Українська правда

Люди Ахметова і Януковича-молодшого зчепилися за порт

7 лютого 2013, 15:53

На прошлой неделе в Одессе произошел скандал местного масштаба.

Уволенный заместитель Ильического порта Сергей Белюк собрал пресс-конференцию, на которой рассказал о массовом сокращении штатов.

По его словам, кадровые манипуляции проводятся в преддверии приватизации порта.

Начальник отдела кадров порта провел альтернативную пресс-конференцию, на которой "перевел стрелки" на Белюка.

Дескать, заявление бывшего зама было утеряно, приказ об увольнении отменен, и он восстановлен на работе. Однако даже после этого Белюк на работу не выходил, и его даже хотели искать через милицию.

Казалось бы, заурядный кадровый конфликт. Но ситуация интересна там, что уволенного заместителя в Одессе считали ставленником Рината Ахметова. А начальство, которое лишило Белюка должности, предположительно, работает на старшего сына президента Александра Януковича.

Естественно, группа СКМ олигарха всегда отрицала какую-либо связь с Ильичевском. Это общая практика, потому что до сих пор формально порты являются государственными.

Следовательно, юридически ни одна группа влияния не может открыто заявлять, что контролирует тот или иной объект. И все же уже много лет различные порты "держат" те или иные бизнесмены.

Что касается Ильичевска, то еще в 2012 году с ним связывали именно Ахметова. "У вас устаревшие данные по контролю. Ахметов уже не только в Мариуполе и Севастополе, но и Николаеве, "Южном", Ильичевске, Бердянске", - заявил один из экспертов. Ахметов якобы выдавил из порта людей группы "Приват".

"Коломойский уже в Ильичевске не хозяин. У него порт забрали еще в 2011 году, когда вытурили оттуда Константина Лавриненко. Вместо него поставили Александра Григорашенко, которого называют ставленником Ахметова. О Севастополе вообще смешно слышать", - отмечал другой эксперт в начале 2012 года.

Фото paritet-info.com 

И вот, похоже, Ахметов проиграл борьбу за порт, который когда-то считал своим. Известно даже имя его обидчика - Александр Янукович. Ирония судьбы в том, что Ахметов привил семье президента вкус к работе в транспорте.

"Новые" донецкие вытеснили "старых" донецких из Ильичевска ориентировочно осенью 2012 года.

"Экономическая правда" писала, что в октябре 2012 года Кабмин сделал решающий шаг на пути к разделу портов между частными собственниками. Он разрешил концессию восемнадцати крупнейших отечественных портов.

Согласно постановлению, в этот перечень внесено имущество госпредприятий "Одесский морской торговый порт", "Николаевский морской торговый порт", морской торговый порт "Южный", Ильичевский, Мариупольский, Севастопольский, Херсонский, Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Бердянский, Белгород-Днестровский, Евпаторийский, Измаильский, Скадовский и Ренийский порты, специализированный морпорт "Октябрьск" и порт "Усть-Дунайск".

Лучшие порты страны вскоре окажутся в руках крупнейших промышленников, и это еще больше увеличит их влияние в стране. Худшие же, по всей вероятности, останутся на балансе государства и потихоньку "умрут". Предположительная судьба портов изложена в этой таблице.

Порт

Потенциальный концессионер

Одесский морской торговый порт

Ринат Ахметов. Полной власти не получит, будет воевать с крупными международными компаниями, которые там прижились

Николаевский морской торговый порт

Дмитрий Фирташ

Ильичевский

Александр Янукович

Морской торговый порт "Южный"

Александр Янукович

Мариупольский

Ринат Ахметов

Севастопольский

Ринат Ахметов

Херсонский

Вадим Новинский

Керченский

Малоинтересен. Могут отдать кому-то неожиданному. Это площадка для создания новых больших портов.

Феодосийский

Дмитрий Фирташ

Ялтинский

Александр Янукович

Бердянский

Малоинтересен

Белгород-Днестровский

Малоинтересен

Евпаторийский

Малоинтересен

Измаильский

Сергей Тарута. Начал работать в Измаиле недавно - после изгнания оттуда Жеваго. Все придунайские порты хотят объединить. Вероятно, именно под Таруту это и делают.

