Через два тижні митницю переділять
Едва минули выборы, как таможни в Украине заработали. Их деятельность разблокировали буквально на пару недель.
Как оказалось, аккурат перед самыми выборами уехали многочисленные комиссии, которые приезжали из Киева контролировать выполнение специальных писем.
В посланиях, датированных 13 октября, устанавливались более высокие цены на растаможку товаров. Однако, видимо, на местах поручение не восприняли, и были высланы специальные проверяющие.
Что это были за комиссии, неизвестно, но их происхождение объяснило на днях агентство "Интерфакс". "Недавно президенту доложили о "серых" схемах импорта по целому ряду товаров и о том, кто из чиновников какое направление курирует. Президент распорядился приостановить такую работу", - сообщило оно.
На практике комиссии занимались тем, что требовали проводить расчет таможенной стоимости по более высоким индикативным ценам. Но судя по тому, что примерно на две недели оформление было полностью или частично парализовано, что-то пошло не так.
Видимо, именно с этими проверками был связан уход в отпуск руководителя Таможни Игоря Калетника. Формально он был кандидатом в депутаты от компартии и мог взять отпуск, чтобы заняться агитацией.
Однако парадокс в том, что Калетник шел по партийному списку - седьмым номером от КПУ. То есть "колядовать" вообще был не должен.
Особенно этого не нужно было делать, если после выборов Калетник уже не будет руководителем Таможни. По традиции, он просто обязан был сыграть свой "дембельский аккорд". Например, подписать некие решения на миллионные суммы.
Экс-командир "Южной" стал замом Калетника?
В пылу предвыборной борьбы никто не заметил прелюбопытнейшего события.
1 октября на самой "дорогой" в Украине Южной таможне произошло ЧП. В кабинете у ее начальника Александра Вдовиченко был проведен обыск. Сотрудники УБОП, обыскав рабочий кабинет, служебный гараж и дом начальника, обнаружили $870 тыс.
"Чиновника уволили после обыска в его служебном кабинете, где было изъято более $870 тыс. Обыск проводился правоохранителями в рамках досудебного следствия по уголовному делу в отношении начальника одного из таможенных постов Южной таможни и главного инспектора этого поста", - сообщал "Интерфакс" о том случае.
Как нам стало известно, своего шефа "заложил" один из его подчиненных, и милиция пришла к Вдовиченко наудачу. Она обнаружила сумму, происхождение которой тот не смог объяснить.
По словам нашего источника в ГТС, подобная сумма очень напоминает часть ежемесячного платежа, который должен переправляться в Киев как раз в начале каждого нового месяца.
Александр Вдовиченко. Фото unian.net |
Любая таможня, не только Южная, собирает как легальные, так и нелегальные платежи, пояснил источник ЭП.
"В белую" в Украине не может растаможиться практически ни одно предприятие.
Даже если все документы в порядке, таможенники начинают придумывать предлоги задержать оформление.
Выйти из-под действия этого механизма можно лишь двумя способами.
Первый - быть настолько крупным, чтобы "решить вопрос" через Киев. Так, например, сделали предприятия с иностранными учредителями, которые входят в состав Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА).
Второй способ - пользоваться услугами посредников. Они бывают очень разными - от сравнительно "чистых" до откровенно приближенных к руководителям региональных таможен (их еще называют "модные", или "блатные" фирмы).
Любые посредники платят деньги таможенникам. Только "модные" - чуть больше обычного. За это они имеют большие возможности. Например, экономят клиенту на "растаможке", потому что большую часть товара могут сделать "невидимой". Иногда они вовсе занимаются контрабандой, на что "чистые" посредники не идут.
Так вот, таможней гуляет версия, что именно часть таких денег прихватили ОБОПовцы вместе с начальником "Южной таможни".
Калетник не стал рисковать. Для перестраховки буквально на следующий день он уволил Вдовиченко. Но уже 25 октября, в канун выборов, Вдовиченко из подозреваемого превратился в свидетеля.
Как сообщила пресс-служба облпрокуратуры, при обыске в кабинете начальника ведомства Александра Вдовиченко было найдено всего $22 тыс. Остальная сумма, пишет "Сегодня", была найдена в "других служебных помещениях".
"Вдовиченко присвоен статус свидетеля", - заявила пресс-секретарь прокурора Одесской области Елена Абрамова.
Подобная ситуация не удивительна для украинской юридической системы. Однако удивительно другое.
По имеющейся у нас информации, Вдовиченко отправился на повышение. Он якобы станет… заместителем главы Гостаможслужбы Игоря Калетника.
Мы не нашли подтверждения этой информации. Но если она верна, то удивительные дела разворачиваются в Таможне.
"Модные" фирмы готовятся к переделу
Среди таможенников царит уверенность, что Игорь Калетник вряд ли захочет отказаться от депутатского мандата, чтобы продолжить руководить ГТС.
Если так, то примерно через пару недель ожидается передел сфер влияния на Таможне. К этому активно готовятся "модные" фирмы.
Фото livejournal.com |
С марта 2012 года им жилось не вполне хорошо. ЭП писала, что после объявления социальных инициатив президента началась гонка за наполнение бюджета. На долгое время "модных" заставили работать практически честно.
После принятия нового Таможенного кодекса стало немного легче. Но все равно речь не шла о возвращении тех счастливых дней, когда через "модных" на таможнях оформлялось практически все.
Тем не менее, период вынужденного воздержания пошел на пользу посредникам. "Модные" активно обзаводились клиентами и всячески их баловали. Так что у посредников к моменту выборов набралась очень приличная клиентская база.
Теперь она станет предметом торга. После выборов ожидается ренессанс "модных фирм".
Если Калетника снимут с поста главы ГТС, поменяется вся руководящая вертикаль, в том числе на местах. И уже к новым руководителям региональных таможен будут приходить "модные" с конкретным предложением: "Работай с нами, вот сколько у нас клиентов".
Ну а если вертикаль не сменится, "модники" придут к уже действующим людям, но условия работы будут совершенно другими.
Традиционный вопрос - "А как же бюджет?" - традиционно не фигурирует в будущей схеме передела.
Итак, делаем ставки. Уйдет ли Калетник?