Українська правда

Сертифікатна приватизація: без суду і слідства

Для більшості людей участь у приватизації звелася до можливості продати свої сертифікати за безцінь. Однак вони видавалися як іменні. Чому ж прокуратура і міліція заплющували очі на їх масову скупку? Адже це було масштабне порушення законодавства. (Рос.)

Проведение массовой приватизации в Украине в обстановке падения экономики и неясных последствий перехода к рынку не могло не повлиять на отношение населения к приватизации и ее инструментам - сертификатам и акциям.

Люди, которым предлагалось имущество, месяцами не получали зарплаты, а предприятия не выплачивали дивиденды на акции, купленные за сертификаты.

В этих условиях не только в Украине, но и во многих других постсоветских государствах, значительная часть государственной собственности перешла в частные руки за бесценок в обмен на скупленные ваучеры.

Какого другого результата можно было ожидать, если простой гражданин, получивший приватизационный имущественный сертификат или акции в порядке льготной подписки, стоял перед выбором: продать их и получить хоть немного средств на жизнь или неизвестно сколько ждать финансовой отдачи?

Закономерно, что для большинства людей участие в сертификатной приватизации свелось лишь к возможности однократного получения доходов. Многие не сумели или не захотели использовать полученную собственность в виде основного капитала и перепродавали право на имущество, нередко по цене, ниже рыночной.

В итоге в стране развернулась теневая торговля приватизационными имущественными сертификатами - ПИС - и компенсационными сертификатами - КС. В данный процесс оказались втянутыми миллионы украинских граждан.

Однако приватизационные и компенсационные сертификаты выдавались как именные. Почему в таком случае прокуратура и милиция закрывали глаза на их массовую скупку и вложение финансовыми посредниками на сертификатных аукционах? Ведь это было масштабное нарушение законодательства.

Ответ на этот вопрос дал украинский экономист Александр Пасхавер на круглом столе, посвященном двадцатилетию принятия первых приватизационных законов.

Будучи в 1997 году советником президента Украины, он узнал, что правоохранительные органы собрали много материалов по скупке и незаконном использовании на аукционах финансовыми посредниками приватизационных ценных бумаг и готовы были открыть целый ряд уголовных дел по этому поводу.

По мнению Пасхавера, это привело бы к полной остановке приватизации в Украине. Он напросился на прием к Леониду Кучме и убедил его запретить Генеральной прокуратуре выполнить данную задачу. Так он сознательно стал "акушером" при рождении украинского олигархата.

Кроме тогдашнего президента, его экономического советника, генеральных прокуроров Григория Ворсинова (умер в 2005 году) и Михаила Потебенько, участником этой сертификатной истории является и тогдашний председатель Фонда госимущества Юрий Ехануров.

Именно в его обязанности входила организация работы "Украинского центра сертификатных аукционов", позже переименованного в "Национальную сеть сертификатных аукционов", и контроль над проведением его региональными подразделениями торгов за приватизационные ценные бумаги.

По результатам сертификатной приватизации остался комплекс нерешенных проблем. Некоторые из них были связаны с подведением ее итогов, погашением использованных инструментов, а также с формированием архива для усиления защиты прав собственности и ее эффективного использования.

Олександр Пасхавер. Фото radiosvoboda.org

 Другие проблемы сместились в сферу действующего производства, которое изменило форму собственности, и в сферу корпоративного управления, став проблемами эффективности управления и защиты прав мелких акционеров.

Третьи - в сферу инвестирования, став проблемами создания привлекательного инвестиционного климата, привлечения и защиты инвестиций.

Четвертые - в сферу совершенствования госуправления пакетами акций, которые остались в уставных фондах приватизированных предприятий.

Пятые - в область реприватизации, национализации и санации относительно субъектов собственности, которые не сумели достичь эффективности.

Активная часть сертификатной приватизации завершилась с прекращением проведения аукционов за ПИС и КС. Датой завершения аукционов стало 30 сентября 2000 года, когда закрылся последний 31 специализированный аукцион за компенсационные сертификаты.

В связи с окончанием проведения аукционов встал вопрос о корректном завершении всей процедуры сертификатной приватизации.

Именно проведение 31 аукциона было призвано обеспечить это завершение. Его основной задачей являлось создание возможности для населения и юридических лиц, не инвестировавших оставшиеся у них сертификаты, реализовать свое право на приобретение части государственного имущества.

Вместе с тем, после завершения аукционов остались проблемы, которые не решены до сих пор. Впервые они были обозначены в Государственной программе приватизации на 2000-2002 годы как необходимость сформировать в бумажной форме отчетную документацию по сертификатной приватизации.

В эту формулировку включены самые разнообразные проблемы, начиная от подведения итогов по эмиссии имущественных и компенсационных сертификатов и заканчивая началом функционирования специально создаваемого отраслевого архива финансовых посредников Фонда государственного имущества.

Как показывало изучение обращений в ФГИ со стороны финансовых посредников, государственной акционерной компании "Национальная сеть аукционных центров" - НСАЦ, граждан Украины и юридических лиц, основная проблема заключалась в наличии большого количества оставшихся приватизационных ценных бумаг.

