Українська правда

Бюджет-2014: без зростання пенсій і зарплат

Проект відображає посилення інтеграції України з Митним союзом і уповільнення роботи в напрямку ЄС. Про це свідчить зниження витрат на облаштування кордонів та адаптацію законодавства України до права Євросоюзу. (Рос.)

"Чтобы прочесть бюджет, мне нужно минут сорок. Просто не все умеют читать документы такого сорта! Вот я умею".

Так хвастается бывший заместитель главы бюджетного комитета, депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов.

Умение оперативно пролистывать свыше 400 страниц проекта госбюджета и видеть в нем главное - конкурентное преимущество любого народного депутата.

Для особой эффективности также важно успеть оформить необходимую поправку к документу и уговорить главу бюджетного комитета ее учесть. Кто сумеет это сделать в сжатые сроки - молодец.

Не исключено, что проект госбюджета будет принят уже до конца текущей недели.

На том, чтобы это произошло до конца 2013 года, настаивает президент Виктор Янукович. Об этом он заявил по итогам совещания с премьер-министром Николаем Азаровым и председателем Верховной рады Владимиром Рыбаком.

"Такого у нас еще не было, когда уже готовый бюджет, и сегодня государство ожидает финансирования, а мы не имеем этого документа", - отметил Янукович.

По его мнению, можно было бы продолжить парламентскую сессию и на этой неделе "не отдыхать, а работать". "Так мы всегда делали, кстати. В последнюю неделю перед Новым годом мы принимали бюджет", - вспомнил он.

Желание президента может существенно подорвать планы депутатов, многие из которых уже купили билеты в жаркие страны, а многие - уже там.

Бюджетный процесс заморозили в предпоследний день парламентской сессии. Депутаты приняли постановление, которым перенесли утверждение проекта на 2014 год и определили процедуру подготовки документа.

Согласно постановлению, 16 января Рада должна рассмотреть и принять законопроект о госбюджете-2014 в первом чтении и в целом. До этого все предложения и поправки депутатов коллекционирует бюджетный комитет. Не исключено, что президент переиграет этот сценарий.

Тем временем помощники нардепов продолжают анализировать документ и направлять в профильный комитет предложения и поправки, большая часть из которых будет традиционно проигнорирована.

"Главное и основное: правительство закладывает мину долгого действия и открывает шлюзы для накапливания скрытого госдолга", - подчеркивает бывший  исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский.

Он обращает внимание на то, что согласно проекту госбюджета-2014, Кабмин получает право оформлять задолженность по возмещению НДС, накопленную на 1 января 2014 года, пятилетними векселями под 5% годовых.

При этом финансовыми векселями может быть погашена бюджетная задолженность бюджета-2013 по расчетам с поставщиками товаров и услуг по статьям расходов, которые определит Кабмин. Точные суммы долга по НДС и перед поставщиками определит правительство отдельным постановлением.

Микола Азаров. Фото pinchukfund.org

За реализацию этой схемы финансирования текущих долгов и платежей экономический блок правительства под руководством вице-премьера Сергея Арбузова боролся весь год и пока добился своего.

Кроме того, через вексельную схему Кабмин сможет погасить задолженность по компенсации разницы в тарифах. Закон, запускающий механизм "тепловых" финансовых векселей, Рада предусмотрительно приняла в конце октября.

Речь идет о больших суммах: на 1 сентября 2013 года долг составлял около 8 млрд грн, а с разницей в тарифах на тепловую энергию - 10,6 млрд грн.

"Мне никогда не нравились вексельные схемы финансирования расходов госбюджета, как и необеспеченные ценные бумаги. Ошибки государства мы перекладываем на того, с кем рассчитались,  и кто потеряет в результате дисконта", - говорит Лукьянов. Дальше - больше.

На фоне острого дефицита средств Кабмин выделяет деньги для запуска Украинского банка реконструкции и развития под управлением Минфина.

По информации источника ЭП в Кабмине, проект закона №3445, принятый в первом чтении, планируют рассмотреть в первые дни открытия сессии Рады после зимних каникул, чтобы окончательно легализовать статус банка.

"Степень самоуверенности банка власти высока. Закон еще не утвержден, а в проекте бюджета уже предусмотрено 5 млрд долл для его капитализации", - говорит член финансового комитета, депутат от "Батьківщини" Степан Кубив.

Формально для выделения денег банку развития все готово.

Летом Кабмин передал Минфину полномочия по управлению корпоративными правами государства. Он также установил, что уставной капитал банка может формироваться за счет средств госбюджета, облигаций внутреннего госзайма, купленных в обмен на акции дополнительной эмиссии Банка развития.

На этот банк не будут распространяться условия, установленные НБУ касательно обязательных экономических нормативов и лимитов открытой валютной позиции, нормативов обязательного резервирования средств.

"С учетом громкого задания "банка развития" - предоставлять долгосрочные кредиты - возникает простой вопрос: из каких источников банк будет привлекать ресурсы? Тем более, в стране уже есть два госбанка: три национализированных, санационный и земельный. Для чего еще один?" - недоумевает Кубив.

Кроме того, как следует из проекта госбюджета-2014, из сотен государственных целевых программ правительство профинансирует только 54 на общую сумму 13 млрд грн. Из них 7 млрд грн пойдут на целевую программу поддержки села.

Глава Мінагропроду Микола Присяжнюк (спереду праворуч). Фото kh.gov.ua

По остальным целевым программам 6 млрд грн бюджетного финансирования размазано тонким слоем. Правительство заметно сократило ресурсы, которые в 2014 году будут выделены на инфраструктуру, в частности, на строительство дорог. Капитальные расходы сводного бюджета сокращены в 1,5 раза.