Специализированный морпорт "Октябрьск"

н/д

Ренийский

Сергей Тарута

Скадовский

Малоинтересен

Морторгпорт "Усть-Дунайск"

Сергей Тарута

"Экономическая правда" приводит стенограммы выступления обеих сторон возникшего конфликта. В них много фактов, которые обычно не достигают полос центральных СМИ Украины. Однако они проливают свет на то, как управление портами со стороны олигархов выглядит глазами одесситов.

Из всего сказанного на пресс-конференции следует, что сторона Ахметова проиграла эпизод, но хочет выиграть все сражение. Она придумала элегантный ход.

"От имени профсоюза мы готовим обращение к депутатам Верховной рады, чтобы не допустить вступления в силу закона "О портах". Он должен начать действовать через три месяца и в нынешнем виде может привести к развалу морской отрасли", - заявил Белюк.

В качестве подтверждения своих слов он привел несколько фактов.

По словам Белюка, в СМИ запущена информация, что с приходом нового министра транспорта грузооборот Ильичевского порта вырастет с 30 до 76 млн тонн в год. Однако по его данным сейчас порт перерабатывает лишь 14 млн тонн грузов, и чтобы переработать 76 млн тонн, нужно закрыть все порты Украины.

"Это ширма для того, чтобы показать: руководство порта и Минтранс хотят увеличить грузопоток. На самом деле они работают над скрытой приватизацией порта", - заявил Белюк.

Таким образом, в ближайшее время можно ожидать появления законопроекта, в котором будет предложено заблокировать или отложить вступление в силу закона "О портах". Инициаторами его будут депутаты, лояльные к Ахметову.

Можно также допустить, что донецкий олигарх никогда не стал бы блокировать закон "О портах", если бы его не вытесняли из его объектов. Из весомых потерь, помимо "Южного", можно отметить также Ильичевский порт.

Впрочем, вряд ли эта затея "выгорит". Новая власть уже принялась "трусить" ряд украинских олигархов. В частности, среди объектов пристального внимания разного рода проверяющих оказались предприятия, имеющие отношение к Петру Порошенко, Игорю Коломойскому и даже Леониду Юрушеву.

По данным источников ЭП, в ближайшее время может "позитивно" решиться вопрос о "раскулачивании" Дмитрия Фирташа. С Ахметовым, видимо, открыто воевать "младореформаторы" пока не решаются. Но это пока. Судя по вытеснению из портов, позиции олигарха уже не так сильны, как в 2010 году.

Фото tsn.ua

Стенограмма пресс-конференций Сергея Белюка (сторона Рината Ахметова) и замначальника Ильичевского порта по кадрам и быту Владимира Осиевского.

Сергей Белюк, бывший замначальника Ильичевского порта, депутат Ильичевского горсовета, зампредседателя областной организации партии "Удар"

- Я всю жизнь проработал в Ильичевском порту, прошел путь от дежурного стивидора до замначальника. При нынешнем руководстве мое мнение зачастую не совпадало с мнением начальства. На меня оказывалось давление, поэтому я уволился. Подал заявление, был издан приказ об увольнении.

(Начальник отдела кадров порта сказал на альтернативной пресс-конференции, что заявление Белюка было утеряно, приказ об увольнении отменен, и он восстановлен на работе. Поскольку на работу он не выходит, руководство порта подало заявление на розыск Белюка в милицию, но это заявление отказались рассматривать, поскольку разыскивать человека имеют право только родственники.)

В порту работает 6 тысяч человек. Это градообразующее предприятие города, которое платит в городскую казну примерно 100 млн грн налогов ежегодно.

Мы обеспокоены тем, что будет с портом завтра, сохранится ли коллектив, вся социальная сфера, сам порт как государственное предприятие. Можем ли мы повлиять на ситуацию, которая сложилась в порту?

От имени профсоюза мы готовим обращение к депутатам Верховной рады, чтобы не допустить вступления в силу закона "О портах". Он должен начать действовать через три месяца и в нынешнем виде может привести к развалу морской отрасли.

