Українська правда

Найдорожча система озброєнь

Літак F-35, покликаний стати смертоносним небесним мисливцем 21 століття, сам став предметом цькування і зразком марнотратства Пентагона в епоху бюджетної економії. (Рос.)

Майор корпуса морской пехоты Арик Либерман необычайно скромен для бывшего "морского котика", ставшего летчиком-истребителем.

Он совсем недавно посадил на аэродроме основной операционной базы самолет F-35 - один из 2 457 истребителей, планируемых к производству Пентагоном.

Общая стоимость всех машин составит 400 млрд долл, и это будет самая дорогостоящая программа закупок вооружений в истории человечества.

Стоя посреди праздничной шумихи и кутерьмы в этот солнечный день на летном поле в Юме, штат Аризона, он отказал фотографам в просьбе поднять большой палец вверх и попозировать для камер. "Нет, нет, нет", - возразил он, улыбаясь.

Сдержанность Либермана вполне понятна. Хотя морпехи приветствовали его прибытие, поскольку это означает, что их первая эскадрилья F-35 вошла в боевой состав, здесь есть один камень преткновения.

"Эскадрилья в боевой состав вошла, - заявил официальный представитель корпуса морской пехоты, - а вот самолет в строй пока не введен".

F-35, призванный стать смертоносным небесным охотником 21 века, сам стал предметом травли и образцом расточительности Пентагона в эпоху бюджетной экономии. Вместо звездно-полосатого флага на его фюзеляже вполне можно нарисовать мишень для стрельбы, ибо огонь критики по нему ведется постоянно.

Шлемы летчиков действуют не так как надо, самолет пока не сбросил ни одной бомбы и не выпустил ни одной ракеты, а программное обеспечение, необходимое для боевых действий, пока остается на чертежных планшетах.

Вот почему, когда Либерман сажал свой F-35 перед толпой зрителей, среди которых был и сенатор от Аризоны Джон Маккейн, он не показал одну из самых поразительных его характеристик: способность садиться по-вертолетному с использованием поворотного сопла из титана, которое создает подъемную тягу.

Это трюк для испытателей, а не для боевых летчиков, таких как он. Между тем, стоимость самолетов с 2001 года почти удвоилась и составляет 396 млрд долл. Производственные задержки вынудили ВВС и ВМС потратить дополнительно 5 млрд долл для продления срока службы действующих машин.

Корпус морской пехоты, самый дешевый вид вооруженных сил, если не считать его любви к самолетам с почти вертикальным взлетом и посадкой, которые находятся на его любимых авианосцах, потратил 180 млн долл.

Эти средства ушли на 74 подержанных британских самолетах AV-8, чтобы разобрать их на запчасти для "Харриеров" из рейгановской эпохи, дабы их можно было эксплуатировать и дальше, пока F-35 не будут введены в строй. Страны-союзницы уже вполне серьезно рассматривают альтернативы истребителю F-35.

Однако критика еще больше усилится: есть опасения, что затраты на F-35 отразятся на других военных программах. Если к 1 марта законодатели не договорятся о бюджете, Пентагону грозит сокращение трат на 500 млрд долл. Это означает 10-процентное сокращение бюджета на предстоящее десятилетие.

Фото wikipedia.org

Два года назад Белый дом предсказывал, что эти сокращения будут настолько обременительны для ястребов из рядов Республиканской партии, что никто на них не пойдет. Однако сейчас Великая старая партия раскололась, и многих ее членов больше беспокоит дефицит, нежели оборона.

"Мы тратим, наверное, 45% общемирового бюджета на оборону. Если мы сократим эту цифру до 42-43%, неужели мы окажемся под угрозой какого-нибудь вторжения?" - спросил член палаты представителей из Мичигана республиканец Джастин Эмаш из новой поросли ястребов и борцов с дефицитом.

Для них разговоры о расходах являются даже большей угрозой, чем война: "Мы банкротим нашу страну, и это создает для нас большую опасность".

Лидеры республиканцев в палате представителей начали говорить о сокращении военных расходов как о чем-то неизбежном. Президент Обама предупредил: если конгресс не представит новый план - "последуют жесткие решения".

Например, недавно прозвучало заявление, что отправка авианосца в Персидский залив откладывается в целях экономии денежных средств.

Парадокс в том, что сокращение расходов на F-35 не даст большой экономии, потому что Пентагон заключил контрактов на эту машину почти на 5 млрд долл.

Секвестр отодвинет закупки дополнительных самолетов и необходимые для этого испытания на позднее время с неизбежным результатом: стоимость каждого самолета вырастет еще больше. К сожалению, в этом для F-35 нет ничего нового.

