемую прибыль. Поскольку он не коммерческий банк, то прибыль называется несколько иначе - "превышение доходов над расходами".

Так вот: этот показатель изо всех сил "рисуется". За счет "прогонки" денег и многочисленных доначислений несуществующих доходов НБУ насколько может раздувает показатель "прибыли".

Так и получается перевыполнение плана на 80%. Ну заработал он больше! Хотя это эмиссия, а закон запрещает использовать эмиссию для наполнения бюджета.

"Подрисовку" начали делать еще при Юлии Тимошенко. В кризисный 2008 год она с боями выбила из НБУ много денег. Правительства Виктора Януковича взяли на вооружение технологию зачисления эмиссионных денег в бюджет.

В принципе, ничего зазорного в такой практике нет. В США она называется "количественными ослаблениями" и уже происходила несколько раз. Не стесняются "печатать деньги" и другие развитые государства.

Другое дело, когда пополнение бюджета за счет эмиссионных денег ставится на поток. "Объем приобретенных Национальным банком Украины ценных бумаг Украины (по номинальной стоимости) в декабре 2013 года составил 7,4 млрд грн (с начала года - 45,6 млрд грн)", - говорится в отчетности НБУ.

Глава НБУ Ігор Соркін

"Всего с начала 2013 года было осуществлено размещение государственных облигаций Украины (с учетом ОВГЗ, выпущенных на цели увеличения уставного капитала НАК "Нафтогаз Украины", ОАО "Украинское дунайское пароходство" и ОАО "Государственный сберегательный банк Украины", а также ОВГЗ, выпущенных для их внесения от имени государства в оплату акций первичной эмиссии ПАО "Аграрный фонд") на сумму 65,2 млрд грн, 5,3 млрд долл и 0,1 млрд евро", - приводит статистику регулятор.

Можно смело утверждать, что в 2013 году все гривневые облигации были выкуплены именно Нацбанком - или прямо, или опосредованно через выкуп ОВГЗ на вторичном рынке. Хотя изыскивать эти деньги Минфин обязан был сам.

Расходы госбюджета-2013 были запланированы на уровне 420 млрд грн. Получается, что Нацбанк профинансировал 15,5% плановых расходов.

В реальности, бюджет был недовыполнен по расходам. Соответственно, доля НБУ в реальных расходах правительства вполне могла достигать 20%. Это более чем красочный показатель неэффективности действующего Кабмина.

История наверняка получит продолжение в 2014 году. Бюджет на этот год еще более нереалистичен, чем на 2013-й, а выполнить его нужно обязательно, ведь на носу выборы. Конечно, если Виктор Янукович все еще собирается на второй срок.