За лозунгами нынешнего руководства прячется пустота. Запущена в СМИ информация о том, что с приходом нового министра транспорта Ильичевский порт станет развиваться, грузооборот увеличится с 30 до 76 млн тонн в год. Это блеф.

Сегодня Ильичевский порт перерабатывает не 30, а только 14 млн тонн грузов, и чтобы переработать 76 млн тонн, нужно закрыть все порты Украины.

Это ширма для того, чтобы показать: руководство порта и Министерство инфраструктуры хотят увеличить грузопоток. На самом деле они работают над скрытой приватизацией порта, терроризируя весь коллектив.

Анатолий Бойчук, председатель независимого профсоюза работников порта

- Принятый "Закон о портах" начнет действовать 14 июня 2013 года. Чтобы он начал действовать, нужно изменить многое в законодательных актах. Нужно привести в соответствие с ним "Закон о земле", "Закон об аренде", "Закон о концессии", внести множество поправок. Пока ничего этого не сделано…

Фото bessarabiainform.com

Сегодня самое страшное для нас, профсоюзов, что не проводится никаких изменений в реорганизации производства, зато очень успешно руководством издаются приказы о сокращении.

На сокращение подали 140 человек, но есть приказов целая стопка, и на сокращение готовится 2 тыс работников порта. То есть начальнику порта поставлен план: подготовить порт к приватизации без людей, без лишних фондов, чтобы кому-то прийти и без лишних затрат начать зарабатывать деньги. Это делается сегодня.

Ликвидируются структурные подразделения со всеми должностями: начальник терминала, инженеры, докеры, тельманы. Идет ликвидация целого терминала. По закону его нельзя ликвидировать просто так, это стратегический объект.

Ликвидация должна происходить через Фонд госимущества, через другие госструктуры, а это просто спекуляция. Поэтому профсоюзы - категорически против. Делалось уже много попыток таких вот ликвидаций, но мы ни разу не дали согласия.

Практически никто не был уволен. Я разговаривал с начальником порта на эту тему и говорил ему, что не нужно этого делать. Когда вступит в силу "Закон о портах", тогда и нужно будет решать эти вопросы: проводить реорганизацию, заботиться о рабочих местах, вести переговоры с людьми, которые придут в порт.

Этот закон говорит о том, что порта как такового не будет, а будет морская администрация, которая будет выполнять административные функции, и будут работать стивидорные компании на основе аренды и концессии.

Чтобы шла приватизация, в бюджет страны нужно вложить стоимость основных фондов порта - 160 млн долл. Но эти деньги никто не вложит - ни наши олигархи, никто - просто-напросто придут и заберут.

Как было с "Укртрансконтейнером" - передали наши фонды, технологии, наши ресурсы по договору о совместной деятельности. Вот и все. Они ничего не вложили. Так будет и со вторым терминалом. Вложить такую сумму в бюджет государства никто не захочет, зная, что это можно сделать "на шару".

Документ подготовлен администрацией порта и направлен в Мининфраструктуры.

Все идет под концессию за исключением спортивного комплекса, УКК и "Укртрансконтейнера", который пока работает по совместному договору. Когда вступит в силу "Закон о портах", договор можно будет аннулировать или продолжить.

У нас серьезные проблемы с шестым, седьмым и девятым причалами, которые плывут. Нам предложили 26 млн евро международного кредита на реконструкцию причалов, но руководство отказалось. Оговаривалось, что ремонт будет проводить "Укртрансконтейнер", но у них нет денег - спад контейнерных перевозок.

Фото yuzhnoukrainsk.net

Причалы стоят мертвые, и рабочим там действительно делать нечего. В 2008 году Ильичевский порт сделал 640 тыс тонн, в 2012 году - 250 тыс тонн.

Сегодня по документам все - в концессию. Но пока неизвестно, кто эти люди. Я уверен, что это будут не инвесторы, а лжеинвесторы, халявщики. Совместная деятельность - возможность обогащаться за счет государственного имущества.