Темпы роста минимальных зарплат и социальных стандартов пока не очень высоки и находятся в пределах 6-8%. Ближе к концу 2014 года они немного подрастут, если Кабмину удастся привлечь дополнительный ресурс.

Как следует из заключительных положений проекта госбюджета, Кабмин оставляет за собой право пересмотреть бюджет по результатам первого полугодия и повысить соцвыплаты, если будут деньги.

Таким образом правительство монтирует в госбюджете "предвыборный" рычаг, с помощью которого при необходимости и возможности можно будет включить активную предвыборную кампанию по повышению соцвыплат.

Пока же Азаров пообещал увеличить соцстандарты на 18%. "Определенно, повышение состоится во втором полугодии и станет своеобразным предвыборным подкупом избирателей", - говорит зампред парламентского комитета по вопросам труда и соцполитики Павел Розенко.

По его словам, проект госбюджета ясно показал другое: социальные стандарты не будут повышены в три этапа, о чем на днях заявил премьер.

"Это обман. С 1 января стандарты не будут повышаться. Уровни минимальной зарплаты, минимальной пенсии и прожиточного минимума останутся теми же, что и в 2013 году. Повышение соцстандартов произойдет дважды: 1 июля и еще одно незначительное - 1 октября 2014 года", - подчеркивает Розенко.

Более того, проект бюджета сохраняет трюк Кабмина с минимальным должностным окладом работника  первого тарифного разряда Единой тарифной сетки. Он на 1 января составит 852 грн, до конца 2014 года его обещают поднять лишь на 5,8%.

Платить ниже "минималки" никто не имеет права, но существующая разница позволяет государству снижать выплаты работникам более высокой квалификации. Так как им зарплату рассчитывают, отталкиваясь не от минимальной зарплаты, которая с 1 января – составит 1147 грн, а от тарифной ставки.

Как заявляет глава парламентского комитета по вопросам образования и науки Лилия Гриневич, педагоги из-за этого недосчитываются от 7 до 25 тыс грн в год. Об этом, в частности, говорится в её письмах премьер-министру и главе бюджетного комитета.

Сомнения, по словам Розенко, вызывает и задекларированный премьером приоритет поддержки регионов. Как следует из проекта госбюджета-2014, трансферты местным бюджетам увеличены лишь для финансирования задач, определяемых на центральном уровне и не влияющих на местную автономию.

При этом центральная власть намерена изъять больше средств из Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей и Киева, снизив тем самым заинтересованность местных властей в развитии территорий.

"Как депутату от Шахтерска мне это не нравится. Региональные перекосы в финансировании - одна из причин, почему возникло желание разобраться с проектом бюджета и перенести сроки его принятия", - говорит Лукьянов.

"Если мы видим, что местные бюджеты увеличены на 14,8 млрд грн, то хотим понимать, за счет чего это произошло", - добавляет депутат.

Віктор Янукович. Фото unian.ua

Национальный Фонд регионального развития, предусмотренный проектом бюджета как альтернативный источник финансирования нужд регионов, имеет слишком непрозрачный механизм распределения средств между регионами.

Проект бюджета также отображает усиление интеграции Украины с ТС и замедление работы в направлении ЕС. Об этом говорит снижение расходов на обустройство границ и адаптацию законодательства Украины к праву ЕC.

Также снимается мораторий на вступление Киева в международные организации и присоединение к международным соглашениям, требующим уплаты взносов.

Как в бюджет 2014 года будут заведены 15 млрд долл, которые, возможно, предоставит Россия, из проекта не ясно. По мнению опрошенных ЭП экспертов, российские кредиты могут зайти в Украину не через Минфин, а через Нацбанк.

Схема такая: Нацбанк после включения рубля в первую группу классификатора валют зачисляет в резервы ценные бумаги российского Фонда национального благосостояния. Минфин выпускает, а коммерческие банки приобретают ОВГЗ и используют их в качестве залога для получения у Нацбанка рефинансирования.

Скорее всего, 15 млрд долл не "упадут" одним траншем, а поступят поэтапно, в течение года по мере потребностей правительства. Такая схема позволит не увеличивать государственный внешний долг.

Для России выгода в том, что излишки рублевой денежной массы попадут в Украину, а вместе с ними - риски обменного курса рубля. Сейчас речь идет о 3 млрд долл - так сказано в постановлении Кабмина №904. Это должно произойти цивилизованным способом - путем покупки украинских евробондов.

"Мне не до конца понятно, как Россия планирует покупать наши евробонды если их законы запрещают покупку облигаций с низким рейтингом, как у Украины. Зато становится ясно, что Янукович дал взамен скидки на газ и кредита.

НБУ вносит российский рубль в первую группу классификатора иностранных валют и банковских металлов НБУ. Значит, теперь его можно купить за безналичный доллар или уменьшить резервы Нацбанка.

Украина включает Внешэкономбанк в перечень организаций, кредитные соглашения с которыми подписывают в порядке, определенном для международных финансовых организаций", - подчеркивает Кубив.

Он акцентирует внимание на том, что правительство готовит документы для налаживания сотрудничества с Евразийским банком развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС и Межгосударственным банком СНГ.

Фактически 12 млрд долл в рублевом эквиваленте проникнет в национальную экономику, чем создаст еще один вид давления - валютного - со стороны РФ.

Фото AFP