Українська правда

Кому загасять сигарету

Можна припустити, що нова система стягнення акцизів збільшить бюджетні надходження. Однак вона вдарить, насамперед, по виробниках, що роблять ставку на недорогі сигарети. (Рос.)

Табачный рынок привык к плохим новостям. Он постоянно подвергается все более жесткому регулированию, запретам и ограничениям.

Нынешний год не стал исключением - у рынка сигарет опять новые правила. Однако на этот раз нововведения огорчат не всех.

Новая система взимания акцизов ударит, прежде всего, по табачникам, делающим ставку на недорогие сигареты.

А вот компании, специализирующиеся на премиальном табаке, получат некоторые послабления.

Основные же потери понесет потребитель, которому придется выбирать между дешевым товаром, контрабандной и контрафактной продукцией.

Как известно, в конце декабря президент подписал законопроект №10687, который предполагает изменения структуры акцизного налога. Документ усиливает специфический компонент акциза и снижает адвалорный.

Разница между ними в том, что специфический компонент взимается как фиксированная сумма с каждой проданной пачки сигарет, а адвалорный является аналогом налога с оборота - он рассчитывается от стоимости пачки и добавляется к цене продажи.

Перевод всех табачников на "специфическое" налогообложение сыграл на руку компаниям, которые производят дорогие сигареты с фильтром.

В сигаретах премиальных сегментов дороже 10,3 грн доля акциза в стоимости уменьшится. И наоборот: для продукции доступного ценового сегмента, обычно это сигареты без фильтра, - возрастет.

К примеру, для ТМ "Прима" (Imperial Tobacco) доля налогов в стоимости пачки сигарет ранее составляла 69%, а теперь она возросла до 72%. Тогда как для ТМ Sobranie (JTI) доля налогов в цене пачки упала с 45% до 39%.

Доля налога в стоимости пачки сигарет

Бренд, компания

Розничная цена до 1 января 2013 года, грн

До 1 января 2013 года, %

Розничная цена в соответствии с проектом закона №11284-11285, грн

С 1 января 2013 года, %

Прима, Imperial Tobacco

7

69

7,9

72

Sobranie, JTI

30

45

26,56

39

Прилуки, ВАТ

7,5

67

8,28

69

Marlboro, Philip Morris

13

55

12,43

53

Источник: участники рынка

От изменения принципа взимания акциза выиграли крупные кампании - Philip Morris и JTI. Значит, лоббировать закон №10687 могли именно они.

Безоговорочным лидером высокодоходных сегментов "премиум" и "субпремиум" является Philip Morris. Сегмент "премиум" занимает на рынке 16%, из которых у Philip Morris 57,5%. А в сегменте "субпремиум" - 22,8% рынка - она имеет 33,5%.

Однако и в доступных сегментах у этой компании сильные позиции: из 61,2% доля PM составляет 26,2%.

Как отмечают в "Филип Моррис Украина", по итогам розничного аудита, проведенного фирмой "АС Нильсен Юкрейн" в декабре 2012 года, лидером доступного сегмента стала ТМ Bond Street - самая крупная ТМ в портфеле PM.

"Также в 2012 году "Филип Моррис Украина" запустила марки "Оптима класична" и "Оптима сучасна" в сегменте сигарет без фильтра и к декабрю завоевала 14,5% этого сегмента", - говорит менеджер по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью "Филип Моррис Украина" Олеся Оленицкая.

Перевес в сторону дорогой продукции наблюдается и у JTI - доля компании в высокоценовом сегменте составляет почти 60%.

Понятно, что у компаний, которые делают ставку на более дешевые сигареты, проблем прибавится. В частности, общая доля рынка сегментов до 10,3 грн - "средний", "нижний" и "без фильтра" - составляет 61,2%.

Из них более половины составляет продукция компании Imperial Tobacco - 32,1%, тогда как в классе "премиум" у нее лишь 12,2%, а в высокоценовом - 1,7%.