Концессия - отличная возможность для государства. Я сторонник того, чтобы отдавать в концессию, не надо в аренду, в совместную деятельность, это все обманка. У нас в порту три профсоюза, у нас нет конфронтации, потому что у нас общие задачи и общая беда. Остаться без работы в Ильичевске сегодня - это беда.

Виктор Степанов, председатель первичной ячейки докеров-механизаторов независимого профсоюза

- Мы создали профсоюзную организацию докеров за год до основания украинского государства и до сих пор отстаиваем интересы людей труда.

Мы защищаем здоровье людей, добились щадящего графика. Новое руководство без согласия профсоюзов и работников порта ввело новый режим труда - четырехдневку. Мы выиграли против него суд первой инстанции. Руководитель принимал и другие незаконные решения, которые мы отстаивали в суде.

В порту постоянно люди в напряжении, любыми путями их пытаются уволить: по подозрению в остаточном опьянении, опозданию на работу. Любыми путями они пытаются уменьшить количество людей.

Ликвидирована "база масел" - участок приносил прибыль предприятию. Благодаря профсоюзу люди переведены на другие участки, но не уволены. То же происходит со вторым терминалом: часть людей, 140 человек, поданы на увольнение.

Мы надеемся на Министерство транспорта - пришел новый министр. Мы надеялись, что Петр Симоненко озвучит процесс, происходящий в Ильичевском порту на сессии Верховной рады, поскольку он в рамках предвыборной кампании посещал порт. Этого не произошло - он всего лишь направил письмо в Мининфраструктуры.

Прежний министр Борис Колесников дал поручение своему заму Ефименко. Он ответил: мы не имеем права вмешиваться в хозяйственную деятельность, начальник порта все делает правильно, приводя численность рабочих в соответствие с грузопотоком.

Если нас не услышат, мы выйдем и будет стучать касками возле Министерства инфраструктуры.

Эдуард Гурвиц, депутат Верховной рады от партии "Удар" обещал с нами встретиться и внести поправки в закон о портах. Нас, портовиков, беспокоит тот пункт закона, который дает возможность взять в управление целый имущественный комплекс, не внося ни копейки в развитие.

Фото timer.od.ua

Мы на своей шкуре испытали действие таких предприятий. Вкладывая "три копейки", они претендовали на 50% прибыли, зарабатывали на наших грузах с помощью наших людей и нашей техники.

Предыдущие руководители порта издавали приказы, в которых говорилось: определенные грузы, людей, технику перевести в зону деятельности такого предприятия. При этом порт делился с предприятием-частником. Это коррупция.

Белюк: Всю зарплату Ильичевский порт платит по-белому. Придет псевдоинвестор - зарплата будет платиться в конвертах, и это уже практикуется на предприятиях, отданных в совместную деятельность. Бюджет города теряет на этом.

Вопрос: Есть ли список объектов, предназначенных для приватизации в порту?

Бойчук: В порту есть масса земли, которая не принадлежит порту, но там находятся портовые объекты. Надо вносить изменения в законы о земле и аренде. Непонятно, чем будет заниматься морская администрация. Кабмин должен выработать положение, чем она будет заниматься и на какие средства существовать.

Все объекты подлежат концессии - 42 объекта, кроме спортивного комплекса, учебно-курсового комбината и "Укртрансконтейнера".

В 2007 году французская фирма предлагала взять в концессию порт, но это не выгодно дельцам. Сейчас все деньги идут в государственную казну без посредников, а при совместной деятельности есть возможность манипуляций.

Вопрос: Когда началась история с увольнениями?

- С приходом новой администрации. 1 июля 2010 года в порту работало около 8 200 человек, сейчас - 6 100.

Вопрос: Если реально падает грузооборот, что делать с большим штатом?

- Говоря о концессии, нужно оговаривать людей и зарплату. Французы обещали зарплату на уровне европейской, но власти отказались от этого, потому что им ничего от этого не попадало.

Белюк: За все годы не было в Минтрансе профессионала в морехозяйственном комплексе: были учителя, партфункционеры, железнодорожники. Вспомните ЧМП, наши судоремонтные заводы - то же будет с Ильичевским портом.

