Українська правда

Що чекає світову промисловість

Інновації відбуваються у комп'ютерній сфері, біотехнологіях, генній інженерії. 3D-принтери докорінно змінять обличчя світової промисловості. (Рос.)

150 лет назад центр промышленного производства переместился из Китая в Великобританию.

В последние 25 лет все вернулось на свои места: промышленное производство вернулось в развивающиеся страны.

В это же время появились новые отрасли промышленности: прорыв произошел в биотехнологиях, информационных технологиях и в других направлениях.

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился в 2008 году крахом Lehmann Brothers.

В Chatham House - одном из самых известных британских аналитических центров - подвели итоги развития мировой промышленности и подготовили прогноз на несколько десятков лет вперед.

Эксперты также проанализировали ключевые отрасли мировой промышленности: авиастроение, автомобилестроение, фармацевтику и торговлю.

Производство перемещается в развивающиеся страны

Доля промышленности в мировом ВВП сокращается уже несколько лет подряд. В развитых странах на сектор услуг приходится все большая доля. Однако доля промышленности упала в странах Африки и Латинской Америки.

В Азии доля промышленности в ВВП постоянна. Правда, эта стабильность иллюзорна: в Японии она снизилась, а в Китае - выросла. При этом в Индии и Южной Корее она мало изменилась.

При этом во всех регионах мира выросла доля услуг в ВВП, что значительно усилило темпы роста. Доля сельского хозяйства сократилась.

Доля промышленности в ВВП начала расти только после завершения глобального кризиса. Тогда в развитых странах начались дебаты о сокращении финансового сектора и новой промышленной политике.

Доля промышленности в мировом ВВП сокращается

15 лет назад на долю развивающихся стран приходилось лишь 20% добавленной стоимости в промышленности, сейчас - уже треть. При этом промышленность в развивающихся странах продолжает расти.

Настоящей звездой стал Китай: в 2000 году он был самым крупным производителем в трех отраслях - табачной, текстильной и производстве товаров из кожи. Десять лет спустя Китай стал лидером в производстве одежды, изделий из резины и пластика, металлургии, электрического оборудования и машин.

В 2011 году он перегнал США, став промышленным производителем номер один.

На развивающиеся страны приходится все больше добавленной стоимости в промышленности

Еще одна важная тенденция - вторжение промышленных технологий в новые отрасли, вроде IT. Особенно эта тенденция заметна в развитых странах, где почти не осталось фабрик по производству обуви или одежды.

В развивающихся странах росли все отрасли производства: текстильная, производство металлов и оборудования, медицинской техники. Эти товары производились как для внутреннего пользования, так и на экспорт.

На этот же период пришелся рост значения транснациональных корпораций. Во многом - из-за их инвестиций в развивающие страны.

С помощью этих вложений передается не только капитал, но и технологии и способы ведения бизнеса. Все больше транснациональных корпораций появляются в развивающихся странах.

Фото wikimedia.org

Рост спроса в развивающихся странах меняет лицо промышленности

Рост промышленности в том или ином регионе, в первую очередь, зависит от внутреннего спроса. К 2020 году, согласно оценке ООН, наиболее быстро будет расти население наименее развитых стран мира.

Также на потребление повлияет процесс старения населения: это происходит повсеместно, но с разной скоростью. Кроме того, на потребление влияют сокращение размера домохозяйств и урбанизация.

Доходы на душу населения в развивающихся странах будут расти быстрее, чем в развитых. К 2020 году на развивающиеся придется три четверти роста покупательской способности в мире. Доля Китая и Индии здесь составит 43%.

Потребление в мире будет расти за счет развивающихся стран

Эластичность спроса по доходам также меняется в зависимости от сектора и уровня развития страны. Когда уровень доходов низкий, их рост приводит к росту потребления товаров первой необходимости - еды и одежды.

По мере роста доходов все чаще покупаются более дорогие товары вроде бытовой техники. Именно поэтому их производство растет.

В мире быстро растет средний класс: в ближайшие восемь лет в странах вырастут группы населения с доходами 5-10 тыс долл и 10-20 тыс долл - к 2020 году их будет на 650 млн больше. Две трети этого роста придется на Индию и Китай.

