Українська правда

Як заробити $70 млрд

В штаті Невада після подання податкової декларації у громадянина є два варіанти: сплатити цю суму або реінвестувати її в економіку країни: купити машину, квартиру, будинок. Хто від цього виграє більше: бюджет чи людина? (Рос.)

Когда нужно защищать свою позицию публично, все это делают открыто: называя свое имя и ставя на кон свою репутацию. Мы так и сделали.

Почему-то наши оппоненты действуют иначе. Они могут абсолютно "искренне" нашептывать из-за спины или по телефону, никогда не высовываясь из тени.

К сожалению, такие "таємничі люди" сначала ввели в заблуждение президента, который наложил вето на законы, а следом точно также - журналистов.

Огромное спасибо ЭП за уникальную возможность вывести эту дискуссию на высокий общественный уровень.

Мы уже не раз опровергали критику законов, направленных на стимулирование развития IT-индустрии.

Мы рассказали, почему в результате госбюджет выиграет, а не проиграет, почему стимулы для IT-компаний не являются дискриминационными, и почему в предложенной схеме администрирования вероятность коррупции не больше, чем в любом другом секторе.

Сегодня мы хотим привести аргументы, которые окончательно расставят все точки над "i".

Воображаемые потери

Чиновники в Администрации президента говорят, что Пенсионный фонд может потерять удивительную сумму - 6 млрд грн. Эта цифра не подтверждается никакими расчетами и настолько нереальна, что мы не видели смысла ее комментировать.

У нас есть официальные данные Государственной налоговой службы и Пенсионного фонда за 2010 год, в которых четко указаны реальные размеры поступлений.

Например, в 2009 году Пенсионный фонд получил от ЧП и юридических лиц, деятельность которых так или иначе связана с IT, 391 млн грн.

Мы постоянно говорим, что отрасль, вопреки кризису, каждый год растет на 30-40%. Давайте умножим эти показатели на 1,3. Так, в 2010 году сумма была на уровне 508 млн. грн, в 2011 году - 661 млн грн, а в 2012 году - 860 млн грн.

Приблизительно такие же цифры дает налоговая служба.

О каких же 6 млрд грн может идти речь? Как можно потерять то, чего ты никогда не получал?

Теперь посмотрим на прогноз рынка. Если будет работать специальный налоговый режим, который выведет больше 70% компаний из тени, за пять лет госбюджет и социальные фонды могут дополнительно получить больше 15 млрд грн.

Разве это можно назвать "дотированием из бюджета IT-сектора"? Работать честно и прозрачно хотят все, но при сегодняшнем налоговом давлении выход из тени равносилен потере конкурентоспособности.

Налог на доходы физических лиц, тыс грн

Сбор единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, тыс грн

Возможность коррупции

Оппоненты усматривают коррупцию в том, что компания для перехода на новые налоговые условия должна бегать к чиновникам за "бумажками". Таким образом, субъективное мнение отдельного человека становится решающим. Это обвинение скорее относится к системе в целом, чем к нашим законопроектам.

Во-первых, пока есть правительство, парламент и президент, бизнес всегда будет вынужден получать "бумажки". Следуя этой логике, любой институт в государстве априори коррумпирован.

Во-вторых, Госагентство по вопросам науки, инноваций и информатизации - центральный орган исполнительной власти, который по определению должен заниматься проблемами IT-индустрии. В законе установлены четкие критерии, какие компании могут участвовать в эксперименте.

Если чиновники так смело утверждают, что агентство коррумпировано, то почему этим ведомством до сих пор не занимается прокуратура? Такое доверие к налоговой службе, которая в противном случае должна будет сама, без профильных специалистов принимать все решения, просто парадоксально.

Так или иначе, переход на новые базовые налоговые условия для IT-компаний - сугубо добровольный. Если компания не хочет работать по новой модели, никто ее не заставит.

То есть если выход из "тени" для них будет невыгоден, а бюджет на самом деле будет терять те копейки, которые он получает сегодня, то специальные условия налогообложения государство может просто убрать раньше срока.