Выхватят рентабельные терминалы, остальное будет брошено. Тут надо подключиться Министерству транспорта, но не в смысле "раздерибанить". Что надо сделать министерству, чтобы запустить транзит через Украину?

Фото trans-port.com.ua

Двадцать лет назад было 40% транзита. Потом эти грузы развернулись и ушли на Прибалтику. Да, наши технологии немного устарели, но Ильичевский порт готов перерабатывать 20 млн тонн: 14 наших, украинских, остальные - российские, казахские, но нужно потрудиться, чтобы они пришли.

Бойчук об инвесторах, после пресс-конференции.

- Как могут прийти сюда нормальные инвесторы в этот бедлам, где законы не состыкованы? Они уже два года морочат голову американцам, фирма "Кардиал", они их обманывают. А придут с Донецка - "Бруклин-Киев", "Донецк-стил". Им что нужно? Застолбить по остаточной стоимости.

Все оценивается в конвертируемой валюте. Тимошенко хотела отдать терминал французам, хотя мы не упоминали ее фамилию на пресс-конференции.

Этот самый Григоращенко, будучи директором "Укрморпорта", написал "доцільно" за нашей спиной, пока мы стояли на Майдане, "заключить договор с якобы российской фирмой, контейнерным терминалом при условии 75% им, 25% - порту.

Вопрос: Теоретически можно провести приватизацию для трудового коллектива?

Бойчук: "Закон об аренде" оставляет приоритетное право на приватизацию предприятия за трудовым коллективом - хотя само это понятие очень аморфно. Однако при наших чиновниках это практически невозможно.

За 15 дней нужно внести вклад, провести конференцию, согласовать со всеми инстанциями, подать документы. Когда вышел закон о приватизации, мы делали это, но городской голова Валерий Хмельнюк уговаривал нас, что не надо.

Мы не знаем, кто стоит за нашим начальником порта, какой клан или семья. Но Козаку подсунули "План развития порта", а когда он подписал, понял, что его подставили.

Замначальника Ильичевского порта по кадрам и быту Владимир Осиевский

- Я пришел прежде всего для того, чтобы увидеть Сергея Белюка, который, как оказалось, до сих пор числится на своей должности в порту. Ему начисляется зарплата, однако на рабочем месте он не появляется с 26 октября 2012 года.

В начале пресс-конференции Белюк показал журналистам свою трудовую, где было записано, что он уволен по собственному желанию. Если в порту не могут отыскать его заявление об увольнении, это не его проблема.

На момент назначения новой администрации в порту работало около тысячи людей пенсионного возраста. Тогда была достигнута договоренность с профсоюзом о выплате им при увольнении выходного пособия в размере пяти месячных окладов, и примерно 500 человек были таким образом отправлены на пенсию.

Кроме того, по словам Осиевского, 700 человек отказались от своих рабочих мест добровольно, перейдя на работающее в порту предприятие "Укртрансконтейнер", а еще 500 сотрудников были уволены "по естественным причинам".

По его словам, по инициативе администрации порта за все это время были уволены за разные нарушения всего 15 человек.

Вопрос: Почему переработка грузов в порту растет, а рентабельность падает?

Александр Кравцов, замначальника порта по правовым вопросам

- Ильичевский порт является участником рыночной среды и занимает в своей нише не слишком выгодное положение. В связи с этим высокорентабельные и транзитные грузы уходят в другие украинские порты.

Логистика перевозки грузов через Ильичевский порт не слишком выгодна, поскольку по железнодорожным путям порт самый удаленный. 1-1,5 долл теряется на железной дороге. В Украине - 18 портов, и многие из них более приближены к металлургическим предприятиям.

Мы - универсальный порт, работаем со всеми грузами, которые удается привлечь, но, увы, рынок складывается не в нашу пользу.

Мы боремся за грузы, пытаемся перевооружаться, но для этого нужны серьезные преобразования в структуре, а преобразования упираются в диалоги, которые сегодня на предприятии строить очень сложно.

Фото timer.od.ua