Як "розпиляють" 50 млрд держгарантій
Слайди по держгарантіями потрапили в "ЕП" ще до того, як уряд презентував Держпрограму. При їх складанні, очевидно, ще не було прийняте рішення про створення Українського банку реконструкції та розвитку. Замість "УБРР" ми бачимо формулювання "Фінансування під держгарантії через Держпідприємство у сфері управління Мінфіну" (рос.)
Среда 27 февраля 2013 года. Расширенное заседание Кабмина. Премьер-министр Николай Азаров принимает дорогого гостя – президента Виктора Януковича.
Все помпезно и торжественно. На повестке дня – единственный вопрос. Рассматривается Государственная программа активизации развития экономики на 2013-2014 годы. Продукт двухмесячного труда нового правительства.
Слово предоставляется министру финансов Юрию Колобову. Он выходит к трибуне, и, словно впервые, читает текст.
"С целью развития государственно-частного партнерства с привлечением иностранных инвесторов предлагается предусмотреть возможность предоставления госгарантий по обязательствам Украинского банка реконструкции и развития, который может привлекать финансовые ресурсы для реализации коммерческих самоокупаемых инвестпроектов частного сектора", - произносит министр.
Далее звучит цифра. На 2013 год запланировано предоставление государственных гарантий по кредитам и облигациям на сумму 50 млрд грн.
Помимо УБРР, Колобов называет другие механизмы, которые проходят в рамках упомянутых пятидесяти миллиардов. Например, компенсацию частным компаниям из бюджета процентной ставки, и даже выплата части собственно кредита.
Так был дан официальный старт механизму, который в случае реализации грозит превратиться в откровенный фарс. Но запустить его, пожалуй, попробуют.
В распоряжении “Экономической правды” оказался тот самый проект программы финансирования проектов развития под госгарантии на сумму в 50 млрд грн.
Госгарантии являются неотъемлемой частью Госпрограммы. Их функция – потратить сегодня деньги, которых у правительства нет. А затем часть этой суммы переложить на госбюджет 2014 года и следующие за ним.
Сергей Арбузов, Юрий Колобов и Валерий Геец. Фото appu.org.ua |
"Экономическая правда" уже писала, зачем нужно сегодня тратить деньги, которых нет. Приближаются выборы 2015 года, и Виктору Януковичу нужно стремительно зарабатывать голоса электората. Кроме того, нелишним будет заработать – в Госпрограмме прописаны вполне конкретные механизмы, через которые будут "распиливаться" миллиарды бюджетных денег.
Но в бюджете-2013 денег нет. Их хватает только на самое необходимое: защищенные статьи да содержание армии чиновников. Поэтому на госгарантии возлагается особая надежда.
Ведь если компания или государственный орган имеют госгарантию, им одолжит деньги даже самый несговорчивый банк. Все потому, что банку дается обещание высшего уровня надежности – в случае невыплаты денег предприятием, платить будет государство.
Собирать деньги подобным образом планируют для финансирования масштабных "инвестиционных, инновационных и инфраструктурных" проектов. Какие именно направления получат деньги, можно увидеть в приложениях к Госпрограмме, опубликованных накануне заседания правительства.
***
Эта группа слайдов и доклад Колобова на заседании Кабмина – это пока что единственные официальные документы, которые существуют по механизму госгарантий.
Распечатанные слайды в бумажном виде рассылают по министерствам, а также по парламентским кабинетам. Цель рассылки – собрать обратную связь в виде мнений.
Как сообщили "ЭП" в пресс-службе Министерства финансов, в данный момент в структуре Кабмина лишь создается рабочая группа. По результатам ее работы проект в финальном виде презентуют публично.
Поэтому пока единственное, что поддается анализу, - это собственно идеи, воплощенные в слайдах. Но они уже более чем красноречивы.
Слайд первый. "Осуществление капитальных расходов сверх объемов бюджетных назначений".
50 млрд грн предлагается раздать следующим структурам:
- Укравтодор
- Государственное ипотечное учреждение
- Госагенство инвестиций и управления нацпроектами.