Остатки приватизационных бумаг, хранящиеся в филиалах НСАЦ и на внебалансовых счетах в банках, обслуживающих региональные аукционные центры

Региональные аукционные центры

Остатки приватизационных бумаг в РЦСА

Остатки приватизационных бумаг в банках, обслуживающих РЦСА

количество

сумма, грн

количество

сумма, грн

Винницкий

2

21

3 340

35 070

Волынский

27

284

Луганский

64

672

Днепропетровский

195

2047

15

158

Донецкий

23 137

24 2939

57 8029

Житомирский

14

147

Закарпатский

56

588

Запорожский

222

2 593

Ивано-Франковский

108

1 134

Киевский

53 829

56 5379

Кировоградский

20

210

Крымский

25

263

172

1 806

Львовский

135

1 418

11

116

Николаевский

68

714

Одесский

147

1 544

1 629

17 111

Полтавский

2 506

26 313

42

441

Ровенский

7

74

38

399

Сумской

72

756

Тернопольский

23

242

18

194

Харьковский

2 975

31 238

11 537

Херсонский

34

357

104

1 092

Хмельницкий

12 111

Черкасский

588

6174

65

683

Черниговский

37

389

67

713

Черновицкий

212

2 226

400

22 159

Всего

30 288

318 024

60 116

1 251 311

Общая сумма, на которую в различных учреждениях хранятся остатки сертификатов, составляет 1 569 335 грн.

Специалисты НСАЦ определили такие категории ПИС, которые находились в сети аукционных центров после завершения последнего аукциона.

1. ПИС, наличные и безналичные, для оплаты за акции объектов приватизации, приобретенные на сертификатных аукционах, - 92 484 шт.

2. ПИС, наличные и безналичные, которые не были вложены гражданами и финансовыми посредниками и не считались средством платежа за объекты приватизации, - 71 178 шт.

3. Остатки приватизационных средств на депозитных счетах в банковских учреждениях на 35 130,22 грн.

4. Неиспользованные жилищные чеки, не прошедшие процедуру погашения и невозвращенные населению, хранившиеся на внебалансовых счетах региональных аукционных центров в обслуживающих банках.

5. Неиспользованные ПИС, КС и жилищные чеки, не прошедшие процедуру погашения и невозвращенные населению, на балансовых счетах финансовых посредников и НСАЦ.

Такое положение сложилось в силу следующих обстоятельств.

1. НСАЦ не имел средств для оплаты банковских услуг по хранению неиспользованных сертификатных инструментов. Выделение бюджетных средств на эти цели не было предусмотрено.

2. Часть ПИС, КС и жилищных чеков находится на хранении у финансовых посредников в банках и филиалах НСАЦ или по причине невыполнения государством своих обязательств, или из-за несогласованности действий государственных учреждений в ходе приватизации некоторых объектов.

Это касается той части хранимых ПИС и КС, несвоевременное использование которых было связано с действием или бездействием государства.

Изучение имеющихся в НСАЦ и ФГИ материалов - рабочей и итоговой документации, переписки, обращений граждан и финансовых посредников - выявило ряд недостатков в отчетности о сертификатной приватизации.

Это требует проведения дополнительных работ.

Михайло Потебенько. Фото golos.com.ua

Во-первых - по инвентаризации участников сертификатной приватизации.

Во-вторых - по сведению баланса по эмиссии и использованию сертификатов, привлечению к этим работам Нацбанка, Госкомиссии по ценным бумагам, МВД, Генпрокуратуры, СК "Оранта", ФГИ, саморегулируемых фондовых организаций, инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.

Окончательные итоги сертификатной приватизации можно будет подводить только после завершения этих работ. После выработки рекомендаций по определению статуса и процедур определения рыночной цены средств, хранящихся в учреждениях-участниках приватизации, а также тех, которые по различным причинам не были использованы гражданами Украины.

Задача завершить процесс сертификатной приватизации поставлена перед ФГИ в пункте 13 "Программы приватизации на 2012-2014 годы". Однако за прошедший год с момента принятия документа, впрочем, как и за предыдущие 12 лет, руководство ФДМ ничего не сделало, чтобы ее решить.

Дело в том, что формальное закрытие сертификатной приватизации требует уточнения многих данных, а это неизбежно выявит фальсификации в отчетности, предоставленной в свое время в Фонд госимущества областными аукционными центрами НСАЦ инвестиционными компаниями и фондами.

Конечно, руководители приватизационного ведомства могут сфабриковать итоговую документацию, но брать ответственность за грехи своих предшественников никто не будет, ведь им за это сегодня никто не заплатит.

Легче дождаться, пока истекут 15-20-летние сроки хранения архивных документов, уничтожить их, а затем списать в качестве простых цифр на балансовых счетах уполномоченных банков и инвестиционных компаний специальным постановлением Кабинета министров.

Таким образом, власть не только стала главным виновником извращения целей сертификатной приватизации, но и не хочет это признать. Она отказывается расследовать должностные преступления и осудить тех, по чьей вине было ограблено большинство населения Украины.

Владимир Ларцев, экс-советник председателя Фонда госимущества, директор "Центра антиолигархической политики"