Атом здадуть мирно
За наміром корпоратизувати підприємства державного концерну "Ядерне паливо" може стояти спроба провести тіньовими методами відчуження державної власності в інтересах Росії. (Рос.)
Правительство инициирует проведение корпоратизации предприятий государственного концерна "Ядерное топливо".
На прошлой неделе Кабмин одобрил разработанные Министерством энергетики и угольной промышленности изменения в закон "О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации".
Как сказано в документе, из этого перечня исключат "Восточный горно-обогатительный комбинат" - производство уранового концентрата, "Украинский научно-исследовательский и проектно-разведывательный институт промышленной технологии", "Смолы" - производство ионообменных смол.
"Корпоратизация - это превращение государственных предприятий в акционерные общества открытого типа", - поясняет ведущий адвокат международной адвокатской компании B.I.M. Игорь Сидоренко.
По его словам, курируют процесс Минэкономразвития, Минфин и ФГИ, а также профильные министерства, в ведении которых пребывает предприятие.
"В этой сфере отсутствует четкое законодательное регулирование. Скорее всего, речь идет о реализации каких-то теневых договоренностей крупных игроков.
При корпоратизации основная цель заключается в том, чтобы получить контроль над предприятием путем формирования наблюдательного совета. Через эту процедуру определенная финансово-промышленная группа контролирует предприятие без получения его в собственность", - говорит адвокат.
"Восточный горно-обогатительный комбинат", "Украинский научно-исследовательский и проектно-разведывательный институт промышленной технологии" и "Смолы" - предприятия госконцерна "Ядерное топливо".
Они формируют уставный фонд украинско-российского проекта СП "Завод по производству ядерного топлива". Новое предприятие планируется построить в Смолино, Кировоградская область. Завод будет ежегодно производить 800 топливных тепловыделяющих сборок - ТВС.
НАЭК "Энергоатом" должен выкупать около 500 ТВС в год - примерно столько топлива потребляют украинские атомные станции. Остальную продукцию планируется продавать. Первую очередь предприятия планируется ввести в эксплуатацию в 2015 году, вторую - в 2020 году.
Акционеры завода - российская компания ТВЭЛ, которой в СП принадлежит 50%-1 акция, и украинский концерн "Ядерное топливо", на долю которого приходится 50%+1 акция, должны в равной степени финансировать проект. Общие затраты на строительство завода составят 300-400 млн долл.
Российская сторона со своими обязательствами справляется. Летом 2013 года акционеры завода решили выпустить дополнительную эмиссию акций предприятия, увеличив его уставный капитал на 84 млн долл до 104 млн долл.
Николай Азаров на Восточном горно-обогатительном комбинате, 2012 год. Фото vostgok.com.ua |
Эти деньги планировалось потратить на строительные работы и частичную оплату оборудования. Осенью 2013 года от россиян поступило 42 млн долл. Украинская же сторона не смогла профинансировать свои обязательства.
Из-за этого 16 января 2014 года акционеры решили аннулировать допэмиссию. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявил, что в бюджете страны на 2014 год деньги на финансирование проекта найдут, и поступят они от украинского акционера СП до февраля 2014 года.
Произойдет ли это - неизвестно. В бюджете-2014 на строительство завода в Смолино предусмотрено всего лишь 20 млн грн, а собственных ресурсов у предприятий госконцерна "Ядерное топливо" нет.
"Деньги для добычи урана не выделялись ни в 2012 году, ни в 2013 году. "Энергоатом", который был прибыльной компанией, вследствие популистской тарифной политики правительства стал убыточным", - говорит директор по информации ассоциации "Украинский ядерный форум" Ольга Кошарная.
По ее словам, в 2013 году компания не могла в полной мере выполнять свои обязательства по контракту от 2008 года с ГП "ВостГОК", в соответствии с которым она обязана выкупать весь производимый им урановый концентрат.
"Перекрестное субсидирование в электроэнергетике в 2013 году составило 40 млрд грн. В 2014 году оно вырастет до 48 млрд грн, несмотря на то, что Кабмин удерживает для НАЭК минимальный тариф. При таком положении дел на проекты развития у предприятий отрасли денег не хватает", - отмечает Кошарная.
Она предполагает, что корпоратизацию трех предприятий концерна пытаются провести для того, чтобы в дальнейшем привлекать кредиты для новых проектов.
Причем речь идет не только о строительстве завода по производству ядерного топлива, но и о развитии добычи урановых руд на Новоконстантиновском месторождении. На это, по оценкам правительства, нужно около 6,5 млрд грн.
Реализация этого проекта полностью возложена на Восточный ГОК. Однако ситуация, когда стратегические предприятия атомной энергетики вынуждены оббивать пороги коммерческих банков в поиске денег, выглядит странной.
Предприятия такого уровня могли бы получать кредиты, не прибегая к выпуску акций, если бы государство предоставило гарантии их возврата.
Однако в Госпрограмме развития экономики на 2013-2014 годы среди получателей госгарантий проекты по строительству завода ядерного топлива и разработке урановых рудников не числятся.
Фото energoatom.kiev.ua |
"Стратегическими предприятия атомной энергетики являются только на бумаге. Минфин жестко ограничивает предоставление госгарантий. В 2013 году их граничный размер в госбюджете составил 50 млрд грн", - отмечает Кошарная.
Банки России могут занять Украине на развитие атомной энергетики 6 млрд долл, сообщила недавно пресс-служба Минэкономики Украины. Один из двух проектов, на которые банки могут выдать кредиты, - строительство завода в Смолино.
Предложения от российских банков поступали и ранее, но в 2011 году "Энергоатом" отмечал, что ставки по ссудам слишком высоки. Сейчас Кабмин не уточняет, на каких условиях готовы кредитовать атомщиков банки Кремля.
Экс-глава ФГИ Александр Бондарь предполагает, что за намерением корпоратизировать предприятия госконцерна "Ядерное топливо" стоит попытка провести теневыми методами отчуждение государственной собственности.
"Никаких цивилизованных планов по привлечению заемных средств для нужд госпредприятий в последние годы не составляют. В данном случае корпоратизацию проведут для того, чтобы вывести часть собственности из-под контроля государства", - считает Бондарь.
Вполне возможно, что самые лакомые кусочки госсобственности не будут внесены в уставный фонд концерна "Ядерное топливо" в ходе его корпоратизации, а зависнут в некоем вакууме, откуда их легко можно будет добыть. О какой привлекательной госсобственности может идти речь?
"Россия давно интересуется украинским ураном. Запасы Новоконстантиновского рудника оцениваются 100 тыс тонн уранового концентрата. У России таких богатых месторождений нет, она импортирует сырье", - говорит эксперт по энергетическим вопросам, попросивший не называть его имя.
По его словам, в одном из документов, описывающих стратегию развития атомной энергетики РФ, именно украинские рудники названы источником поставок сырья.
Можно предположить, что теневые схемы, которые применят при корпоратизации концерна "Ядерное топливо", будут работать на северного соседа.