Также предлагается дать денег на достройку моста через Днепр в Запорожье. Это проблема, которая действительно давно нависает над индустриальным городом.
Что означает таинственная фраза "На основании международных договоров", мы не поняли.
Зато очень хорошо понятно, что такое Укравтодор и ГИУ. Это "черные дыры", в которые будут влиты миллиарды гривен, которые никогда не окупятся.
Укравтодор получит гарантированно более десяти миллиардов гривен. Вплоть до 26 февраля он по особому разрешению правительства привлек под гарантии 2012 года (то есть, задним числом!!!) 7,2 млрд грн. Деньги собирались путем выпуска облигаций.
С равной справедливостью, можно было записать эти расходы на госгарантии 2008 года. Кстати, был бы повод дать Тимошенко новый срок за растрату денег в особо крупных размерах.
Но как ни крути, по факту 7,2 млрд грн были собраны именно в этом году. И это не предел. Наверняка, будут собираться все новые и новые миллиарды.
Однако госгарантии сами по себе не превращаются в деньги. Они просто делают процесс заимствования гораздо более легким. Мы допускаем, что весь расчет правительства – на то, что Укравтодор возьмет деньги за границей.
Но вот если этого не случится, будет гораздо интереснее. У украинских банков денег нет. На то немногое, что есть, рассчитывает Министерство финансов, которому нужно продавать свои облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ). Вот и выходит, что Укравтодор создаст конкуренцию Минфину. Это совершенно не нужно министерству.
Юрий Колобов и Сергей Арбузов могут подключить ресурс НБУ для финансирования проектов Госпрограммы. Фото www.day.kiev.ua |
Самым логичным выходом из такой ситуации станет эмиссия Нацбанка. НБУ будет давать деньги Ошадбанку, Укрэксимбанку, Укргазбанку и, скажем, "Дельта Банку". А те - выкупать облигации Укравтодора на нужные суммы.
Единственным камнем преткновения может стать Международный валютный фонд, который требует от Украины не печатать денег больше, чем нужно.
Но с другой стороны, какой тут МВФ, если выборы на носу? Ну, и "спилить" можно покруче, чем при подготовке к "Евро-2012".
Тем более, что МВФ не дает денег. Не даешь денег – "Кто такой? Давай, до свиданья".
Абсолютно та же история – с ГИУ. Изначально, эта структура создавалась для рефинансирования ипотечных кредитов. Банки выдавали кредиты на жилье, а потом перепродавали эти кредиты ГИУ, оставляя себе лишь небольшую дельту.
Но при Юлии Тимошенко идеология ипотечного учреждения впервые изменилась. ГИУ вместо сугубо финансовых операций стало покупать и строить квартиры. Теперь это Государственное строительное учреждение.
А где строительство – там обязательно есть повод для особых договоренностей. Кому дать денег, кому не дать. У кого заказать квартиры, а кому отказать. И вот, в такую структуру предлагается влить миллиарды под госгарантии.
Деньги брать, напомним, негде. Миллиарды на дороге не валяются, даже под честное слово государства. Так что, скорее всего, сведется опять к банальной эмиссии Нацбанка.
Однако, по нашим данным, наибольший объем денег – до 30-40 млрд грн – получит Госинвест Владислава Каськива.
Владислав Каськив и Виктор Янукович. Фото Администрации президента Украины |
Уже два года его агентство готовило массу инвестиционных проектов. Чего не хватало, так это денег. Вопреки убежденности Каськива, частные инвесторы не спешат финансировать крупные проекты в Украине.
Так что Сергей Арбузов и его группа поддержки выбрали единственно правильный способ быстро оприходовать миллиарды – влить их в подготовленные емкости. Эти емкости называются Нацпроекты. Например, в постройку мусороперерабатывающих заводов или массовое утепление жилых домов.
К слову, если вы ищете разгадку более чем благоприятного для Каськива разрешения скандала с лыжным инструктором, то вот оно. Похоже, чиновник нашел взаимопонимание с "младореформаторами". Нацпроекты стали резко востребованы
Слайд второй. Среди получателей гарантий могут быть частные компании
Это удивительное откровение. Правительство предлагает гарантировать проекты частных компаний.