Как мы дошли до этого

Одномоторный одноместный самолет F-35 - это жизненный пример старой поговорки, гласящей, что верблюд - это лошадь, если так решила комиссия.

Представьте себе летучий швейцарский армейский нож, которым можно пользоваться в воздушном бою, с которого можно сбрасывать бомбы и вести разведку. При точной настройке аппаратного обеспечения F-35A становится достаточно малозаметным, чтобы использовать его в ВВС.

Способность совершать вертикальную посадку позволяет сажать машину F-35B на десантных кораблях морской пехоты. А конструкция F-35C, предназначенного для ВМС, позволяет использовать его в тяжелых операциях с борта авианосцев.

"Мы все яйца сложили в одну корзину F-35", - сказал сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин. Казалось бы, при таком подходе военные должны были отнестись к разработке этой машины весьма консервативно. На самом деле, Пентагон поступил как раз наоборот.

Фото searchina.ne.jp

Он решил построить три версии одного самолета по средней цене 160 млн долл каждый - проблема №1. Он договорился, что самолеты должны быть многоцелевыми, способными выполнять разные задачи - проблема №2. И он начал выпускать их, когда чертежи еще не были доработаны - проблема №3.

Военные уже потратили 373 млн долл на ремонт закупленных самолетов, а окончательная стоимость ремонта оценивается 8 млрд долл.

В 2002 году главный закупщик оружия для Пентагона Эдвард Олдридж заявил, что F-35 "задает новые стандарты научно-технического прогресса" и "переписывает книги по закупкам и коммерческой практике".

Его преемник выразил другое мнение. "Мои слова попадут в заголовки, если я скажу об этом, но я все равно скажу. Начинать производство F-35 за несколько лет до первого испытательного полета было порочной практикой в сфере закупок. Делать это не следовало", - заявил Фрэнк Кендалл.

Пентагон и его союзники говорят, что потребность в F-35 была настолько велика, что самолет приходилось строить одновременно с его проектированием. Прошло более десяти лет, но чертежи машины меняются по десять раз на дню.

"Технологические преимущества американской боевой авиации составляют по времени менее пяти лет. Для сохранения качественных и количественных преимуществ Штатам нужно принимать на вооружение целый флот истребителей пятого поколения", - утверждает военный эксперт Том Доннелли.

Другие же заявляют, что ни одна страна мира не обладает оружием в таком количестве и такого качества, чтобы сейчас или в перспективе бросить вызов американскому господству. Мол, спешка с разработкой и созданием F-35 имеет скорее внутренние, нежели внешние причины.

"У нас всегда был такой сексуальный зуд и стремление иметь новый самолет в каждом виде вооруженных сил. Стремление настойчивое, упорное и естественное", - говорит Том Кристи, руководивший в Пентагоне всеми испытаниями оружия с 2001 года по 2005 год.

Родившийся в результате внебрачный ребенок оказался компромиссным, а не оптимальным вариантом для каждого вида вооруженных сил. Ни ВВС, ни ВМС не понравилась его похожая на обрубок конструкция.

Маленький и широкий фюзеляж самолета F-35C заставил разместить тормозной гак близко к шасси. Из-за этого производить захват тормозного троса на палубе авианосца довольно сложно.

Из-за небольшой дальности полета авианосцам, на которых эти машины базируются, придется подходить близко к берегам противника, чтобы F-35C мог выполнять свои задачи.

Фото wikipedia.org

Без дозаправки в воздухе при помощи громоздких заправщиков F-35C может летать только с внешними топливными баками, а это сводит на нет его характеристики малозаметности - главное боевое достоинство данной машины.

Из-за включения в программу трех видов вооруженных сил ухудшилась гибкость управления, а налогоплательщика поставили в затруднительное положение.

У каждого вида были свои рычаги давления, поскольку каждый мог пригрозить выйти из программы. Поэтому проблемы стоимости отошли на задний план, и главным вопросом стали характеристики самолета.

"ВВС могли принять военно-морской вариант, получив большую дальность и конструктивную прочность. Однако командование ВВС отказалось от рассмотрения этого варианта", - говорит Джон Янг, занимавший высокие гражданские должности в ВМС и Пентагоне с 2001 года по 2009 год.

Если ВМС и Янг были недовольны действиями ВВС, то сами ВВС были недовольны действиями морской пехоты.

"Это программа, создающая рабочие места в авиации корпуса морской пехоты. Мысль, что мы можем создать общую конструкцию для всех, ошибочна", - говорит отставной генерал Меррилл Макпик, начальник штаба ВВС в 1990-1994 годах.