Давление против стимулов

В статье главный редактор ЭП, ссылаясь на собеседника, говорит, что предложенная модель работы для национальной IT-индустрии - беспрецедентна. Ни развитые страны, ни государства-лидеры в IT не внедряют таких условий.

Есть подозрения, что "таємничий співрозмовник" специализируется не на высоких технологиях, а, к примеру, на общепите, который, в самом деле, специально никто не поддерживает. Иначе он бы знал, что Украина сегодня - одна из немногих стран в мире, где на IT до сих пор не обращают никакого внимания.

Начнем с того, что во многих развитых государствах общая налоговая политика существенно прогрессивнее, чем в Украине.

В американском штате Невада после представления налоговой декларации у гражданина есть два варианта: уплатить указанную сумму либо реинвестировать ее в экономику страны: купить машину, квартиру, новый дом. Кто от этого выигрывает больше: бюджет или человек? У нас такие подходы пока только в планах.

Будинок у штаті Невада. Фото luxedb.com

Кроме того, активно внедряются "облегченные" условия для развития IT.

Посмотрим на опыт одного из основных конкурентов Украины - Индии. В начале 1990-х годов там были созданы специальные технопарки, отменены подоходный налог с сотрудников, налог на прибыль для IT-компаний и пошлины на ввоз компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования.

В 1995 году объем экспорта IT-услуг составлял 700 млн долл, в 2012 году ожидается 69 млрд долл - в 98 раз больше. Это именно услуги, а не готовый продукт: написание кода, консультирование, сопровождение - все то, что пытаются вычеркнуть из определения "программная продукция" в законах №8267 и №9744.

К слову, о создании рабочих мест. В индийском IT-секторе благодаря налоговым стимулам работает 2,8 млн человек. Лишь в 2012 году открылось 230 тыс вакансий.

В Белоруссии тоже создаются технопарки, резиденты которых освобождаются от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и таможенных пошлин.

Индивидуальный подоходный налог для сотрудников компаний-резидентов парков имеет фиксированную ставку: 9%. Итог для государства: за первые пять лет экспорт вырос больше чем в одиннадцать раз.

Обязательные налоги и сборы для IT-компаний в странах-конкурентах

Налоги и отчисления

Украина

Белоруссия

Индия

Социальные отчисления

~40% от фонда оплаты труда

35% от средней зарплаты в стране

6% от фонда оплаты труда

Подоходный налог с физических лиц

15-17%

9%

0% в режиме технопарка и свободной экономической зоны

Налог на прибыль

21%

0% в режиме Парка высоких технологий

0%, 15 лет для сумм, полученных от экспорта в режиме СЭЗ, пять лет налоговых каникул

Продукт против услуг

Что нужно для создания готового продукта? Уникальная идея и механизмы ее реализации. Только понимая, как работает IT-рынок, что уже создано, чего не хватает, какие тренды являются восходящими, можно создать что-то свое. Такой "школой" для IT-стартаперов является аутсорсинг - сфера услуг.

Аутсорсинг - это конкурентная среда, которая воспитывает профессионалов, открывает доступ к лучшим идеям мировых лидеров и расширяет горизонты украинских программистов. Без динамичного развития аутсорсинга Украина просто не может перескочить на продуктовую модель.

Абсолютно правильно в статье Сергея Лямца говорится о том, что, развивая аутсорсинг, мы создаем тысячи высокооплачиваемых рабочих мест. Средняя зарплата здесь колеблется от 1,5 до 3 тыс долл.

Здесь возникает риторический вопрос: неужели Украине не нужна индустрия, которая, как в той же Индии, в год экспортирует услуг на 69 млрд долл и трудоустраивает больше 200 тыс молодых людей?

Игорь Лисицкий, Ольга Ивахно, Александр Щербаков, Совет по конкурентоспособности индустрии информационно-коммуникационных технологий Украины