Новый средний класс будет активно тратить. Это приведет к росту спроса на автомобили и самолеты, ведь люди будут чаще путешествовать. В развитых странах после кризиса население будет тратить неохотно. Однако ему придется увеличить расходы на здравоохранение из-за старения населения.

Мировой средний класс растет

Изменят мировую промышленность и новые вкусы потребителей: жители развивающихся стран перенимают западные ценности.

Мировые бренды формируют спрос на новые товар. Примеры уже можно найти в Китае: там стремительно растет потребление кофе и шоколада. В развивающихся странах все большее значение имеют бренды и мода.

Главный фактор на рынке труда - наличие рабочей силы. В этом смысле выиграют развивающиеся страны: именно там в ближайшие годы будет расти возрастная группа 15-59 лет. Всего в мире она пополнится на 450 млн человек, 120 млн из которых будут жить в Индии. В Китае их доля не изменится.

Фото chainamagazine.com

Это уже бьет по конкурентоспособности Китая: зарплаты на побережье растут быстрее производительности труда. С 2005 года по 2010 год средняя зарплата в Китае повышалась на 19% в год против 5% в США.

Это связано не только с нехваткой рабочих, но и с изменением экономической модели Китая: экономика двигается в сторону потребления и производства более сложной продукции. В итоге, промышленность перемешается вглубь страны и в другие бедные страны, например, Вьетнам, Индию, Бангладеш и Индонезию.

В Китае зарплаты растут слишком быстро

В развитых странах с этим еще какое-то время будут проблемы: банки и компании боятся вкладывать деньги, а у правительств их нет. А вот в развивающимся мире достаточно сбережений для инвестиций.

Кроме того, на будущее промышленности влияет технический прогресс: инновации активно происходят в компьютерной сфере, биотехнологиях, генной инженерии. 3D-принтеры обещают изменить лицо мировой промышленности. Все это может привести к появлению новых отраслей.

Многое зависит от политики правительств в сфере управления обменными курсами, стимулирования экспорта, субсидий для инвестиций.

Яркий пример такой политики - это последний кризис. Тогда правительства потратили миллиарды долларов на поддержку банков и финансовой системы. В США правительство помогло автомобильным компаниям.

Господство США и Европы в авиастроении ослабевает

Лидерами в секторе являются Европа и США. Их главенству угрожают, главным образом, Канада и Бразилия, которые также начали развивать авиастроение.

Некоторые страны уже строят аналогичные планы. Среди них Южная Африка и Индонезия. Они уже предприняли несколько попыток увеличить долю на рынке, но пока безрезультатно.

Фото pennwellblogs.com

Есть планы по экспансии у Японии, Китая, Индии и России. Преуспел в их реализации Китай. Он активно заключает контакты с европейскими и американскими компаниями, которые в обмен на технологии получают доступ на рынок внутренних авиаперевозок.

Американским и европейским компаниям придется переносить производства в Азию, чтобы сохранить преимущества и быть ближе к рынку сбыта.

Снижение конкурентоспособности в авиастроение больно ударит по экономике Европы и США. Авиасектор - один из немногих, торговый баланс США по которым положительный. В 2011 году он принес стране профицит 55 млрд долл.

Профицит ЕС по торговому счету в этом секторе составляет 34 млрд долл. Отрасль обеспечивает обеим экономикам стабильную занятость.

Спрос на самолеты будет расти

Рост в автомобилестроении обеспечат развивающиеся страны

Автомобильной промышленности принадлежит ключевая роль в технологическом, социальном и политическом развитие планеты в 20 веке. В мире в создание автомобилей вовлечено 90 млн человек - 5% всей мировой рабочей силы.

Если бы автомобилестроение было отдельной страной, то она входила бы в десятку самых крупных экономик мира. Каждое дополнительное рабочее место в секторе приводит к созданию пяти рабочих мест в смежных отраслях.

В мире автомобили производят 40 стран. Однако создавать новые модели могут далеко не все. Развивающиеся страны все быстрее становятся главными производителями. Причем сложно объяснить, почему это происходит: влияют и рост спроса на автомобили, и дешевизна их производства.