Он с насмешкой говорит о требовании морских пехотинцев сделать самолет с вертикальной посадкой: "Идее посадки на берегу с целью помощи войскам вблизи импровизированного аэродрома не суждено осуществиться".

Сосредоточившись на ведении двух войн после 11 сентября, Пентагон ослабил контроль над программой F-35. В результате расходы существенно выросли, а отставание от графика составило десять лет.

F-35 корпуса морской пехоты должен был появиться в войсках в апреле 2010 года, самолет ВВС - в июне 2011 года, а военно-морской вариант - в апреле 2012 года. Порвав с существовавшей традицией, Пентагон уже не назначает сроки "первоначального ввода в строй" ни для одного из этих самолетов.

Каковы бы ни были достоинства этого самолета, проталкивающих эту программу законодателей вряд ли можно назвать беспристрастными наблюдателями.

Те 48 членов группы конгресса, которые ратовали за унифицированный истребитель, и многие из которых заседают в комиссиях по надзору над Пентагоном, получили от подрядчиков F-35 вдвое больше пожертвований на свою предвыборную кампанию в 2012 году, чем не входящие в ее состав кандидаты.

Те избиратели, которые голосовали за данных законодателей, в свою очередь, занимают в 45 штатах 133 тыс рабочих мест по программе создания F-35. Создающая эту машину компания Lockheed Martin говорит, что количество рабочих мест удвоится, когда начнется серийное производство.

Фото avionics-intelligence.com

Пентагон и Lockheed Martin долгие годы находятся в состоянии войны, что еще больше усугубляет ситуацию. Генерал-лейтенант ВВС Кристофер Богдан, занимающий в Пентагоне высокую должность по программе F-35, заявил, что отношения между ними "самые отвратительные из всего, что я видел".

Однако стороны заявляют, что худшее уже позади. Президент Lockheed Martin Мэрилин Хьюсон заявила, что налет у машины составляет 5 тыс летных часов, что программа его летных испытаний ускорена, и что диапазон эксплуатационных режимов самолета устойчиво расширяется.

"Наша растущая производственная линия, устойчивость операционной базы и расширенная подготовка летчиков - все это наглядные показатели того, что программа F-35 движется по позитивной траектории", - сказала она. Поставки новых машин F-35 в 2012 году выросли в два с лишним раза, составив 30 единиц.

Пилоты любят F-35. В кабине у него есть новые приборы. "Перед тобой большой дисплей с сенсорным экраном - это интерфейс для поколения iPad", - говорит полковник корпуса морской пехоты летчик-испытатель Артур Томасетти.

По его словам, легкими движениями руки можно заставить этот самолет делать то, что хочется. А если ничего не хочется с ним делать, он будет находиться в том режиме, в котором его оставили. Так что летать на нем просто.

"Я смотрю на изумрудное море на фоне белых песков. Я вспоминаю свои многочисленные полеты на других самолетах, когда у меня не было времени на такие вещи", - говорит Томасетти о своих полетах вдоль побережья Мексиканского залива, которые он совершает из Флориды с авиабазы Эглин.

Однако военные технологии вот уже несколько лет уходят в сторону от пилотируемых истребителей. Беспилотные летательные аппараты, оружие, применяемое вне досягаемости средств поражения, а также бомбы с GPS-наведением снижают полезность пилотируемых самолетов малой дальности.

Их недостатки еще более заметны в связи с разворотом Пентагона в сторону Тихого океана. Там небольшой радиус действия F-35 - 755 км для морской пехоты, 940 км для ВВС и 990 км для ВМС - создает серьезные проблемы.

Главное в управлении самолетом - это компьютеры. Но вместо того, чтобы использовать преимущества простоты, F-35 идет в другом направлении. О сложности его устройства можно судить по 24 млн строк компьютерного набора команд самолета, включая 9,5 млн на борту машины.

Это в шесть с лишним раз больше, чем у морского варианта F-18. F-35, говорят государственные аудиторы, "такой же сложный, как и все на земле".

Фото wordpress.com

Предполагалось, что компьютеры заменят большую часть опытных образцов, позволив одновременно начать производство всех трех вариантов F-35 на сборочной линии в Техасе. Именно так поступила Toyota, начав одновременно выпускать на огромном заводе в Кентукки марки Avalon, Camry и Venza.

Достижения в области технологий изменили ход конструкторских работ", - заявил в 1997 году главный закупщик оружия для Пентагона Пол Камински.

Однако Lockheed - не Toyota. Журнал Aviation Week & Space Technology, ставший библией авиакосмической промышленности и ее традиционным сторонником, опубликовал знаковую редакционную статью.

