Євро-2012: цифри без емоцій
Знайти застосування стадіонам буде важко. Середня їх заповнюваність - 40%, у Британії - 90%. Окупність нових українських арен становить не менше 50-60 років, і тільки за умови 100-відсоткової постійної наповнюваності, а це нереально. (Рос.)
Об итогах "Евро-2012" сказано много.
Однако в глаза бросается очевидная тенденция: до проведения чемпионата негативных прогнозов экспертов было значительно больше, чем негативных материалов по итогам "Евро".
Иностранная пресса также сменила гнев на милость в отношении Украины.
Как известно, нагляднее всего ситуацию могут продемонстрировать цифры.
Для этого достаточно воспользоваться открытыми источниками и сравнить несколько базовых цифр в отношении проведенных трех последних евро-чемпионатов - с 2004 года по 2012 год.
"Евро-2004", Португалия | "Евро-2008", Австрия-Швейцария* | "Евро-2012", Украина-Польша** | |
Доходы UEFA | 853 млн евро | 1 351 млн евро | 1 383 млн евро |
Витрачено з держбюджету та інших джерел | 4 млрд евро: 50% расходов - футбольные клубы, 40% - местные власти, по 5% - ЕС и госбюджет | 1 млрд евро - Австрия и Швейцария | 4 млрд долл (переважно державний бюджет) |
Доход государства | 400 млн евро | 450 млн евро | 500 млн евро |
Количество туристов | 600 тыс чел | 1 млн чел | 1,8 млн чел. За месяц - 8 300 тыс чел |
Источник: Украинская правда
* - цифры в отношении двух стран
** - цифры только в отношении Украины
Какие же выводы напрашиваются на основе представленных цифр и опубликованных аналитических докладов экономистов и чиновников Польши и Украины?
1. Совершенно неспроста излучает оптимизм Мишель Платини, заявляя, что "Евро-2012" имело оглушительный успех: на нем УЕФА заработало наибольшую сумму по сравнению с прошлыми чемпионатами - 2004 и 2008 годов.
В принципе, никакой сенсации здесь нет. Традиционно главную прибыль - от продажи телевизионных прав, рекламы и билетов на стадионы - получает УЕФА.
Страны-организаторы могут рассчитывать на доходы от пребывания гостей, продажи товаров с официальными логотипами, а также на экономический эффект от инфраструктурных проектов, отелей, роста туризма.
2. Если Португалию посетило 600 тыс болельщиков, Австрию и Швейцарию вместе взятые - 1 млн, то только одну Украину за месяц проведения "Евро" посетило 1,8 млн болельщиков.
Причем по данным пограничников общее количество въехавших в Украину иностранцев за месяц составило 8,3 млн, что, безусловно, является беспрецедентным рекордом.
Фото nsc-olimpiyskiy.com.ua |
Оперируя этими цифрами, можно прогнозировать, что об Украине как объекте туризма наконец-то узнали широкие массы иностранных граждан, которые в последнее время слышали о ней преимущественно выдуманные прессой "страшилки".
Небывалое для иностранцев гостеприимство украинцев, безопасность, дешевые транспорт, еда и напитки - все это будет привлекать в Украину все больше туристов.
И, наверное, главной заслугой "Евро-2012" можно назвать то, что Украина в глазах иностранцев перестала быть terra incognita с туристической точки зрения.
Конечно, это совершенно не значит, что Украине надо расслабиться и ждать, что теперь туристы ринутся сюда со всех уголков мира. "Евро-2012" показало и много недостатков, которые могут негативно повлиять на туристическую популярность. Работы еще много.
Футбольные фанаты - нестандартная категория туристов. Большинству из них необходима более качественная сфера обслуживания, более гибкая ценовая политика в отелях, более полная информация о туристических и культурных объектах.
3. Меньше всего потратили на проведение чемпионата Австрия и Швейцария. Португалию часто приводят в пример в качестве неоправданно завышенных затрат и непродуманных проектов: затраченные средства на проведение "Евро-2004" эта страна так и не вернула.
Притом что строительство стадионов - 800 млн евро - на 50% компенсировали футбольные клубы, на 40% - местные власти и на 5% - ЕС. Из госбюджета было выделено лишь 5%.
Украина по расходам сравнялась с Португалией. Это вызвало много неоднозначных и негативных прогнозов в отношении экономики Украины. Однако тревожность ситуации не в том, сколько потрачено, а в том, из каких источников выделено финансирование.
Польше для подготовки к турниру удалось получить средства Европейского союза, около 40% расходов были профинансированы за счет частных инвестиций.
Украина же несла весь финансовый груз почти в одиночку, и основная нагрузка пришлась на госбюджет: 80% общей суммы. Вклад частных инвестиций оказался скромным, хотя ожидался на уровне 70%. Все эти затраты лягут финансовым грузом на экономику страны.
Причина очевидна: плохой инвестиционный климат в стране. Киев продолжает занимать нижние строчки в международных рейтингах инвестиционной привлекательности.
Не добавляет оптимизма инвесторам и отсутствие гарантий прав собственности, государственный прессинг на бизнес, неразвитость государственно-частного партнерства.
4. Не признать качественных изменений в инфраструктуре, дорогах, аэропортах, стадионах по всей стране просто невозможно. За время подготовки "Евро" в Украине построено почти 2 тыс километров современных дорог, вокзалы, приобретены скоростные поезда, открыто 70 отелей, пять аэропортов и четыре взлетно-посадочные полосы.
После чемпионата это никуда не исчезнет и будет работать дальше, в том числе - на положительный туристический имидж.
Однако важно решить, как в дальнейшем распоряжаться модернизированными и построенными стадионами, чтобы не повторить ошибок Португалии?
Там, как известно, спортивная арена около города Фару совершенно себя не окупила и даже не имеет таких перспектив. Вот уже несколько лет как этот стадион стоимостью 50 млн евро пустует и ветшает, поскольку у местных клубов, входящих во второй дивизион португальского футбола, нет средств для содержания такого сооружения.
Найти применение стадиону суперкласса тяжело будет и Украине. Средняя заполняемость стадионов в Украине - 40%, в Британии - 90%. По подсчетам экспертов, окупаемость новых украинских арен составит не менее 50-60 лет, и только при условии 100-процентной постоянной наполняемости мест, а это, конечно, нереально.
Тем не менее, "Евро-2012" стал очевидной имиджевой победой для Украины. Этому способствовало гостеприимство народа и царившая удивительная эмоциональная комфортность для иностранцев. Они убедились, что многие европейские страны должны поучиться толерантности у украинского государства.
Кроме того, страна получила колоссальный шанс на развитие туристической отрасли, которая потенциально может стать одной из базовых для отечественной экономики.
В туризме действительно есть потенциал. В развитых странах эта сфера позитивно влияет на развитие 40 смежных отраслей экономики и создает рабочие места для 15-20% населения. Главное - понимание этого властью и чиновниками.
Кстати, в Португалии, которая хоть и понесла экономические убытки от проведения "Евро-2004", существенно выросли доходы от туризма. Ежегодно туристический сектор португальской экономики собирает около 6 млрд евро.
Чем не пример для Украины?
ПРО АВТОРА: Олена Овраменко, депутат Київради