Собственно в слайдах нет ответа на вопрос, что это за проекты. Там просто значится скупое "Субъекты хозяйствований негосударственного сектора".
Но вот в недавно презентованной Госпрограмме активизации развития экономики мы находим крайне любопытное предложение – давать гарантии на 10 млрд грн на реконструкцию предприятий горно-металлургического комплекса.
Поговаривают, что эти льготы выбивал совладелец "Индустриального союза Донбасса" Сергей Тарута. По другой версии, к ним имеют непосредственное отношение структуры Рината Ахметова. Может, не обошлось даже без Игоря Коломойского.
Но как ни крути, само по себе предложение дерзкое, хотя и целиком в духе украинской олигархии – если нет своих денег, возьми государственные.
Сергей Тарута, ИСД |
Заметьте, все это на фоне продолжающейся приватизации по бросовым ценам. В конкурсах участвуют те самые олигархи, которые пострадали от кризиса.
Мировой опыт такой. Если пришел кризис, а ты не в силах модернизировать свои заводы – продавай их другому собственнику. Или продай государству, то есть, национализируй. Вот тогда уже правительство может давать госгарантии.
Но, очевидно, к нынешнему правительству нашли нужный подход. Пообещали откат? Боже упаси, конечно, нет.
Слайд третий. Бла-бла-бла.
С английского выражение blah-blah-blah переводится как "ненужная болтовня".
Третий слайд посвящен идеологическому "отмыванию" миллиардов, которые будут потрачены на слабо объяснимые цели.
Ну в самом деле, как объяснить, что миллиарды "закатают" в дороги или вольют в закупку квартир для 700 человек в 2013 году и 35918 человек в 2014 году? А как объяснить электрификацию отдельных веток "Укрзализныци" в канун ее приватизации? А модернизацию школ и садиков, ремонт теплопунктов и теплотрасс?
Вот и появляются тезисы "энергосбережение", "импортнозамещение" и "поддержка национального производителя".
Кто автор этих тезисов? Мы допускаем, что это не Юрий Колобов, и даже не Сергей Арбузов, а пиар-служба последнего. Недавно в журнале "Бизнес" вышло монументальное интервью "лучшего центрального банкира Восточной Европы" Сергея Арбузова.
Это интервью – "писанное". Это означает, что на вопросы журналистов отвечал не лично "видный экономист", а специалисты его службы.
Оно больше напоминает программу действий. В этой программе звучат все те же слова: "энергосбережение", "импортнозамещение" и "поддержка национального производителя".
Что будет происходить с деньгами на самом деле? Это отдельный и самый интересный вопрос. На него пока нет ответа, ведь деньги еще не начали тратить. И даже не собрали.
Слайд четвертый. Государство будет погашать часть кредитов частных компаний.
Пример Венгрии демонстрирует, как могут сотрудничать государство и частный инвестор. Если компания создает новое производство, то бюджет может погашать ему до 40-60% расходов.
Спрашивается, почему так не может быть в Украине? Вот в минфиновских слайдах и значатся такие формулировки:
"Участие государства в финансировании проектов:
- …Гарантирование компенсации процентов по кредиту и частично тела кредита
- Гарантирование полной компенсации процентов по кредиту и тела кредита
- Гарантирование компенсации процентов по кредиту и тела кредит по частному проекту под дополнительный залог".
Казалось бы, все как в лучших странах мира. Однако есть один важный момент, и он касается менталитета наций.
Есть маленькая страна Словакия, в которую перенесли сборочное производство многие мировые автомобильные концерны. Здесь же обосновались US Steel, Sony, Samsung и Whirlpool. Почему в крошечной Словакии, а не в огромной Украине?
Вся суть – в мышлении нации. В Венгрии и Словакии даже не мыслят категориями "дерибана" и "распила". Да, они могут допустить, что такие вещи существуют, но в менталитете нации такое поведение заложено как отклонение от нормы. В Украине же такие явления – в порядке вещей.