В ней было заявлено, что эта программа "уже потерпела неудачу" по затратам и графику реализации. Журнал предложил выставить F-35 против действующих истребителей F-15 и F-16 в составе ВВС и F-18 из военно-морских сил, сравнить их и определиться с перспективами закупок истребительной техники.

Дж. Майкл Гилмор, сменивший Кристи на посту главного руководителя испытаний оружия в Пентагоне, сообщил, что все три версии машины будут менее скоростными и маневренными, чем предполагалось вначале. Из-за снижения веса машины она стала на 25% более уязвимой для огня противника.

По его словам, в период с марта по октябрь лишь один из трех самолетов F-35, на которых летают американские военные, был готов к полетам. Такие проблемы неизбежно вызывают задержки, а это ведет к повышению цены.

"Lockheed Martin и программа F-35 не продемонстрировали никакой реакции на рост издержек. Из-за этого программа становится весьма уязвимой", - говорит специалист по военной авиации Ричард Абулафия из компании Teal Group, которая анализирует деятельность военно-промышленного комплекса.

А тучи продолжают сгущаться. Руководство Пентагона и Lockheed знают, что для снижения стоимости самолета им надо продать сотни F-35 в десяток стран.

Однако Канада объявила: она будет искать альтернативы закупкам 65 F-35. Она сделала это, установив. что общий объем затрат на эти машины на весь срок их эксплуатации составит 46 млрд долл - вдвое больше прежних оценок.

Австралия заявила, что хочет дополнительно купить 24 самолета F-18 компании Boeing, которые производятся в Сент-Луисе. Это почти стопроцентная гарантия того, что она сократит объем закупок F-35 (план - до 100 машин).

Правильный ли это самолет

Хотя сейчас активно дискутируется вопрос, как правильно делать F-35, есть вопрос и поважнее: а правильный ли это самолет в 21-м веке?

F-35 - это истребитель так называемого пятого поколения. Это означает, что он с самой земли должен быть незаметен для радаров противника, которые могут быть использованы для его поиска и уничтожения.

Фото christianpost.com

В военных кругах все говорили о технологии "стелс", когда Пентагон замышлял программу создания F-35. Но это было задолго до того, как сцену уверенно заняли беспилотники. Из-за них мысль о полетах человека сквозь заградительный огонь зенитной артиллерии и ракет начала казаться странной и даже эксцентричной.

"В ВВС выпили слишком много розовой жидкости, произнося тосты за пятое поколение", - говорит Абулафия.

Более совершенные датчики и компьютерные технологии с каждым днем снижают ценность малозаметности, говорит начальник штаба ВМС адмирал Джонатан Гринерт. Со временем, предупреждает он, потенциальный противник будет иметь достаточный объем информации по самолетам "стелс" для противодействия им.

В ВВС опасались, что дополнительные закупки истребителей четвертого поколения создадут угрозу программам строительства истребителя пятого поколения, уверен Кристофер Ньеми, много лет пролетавший на самолете F-22.

"Отказ ВВС покупать новые машины четвертого поколения F-15 и F-16 вместо F-35 грозит сокращением численности истребительной авиации ВВС до опасно низкого уровня, особенно в условиях бюджетных ограничений", - заявил он.

Для обеспечения малозаметности приходится жертвовать дальностью полета, летным временем и бортовым вооружением, а это три главные составляющие воздушного боя. Все эти факторы определили судьбу истребителя F-22, единственного в США боевого самолета пятого поколения.

Он стоит без дела по всему миру уже семь лет, когда страна вела и ведет войны в Афганистане, Ираке и Ливии. F-22, построенный для войн будущего с противником, которого пока нет, не вылетел еще ни на одно боевое задание.

Если 1 марта будет проведен секвестр, производство F-35 замедлится, а его летные испытания будут отложены. Об этом однозначно говорят руководители данной программы. Из-за этого самолет в итоге станет дороже.

Однако Пентагон буквально за 100 часов до первого срока секвестра, назначенного на 2 января, пробил контракт на 31 самолет стоимостью 4,8 млрд долл. Благодаря этому значительная часть программы будет продолжена.

"Программа F-35 создала хороший буфер, своевременно получив контракт на очередную партию самолетов", - говорит эксперт по военному бюджету из независимого Центра стратегических и бюджетных оценок Тодд Харрисон.

Это значит, что Lockheed и все его субподрядчики получат большой заказ и объем работ, на которые секвестр никак не повлияет.

Видимо, в итоге F-35 окажутся все-таки очень малозаметными.

Оригинал публикации: The Most Expensive Weapon Ever Built