"Тепловий" вексель: насильно і неефективно
Обмежене рефінансування Нацбанком під заставу векселів запустить схему заробітку "Сім'ї" на скупці підконтрольними держбанками цих зобов'язань з дисконтом і подальшим отриманням від НБУ рефінансування за номіналом. (Рос.)
В четверг Верховная рада приняла закон №3358, запускающий механизм обращения финансовых казначейских векселей для погашения долгов за тепло.
Если президент подпишет документ, правительство сможет реструктуризировать бюджетную задолженность перед предприятиями теплокоммунэнерго путем выпуска пятилетних казначейских векселей со ставкой прибыльности 5%.
Таким образом, Кабмин дает официальный старт "вексельной кампании", к которой власть готовилась все лето.
Как известно, парламент долго старался, а в итоге принял три законопроекта, позволяющих выпуск финансовых векселей. Этот - первое звено в длинной цепочке аналогичных выпусков.
Согласно принятому закону, будущими векселями, которые в народе уже назвали "тепловыми", будут погашены долги за разницу в тарифах на услуги центрального водоснабжения и водоотвода для населения, накопленные до 1 января 2013 года, по которым до сих пор не рассчиталось правительство.
"Это немалые деньги. На 1 сентября 2013 года долг составляет 8,2 млрд грн, а с разницей в тарифах на тепловую энергию - 10,6 млрд грн", - говорит эксперт Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
Ежегодно Минфин закладывает в госбюджете субвенции на погашение разницы в тарифах. Однако в 2013 году правительство допустило ошибку и заложило на эти цели 5 млрд грн при "дыре" на начало 2013 года 7 млрд грн, отмечает директор Центра исследования энергетики Александр Харченко.
"Правительство не выделило даже эти 5 млрд грн, так как они идут из общего госбюджета, а сборы по налоговым платежам поступают не по плану. В итоге, водоканалам и предприятиям ТЭК денег едва хватает на зарплаты и неотложные ремонты. Одним словом, "Нафтогазу" денег ждать неоткуда", - объясняет он.
По словам эксперта, альтернативы векселям нет. "Ситуация предельно кризисная. Запуск вексельной схемы позволит провести отопительный сезон и не заморозить людей в квартирах", - говорит Харченко. Так считают и в Кабмине.
К слову, в проекте госбюджета-2014 вообще не предусмотрена сумма на компенсацию разницы в тарифах. Это означает, что принятый закон ориентирован не только на погашение задолженности за прошлые периоды, но и нацелен на будущие долги. При этом в проекте госбюджета пока о векселях ни слова.
По словам главы подкомитета по вопросам госдолга бюджетного комитета парламента, депутата от фракции УДАР Андрея Путилова, именно невозмещенные долги госбюджета перед регионами привели к рекордной сумме задолженности предприятий теплокоммунэнерго за газ - более 17 млрд грн.
В то же время, принятый закон вряд ли решит проблему. "Государство погасит векселями долги перед предприятиями, но не факт, что облэнерго смогут принять эти бумаги и в последствии рассчитаться ими с "Нафтогазом", - говорит он.
Фото ЕП |
По словам директора департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галины Пахачук, НАК готова принять векселя, настаивает на запуске этой схеме и сама определится, как быть с бумагами дальше.
"Нафтогаз" не сможет отказать правительству, даже если очень захочет это сделать. Депутаты похлопотали. Когда голосовали за законопроект, в самый последний момент парламент поддержал поправку депутата от Партии регионов Инны Богословской - поправки других депутатов отклонили.
Никто даже не понял, о чем речь. Статью 60 закона о госбюджете дополнили предложением, что предприятия ТЭК и водоканалы имеют право погашать кредиторскую задолженность перед поставщиками газа финансовыми казначейскими векселями, а поставщики газа обязаны их принимать.
Таким образом, если президент подпишет закон, коммунальные предприятия получат законодательные гарантии. "Нафтогаз" будет обязан принимать ценные бумаги в качестве платы на потребленный коммунальными предприятиями газ.
"Эта поправка нивелировала риски касательно взаимозачетов по задолженности между поставляющими компаниями и коммунальными предприятиями путем использования финансовых векселей", - говорит Слобожан.
Эксперты и депутаты отмечают, что запуск "тепловых" векселей лишь временно решит проблему долгов, а в итоге станет одним из путей, ведущих к дефолту.
"Ко мне приходил представитель "Нафтогаза". Он рассказал, что общий долг НАК - около 50 млрд грн, и большую часть этих денег никто погашать не будет. То есть выпуск векселей - отсроченный дефицит госбюджета", - говорит Путилов.
Он считает, что вексельная схема поможет правительству временно поиграться с балансом бюджета и скрыть часть долга, который нужно было погашать дотациями, а точнее - перевести его на будущий период. Векселями, которые будут выпускаться под госгарантии, государство обещает погасить долг, но позже.
"Это делают, в том числе, в угоду Международному валютному фонду, для которого важно показать вменяемый баланс бюджета", - говорит Путилов. При этом, подчеркивает депутат, схема не решает проблему долгов по зарплате работников коммунальных предприятий, ведь векселями зарплату не заплатить.
Фото capital.ua |
Сумму, на которую будут выпущены казначейские векселя, определит отдельное постановление Кабмина. Это произойдет уже после подписания президентом закона. По мнению Пахачук, схема может стать одним из новых финансовых инструментов, способных оживить рынок долговых бумаг.
Сам рынок так не считает. Эксперт Сергей Будкин уверен, что на "тепловые" векселя не будет рыночного спроса: "Доходность бумаг в три-четыре раза ниже того, что может получить инвестор от сопоставимого профиля риска".
Единственным источником появления спроса могут служить какие-либо пока неизвестные дополнительные условия обращения этих бумаг, полагает он.
"Например, приоритетность платежей в случае банкротства компании, возможность конвертации в акционерный капитал коммунальных компаний или же возможность использовать векселя для расчетов с государством по другим платежам. Насколько это возможно, я не знаю", - сказал Будкин.
По мнению ряда экспертов, при острой необходимости рассчитываться живыми деньгами ТКЭ и "Нафтогаз" не заинтересованы аккумулировать векселя. Держателей таких бумаг интересует возможность их продать или использовать в качестве залога под банковский кредит.
Банкам, в свою очередь, необходима возможность использовать векселя в качестве залога для рефинансирования. Ключевой для вексельной схемы вопрос - будет или нет Нацбанк выдавать рефинансирование под залог векселей.
Ограниченное рефинансирование Нацбанком под залог векселей включит схему заработка "Семьи" на скупке подконтрольными госбанками у векселедержателей этих бюджетных обязательств с дисконтом и последующим получением от Нацбанка рефинансирования по номиналу.
Это не последний риск. Существует Женевская конвенция, которой узаконены четкие критерии к векселям. Украинские векселя этим критериям не отвечают, считает член бюджетного комитета парламента Павел Ризаненко.
"Смоделируем ситуацию: жителю Украины не уплатили деньги по векселю, он подал в местный суд и проиграл дело. Если он решит подать в Международный суд, то окажется, что для него украинские векселя не больше, чем бумажки с обещанием. Значит, там защитить свои права он тоже не сможет", - говорит он.
По данным источников ЭП, Минфин готовит новые выпуски казначейских векселей в разных отраслях, которые получат свои тематические названия: "жилищно-коммунальные", "энергетические", "продовольственные" и "зарплатные".
Фото wikipedia.org |