Оценочные доли рынка сигарет без фильтра на рынке Украины, %

Транснациональные зарубежные компании

64,8

ДП "Табачная фабрика "Хамадей"

35,1

Феодосийская табачная фабрика

0,1

Источник: Pro-Consulting

Доля скандального предприятия "Хамадея" в целом по легальному рынку - чуть более 1%. А вот в сегменте безфильтровых сигарет (6,4% рынка), по данным аналитической компании Pro-Consulting, оно занимает 35% рынка.

Доли рынка и компаний по сегментам, ноябрь 2012 года, %

Доля сегмента на рынке, %

Сегмент

К ноябрю 2011 года, п. п.

Philip Morris

ВАТ

Imperial Tobacco

JTI

16

Премиум, 12 грн и выше

+ 1,1

57,5

27,6

12,2

2,5

22,8

Субпремиум, 10-12 грн

-1

33,5

2,9

1,7

58

27,1

Средний, 8-10 грн

+0,4

26,2

19,8

32,1

16,6

27,7

Нижний, до 8 грн

-0,4

6,4

Без фильтра, 3,5-8 грн

-0,1

Источник: участники рынка, AC Nielsen

Налоговые тяготы все чаще ложатся бременем на кошельки потребителей. Этот раз - не исключение.

Как отмечает финансовый директор Imperial Tobacco в Украине Владимир Антипенко, после повышения акцизов цены на сигареты низкого ценового сегмента выросли на 10-15% - в среднем на 1 грн за пачку, а более дорогие сигареты подорожали на 50 коп.

Директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут видит ситуацию иначе. В то время как цены на сигареты среднего и высокого ценовых сегментов постепенно повышались в течение последних двух лет - на 5% в год, цены на дешевые бренды оставались неизменными или даже снижались.

К примеру, если "Прима люкс" в мае стоила 8 грн, то в июне ее цена упала до 6,5 грн. В результате, по прогнозам на 2012 год средняя цена пачки сигарет должна была составить 8,3 грн, а составила 8,09 грн.

Можно предположить, что новая система взимания акцизов позволит увеличить бюджетные поступления. Однако производители отмечают другой важный, по их мнению, итог новации: удорожание низкоценового сегмента ударит по потребителям с небольшим доходом и приведет к дальнейшей тенизации рынка.

Как заявляет директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Юрий Кишко, рост налоговой нагрузки на дешевые сигареты и ее снижение для дорогих сигарет привели к тому, что уже исчезло легальное предложение на сигареты в сегменте от 4 до 7 грн.

Кроме того, если в других сегментах потребитель может перейти на более дешевое предложение, то курильщику нижнего и безфильтрового сегментов остается только контрафакт (подделки) или контрабанда.

Фото preemnik2008.net

Теневая сфера наверняка готова к новым условиям. По словам Кишко, в 2012 году на внутреннем рынке росли доли и контрабандной, и контрафактной продукции. "Такого уровня контрафакта на рынке еще не было", - подчеркнул он.

По данным TNS Ukraine потребление контрабандной продукции в стране увеличилось с 4,2% в октябре 2011 года до 4,4% в октябре 2012 года. Помимо этого, по оценкам экспертов Imperial Tobacco в Украине, доля контрафактной продукции на рынке составила как минимум 1%.

По данным JTI, в 2012 году более 4% украинских курильщиков потребляли нелегальную табачную продукцию. Этот показатель растет с 2008 года, когда уровень потребления контрабандных и контрафактных сигарет был близок к нулю. Эти данные подтверждает Государственная таможенная служба.

Кроме того, появилось понятие "контрабанда контрафакта": в Украину везут сигареты, нелегально произведенные в другой стране.

Оценивать перераспределение долей игроков на рынке, которое может произойти в 2013 году, еще рано - о своих новых ценах объявили не все компании.

"Говорить о влиянии закона на табачный рынок и показатели компаний-участниц пока преждевременно, ведь новые ставки акциза вступили в силу всего несколько недель назад, 4 января 2013 года", - отмечает менеджер по коммуникативным вопросам "Бритиш американ тобакко Украина" Елена Тищенко-Тишковец.

Тем не менее, если у производителей сигарет с акцентом на премиальность Philip Morris и JTI появились дополнительные преимущества, то цель для Imperial Tobacco - хотя бы сохранить позиции компании на нынешнем уровне.