Фото approvedautoleads.com

В 2006-2008 годах в мире выпускалось рекордное количество машин - 70 млн в год. В 2009 году, после кризиса, их производство упало до 62 млн штук - как в 2003-2004 годах. Однако уже в 2012 году был побит новый рекорд - 84 млн.

За последнее десятилетие отрасль росла на 3% в год. При этом доля США и Японии, на которые приходилось 38% мирового производства автомобилей в 2001 году, снизилась до 21% в 2011 году. В 2009 году Китай обошел Японию по выпуску автомобилей, а уже через год он производил в два раза больше, чем сосед.

В 2009 году развивающиеся страны производили больше автомобилей, чем Япония, Северная Америка и Западная Европа. С 2001 года по 2011 год доля развивающихся стран в производстве автомобилей выросла с 27% до 57%. Доля стран БРИК за тот же период увеличилась с 11% до 34%.

К 2020 году в мире будет производится 100 млн автомобилей. Продажи будут расти на 2,5-3,5% в год. Главный вклад в рост внесет Азия.

Развитые страны проигрывают битву за автомобилестроение

Фармацевтика: вперед к новым бизнес-моделям

В последние десятилетия 20 века в фармацевтике произошла революция: стало легче открывать лекарства, общественный спрос на продукты здравоохранения вырос, а многие страны начали инвестировать в системы здравоохранения. Однако в последние годы в этой модели появились серьезные проблемы.

Лекарства-"блокбастеры", на которых зарабатывали многие компании, оказались не по карману многим системам здравоохранения и больным людям. Появились вопросы, почему лекарства так дорого стоят. Фармацевтические фирмы пытались оправдать это высоким качеством продукции, но для клиентов важна цена.

Фото bms.com

При этом растет производство дженериков: когда патенты заканчиваются, появляется множество копий лекарства. Это сокращает прибыль брендов.

Компаниям становится невыгодно вкладывать в новые продукты: разработать их сложно, а требования к качеству и безопасности растут.

В итоге, снижается прибыль компаний, а в секторе начинается консолидация. Фармацевтическую отрасль ждет серьезная трансформация. Тем не менее, в ближайшие годы сектор будет расти быстрее, чем мировая экономика. Во многом - за счет азиатских стран, где рост среднего класса увеличит спрос на лекарства.

Получить одобрение на производство лекарства все сложнее

Рост сектора замедлился

Будущее за крупными торговыми центрами

Розничная торговля также полностью изменится: в развитых странах продажи падают в результате экономического кризиса, а в развивающихся структура продаж меняется благодаря росту доходов и урбанизации.

Розничные продажи могут принять множество разновидностей - от продаж в интернете и современных торговых центрах до базаров.

В развивающихся странах популярностью пользуются современные торговые центры, а в развитых странах - магазины шаговой доступности. Развитие отрасли зависит от уровня жизни в развивающихся странах, особенно в Китае и Азии.

В 2008 году на долю Северной Америки и Европы в розничной торговли приходилось 53%. К 2014 году их доля снизится до 43% и будет лишь немногим выше доли Азиатско-Тихоокеанского региона.

Фото worldpropertychannel.com

По мере того как жители развивающихся стран богатеют, их потребительские привычки будут походить на потребительские привычки жителей развитых стран. Богатые домохозяйства все чаще будут тратиться на различные товары роскоши и развлечений. Расходы на продукты питания будут расти медленнее.

Помимо роста доходов на потреблении скажутся также старение населения и повышение уровня образования. Будет расти рыночная доля супермаркетов и гипермаркетов. Некоторые сферы розничной торговли, например, потребление аудио и видеопродукции, переместятся в интернет.

В целом магазины в развивающихся странах быстро позаимствуют опыт у конкурентов из развитых стран. Многие торговые сети из развивающихся стран попробуют проводить экспансию, но глобальная экспансия пока затруднительна.

Розничная торговля будет расти за счет развивающихся стран

Оригінал публікації: Что ждет мировую промышленность в XXI веке