Поэтому в нашей стране категорически противопоказано реализовывать такие проекты, как погашение из бюджета части кредита или всего кредита.
Проценты – может быть. И то, опыт Фонда молодежного кредитования показывает, как бывает в Украине. Семьи берут в банках кредиты под высокие ставки, и потом годами не могут добиться от государства компенсации. А чтобы попасть под действие программы компенсации, в отдельных случаях чиновники фонда требовали "откат".
В общем, в нашей стране хорошие механизмы не работают. Потому что воруют и хотят взяток.
А вот этот слайд показывает еще один механизм, который не имеет права на существование в нашей стране. Это постройка частным инвестором некоего объекта, с последующей продажей государству. Думается, не нужно объяснять, насколько завышенной окажется конечная цена, и насколько большим может оказаться "провал" в качестве.
Слайд пятый. Механизм ухода от ответственности.
Эта страница сделана в лучших традициях чиновничества.
Банки давно поняли – если решение принимает много людей, то и отвечать не будет никто. С тех пор повелось, что "одобрямс" принимается с голосования правления банка.
Аналогичным образом действуют чиновники. Многочисленные согласования и сбор подписей гарантирует, что отвечать за хищения миллиардов будут клерки, сидящие на зарплате 3000 грн в месяц. Потому что утверждение самого важного вопроса спускается "сверху" к ним, а все вышестоящие чиновники подписывают на основании того, что клерк порекомендовал.
Как выделить миллиарды госгарантий, но не сесть за это? Очень просто. Принимать решение комиссией в составе всех, кому не лень.
Выступая на расширенном заседании Кабмина, Юрий Колобов сообщил, что окончательное утверждение инвестпроектов с финансированием под госгарантии останется за правительством. А вот отбор предложений будет проводить Финансово-кредитный совет (ФКС).
Как видите, везде соблюден принцип коллегиальности. На первом этапе проект от инициатора попадает на рассмотрение на стол к министру экономразвития и торговли Игорю Прасолову. Если он утверждает проект – в комиссию по отбору проектов (вероятно, это и есть ФКС), в состав которой входят первый вице-премьер, глава НБУ, а также представитель уполномоченного органа управления (в зависимости от типа проекта).
Кто станет главой комиссии пока не понятно, но если следовать корпоративной этике Кабмина, то наверняка Комиссию возглавит самый старший (по статусу) из ее членов. Из этого слайда понятно, что старшим будет первый вице-премьер. Кто у нас сейчас первый вице-премьер?
Слайд шестой. Что было до УБРР.
После того как комиссия утверждает проект, его окончательно согласовывают на заседании Кабмина и отправляют к тому, кто даст денег под госгарантии.
Кто же это будет?
"Особая роль в деятельности рабочей группы будет отведена банкам Украины, которые ориентированы на высокую возвратность предоставляемых средств", - сказал Колобов, выступая на заседании Кабмина. И добавил, что нужно кредитование на срок до семи лет.
Фото forbes.ua |
Ни один банк в Украине не даст такой "длинный" кредит. Потому что неясно, будет ли существовать сам банк через семь лет. А если даже банк рискнет и таки выделит деньги на семь лет, то цена кредита будет заоблачной, и тут уже не обойтись без компенсации процентной ставки (что само по себе невозможно, учитывая количество чиновников, дающих "добро").
Значит, должен быть совершенно надежный источник. И он есть.
Слайды по госгарантиям в "Экономическую правду" попали еще до того, как правительство сделало открытую презентацию Госпрограммы. При их составлении, очевидно, еще не было принято окончательное решение о создании Украинского банка реконструкции и развития.
Вместо "УБРР" мы видим формулировку "Финансирование под госгарантии через Госпредприятие в сфере управления Минфина".
Последующие слайды показывают, что УБРР возник совсем недавно. Изначально же идея была другой.
Предприятие должно было быть подконтрольным Минфину, и действовать по аналогии с "ФинИнПро". Напомним, последнее создано приказом Нацагентства по подготовке и проведению в Украине Евро-2012 для осуществления привлечения средств под госгарантии.
Как действовала эта структура, совершенно неясно. Кому давала деньги – тоже покрыто мраком. Известна лишь масса слухов про откаты в размере 60-80% от сметной стоимости объектов, построенных под Евро-2012.
Борис Колесников, руководивший подготовкой к Евро-2012, и Виктор Янукович. Фото Администрации президента Украины |
А еще известно, что в конце декабря 2012 года "Фининпро" разместило еврооблигации на $550 млн под 9% годовых. Вдобавок к $563,6 млн еврооблигаций 2010 года. То есть, через полгода после окончания футбольного чемпионата эта структура по-прежнему "качала деньги". Возвращать которые наверняка придется из государственного бюджета.
Та же самая судьба совершенно определенно ждала бы и новое госпредприятие.
Но, очевидно, вовремя была вброшена идея УБРР, которую уже много лет продвигают различные чиновники.
Бесспорно, УБРР станет главным источником денег под госгарантии. А деньги он возьмет, скорее всего, из Нацбанка.
Как именно будет работать банк, пока непонятно. Он может выдавать кредиты непосредственно, а может быть банком второго уровня. То есть, выдавать кредиты будут, скажем, Ощадбанк и Укрэксимбанк. А УБРР будет получать деньги от НБУ, и выдавать кредиты "Ощаду" и "Эксиму".
Кстати, небольшая ремарка "рефинансирование (в случае необходимости)" является тем самым приводом, который позволит привлекать деньги Нацбанка.
Безусловно, зачем нужны гарантии, если выделять деньги будет Нацбанк, а выдавать кредиты – УБРР?
Очевидно, что-то удастся привлечь на внешних рынках. 50 млрд грн по нынешнему курсу – это $6 млрд. Возможно, что-то привлекут отдельные проекты. А возможно, на внешние рынке выйдет сам УБРР с госгарантиями. $6 млрд он вряд ли привлечет, но миллиард-другой – наверное.
Кто будет возвращать эти деньги? Конечно, госбюджет.
По сути, авторы проекта этого и не отрицают. Они прогнозируют, что в результате реализации придуманной концепции правительству удастся сократить нагрузку на бюджет 2013 года (за счет переноса расходов на будущие периоды).
Есть также тезис о снижении нагрузки на расходную часть бюджетов следующих периодов за счет реализации эффективных проектов. Но в движении денег нет такого понятия, как снижения нагрузки. Деньги или возвращаются, или нет. А в данном случае они гарантированно не возвращаются. Так что… опять blah-blah-blah.
Что считают эксперты
Экономисты и политики, которые по просьбе ЭП ознакомились с проектом концепции, в большинстве своем, настроены критично.
Были те, кто поддержали проекты.
"Позитивно, что этот проект привязан к курсу реформ, провозглашенному президентом. Ведь часто бывает, что различные проекты экономического развития нашей страны пишутся сами по себе, без привязки к магистральному курсу государства. Идея реализации данного проекта, я бы сказал, достаточно амбициозна", - аккуратно прокомментировал документ доктор экономических наук, профессор и член Партии регионов Алексей Плотников.
Один из руководителей госбанков также позитивно оценил начинание с госгарантиями. "Ну а если нужно сдвигать эти вопросы с мертвой точки? Правильно, что идет массированное финансирование в точечные проекты", - считает он.
Другие эксперты были более категоричны, назвав концепцию попыткой команды первого вице-премьера Сергея Арбузова реализовать схему "отмывания госсредств", привлеченных под госгарантии.
"Некоторое время назад правительство начало использовать статью “госгарантии” как определенный инструмент алхимического процесса в результате которого в атмосфере растворяются миллиарды бюджетных денег. Пример - прошлогодняя работа Нацагентства по подготовке и проведению футбольного чемпионата Евро-2012 и деятельность компании "ФинИнПро", - рассказывает бывший исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский.
По его словам, механизм примитивен. "Создаются госпредприятия-оболочки, которые, привлекая заемный ресурс под госгарантии, строят, например, дорогу", - отметил глава Минфина времен Юлии Тимошенко.
Он подчеркнул, что источников дохода у такого предприятия нет по определению, а нагрузка по обслуживанию кредита и погашению в итоге ложится на бюджет. Кредит под госгарантии в этой схеме, по его словам, - не более чем скрытая форма финансирования госрасходов, которые не отображаются в показателях дефицита госбюджета.
Фото clipart.net.ua |
Такого же мнения придерживается и ведущий эксперт Центра "Case Украина", старший консультант Киевской школы экономики Владимир Дубровский.
"Если проекты не будут касаться производства, тогда предприятие по типу "ФинИнПро" попросту не нужно, поскольку все эти проекты можно реализовывать в рамках деятельности профильных отраслевых министерств. Если же создавать предприятия под производственные проекты и под госгарантии, то это означает, что в стране появится орган, который будет заниматься имитацией предпринимательской деятельности и разворовыванием госсредств", - говорит Дубровский.
Он подчеркивает, что нигде в презентации не фигурирует новосозданное Министерство промышленной политики. Возможно, это обусловлено тем, что программу готовили в тот момент, когда министерство еще не было в структуре исполнительной власти.
"Что вряд ли и вызывает вопрос: а кто именно осваивать все эти деньги?", - говорит Дубровский.
Дубровский приводит две ситуации, где может возникнуть коррупция в случае, если концепции дадут ход. Сначала на этапе выдачи госгарантий, а потом при проведении госзакупок. Очевидно, что все проекты попросту будут выведены из-под сферы действия профильного закона, как это случилось с закупкой товаров и услуг под Евро-2012.
При этом из презентации остается неясно, а кто может выступить инвестором этих проектов.
"Кроме китайцев, которые пока так и не инвестировали ни одного юаня в украинскую экономику, не воспользовавшись право госгарантий прошлого года других желающих нет, несмотря на то, что госгарантии – хороший инструмент защиты рисковых инвестиций. Азиаты боятся связываться с украинским правительством, так как за коррупцию, а также соучастие в коррупции у них в стране – смертная казнь. Украинские чиновники это пока понимают плохо", - говорит один из чиновников Администрации президента, пожелавший остаться неназванным.
"Не исключено, что денег в большом количестве напечатает НБУ, он плотно прописан в схеме реализации проектов. Нацбанк в этой модели будет выполнять роль "дойной коровы". Выражаясь полуфинансовым языком, если правительству понадобится "спилить" 50 млрд грн, то процедуру, как всех загнать всех в стойло и заработать на этом авторы уже поняли, но не выяснили главного: а где взять деньги, чтобы все это профинансировать, ведь в бюджете лишних нет?", - говорит Уманский.
По его словам, Нацбанк в этом случае выступит печатным станком, что будет иметь необратимые макроэкономические последствия для страны. Реализация же проекта в такой форме кроме прочего напрочь законсервирует взаимоотношения Украины и Международного валютного фонда (МВФ).
Вместо эпилога. Противовес в правительстве.
Похоже, что в самом правительстве есть желающие "похоронить" еще не рожденный проект.
Фото УП |
Источник "ЭП" в Администрации президента согласился прокомментировать презентацию, оставшись неназванным.
По его словам, далеко не факт, что проекты будут реализованы.
"Вы напрасно думаете, что есть единодушная решимость действовать по этому плану. Существует непонимание в самом Минфине. Там понимают, что 50 млрд грн не берутся ниоткуда", - говорит он.
Кроме того, по его словам, в Кабмине тоже очень критично оценивают предложенные механизмы реализации госгарантий.
"Совершенно понятно, что государственно-частное партнерство – это утопия, которая грозит потерей средств", - уточняет он.
Так что Госпрограмма активизации и проект с госгарантиями могут захлебнуться в бюрократической волоките.
Чиновники, которые не захотят брать на себя ответственность за "распил" государственных миллиардов, приложат все усилия, чтобы бравурные проекты никогда не состоялись.
Может, это и к лучшему.