Вугілля замість газу: металурги дають шанс шахтарям
Металурги заміщують дорогий російський газ вугіллям, працюючи за технологію вдування пило-вугільної суміші. Однак для цього потрібне більш якісне вугілля, ніж те, що постачається зараз. (рос.)
Сокращение объемов потребления российского газа несет для Украины положительный эффект в виде модернизации промышленных производств и теплоснабжающей инфраструктуры. В частности, в металлургии страна наконец-то сможет отказаться от сжигания голубого топлива в доменном производстве – устаревшей технологии, которая сохранилась только у нас и в России.
В этом году НАК "Нафтогаз Украины" планирует закупить у России 27 млрд кубометров газа, что в два раза ниже законтрактованного объема. Таким образом, общее потребление газа в стране составит 50 млрд кубометров против 70 и более млрд кубов в докризисные годы.
И это далеко не предел. Как заявил в своем интервью BBC академик Украинской нефтегазовой академии Роман Яремийчук, для Украины является вполне реальным снизить объемы потребления газа до 40 млрд кубометров, как минимум.
Как известно, наиболее крупным и расточительным потребителем газа в стране (порядка 32 млрд кубов вместе с собственной добычей) является коммунально-бытовой сектор, поэтому наибольший резерв снижения зависимости от российской "газовой иглы" таится именно в этой сфере. К примеру, один только КПД наших теплоэлектроцентралей в 4-4,5 раз ниже, чем во всем мире. При этом расходы газа в системе централизованного теплоснабжения в Украине в несколько раз превышают показатели европейских стран.
Следующими после коммунбыта крупнейшими потребителями газа в Украине являются предприятия металлургии и химии, использующие порядка 70% газа в промышленном секторе.
Как следует из отчетов компании HIS CERA, украинские металлурги способны сократить объемы потребления голубого топлива на 4 млрд "кубов", химики – на 2. При этом непосредственно на меткомбинатах установка комплексов вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) дает экономию 2,5 млрд кубов газа, замена мартенов домнами – 1,4 млрд "кубов", и освоение технологий использования коксового и доменного газа - еще 0,5-1 млрд кубометров. Впрочем, приведенные цифры носят довольно прогнозный и скорее даже вероятностный характер, так как темпы внедрения модернизационных проектов в металлургии зависят от множества экономических и технологических факторов.
Следует отметить, что если в системе теплокоммунэнерго в Украине дальше разговоров об энергосберегающих технологиях дело пока особо не идет, то в той же металлургии уже наблюдаются первые результаты снижения от российской газовой зависимости.
Примечательную статистику по этому поводу предоставил гендиректор ОП "Металлургпром" Василий Харахулах. Так, по результатам первого квартала этого года среднесуточное потребление природного газа отечественными метпредприятиями составило 12,9 млн кубометров против 16,6 млн "кубов" за аналогичный период 2011 года. При этом выплавка чугуна за первые три месяца этого года сохранилась на прежнем уровне, а выплавка стали и проката снизалась соответственно на 5% и 12%.
Металургійний завод. Фото dig-donbass.org.u |
Господин Харахулах объясняет положительную динамику, в частности, тем, что ряд меткомбинатов увеличили объемы вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) вместо газа в доменном производстве. На сегодняшний день технология ПУТ внедрена на "Донецкстали", Алчевском меткомбинате и "Запорожстали".
До конца года планируют запустить в эксплуатацию аналогичные установки на ММК Ильича. Разрабатывают проекты по сооружению установок по вдуванию ПУТ также на "Азовстали" и "Арселор Митал Кривой Рог".
Установки по вдуванию ПУТ позволяют полностью отказаться от газа в наиболее энергоемком доменном производстве, заменив его энергетическим углем. Для сжигания подходят угли с низким содержанием серы до 1%, к которым относятся, к примеру, антрациты украинских предприятий "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит". Обе компании являются крупнейшими поставщиками углей антрацитовой группы в Украине и располагают хорошими перспективами для наращивания угледобычи.
Топливо для технологии ПУТ можно также изготавливать из шламов, хотя дефицита антрацитов в Украине не предвидится. Помимо экономии газа, одним из основных преимуществ использования пылеугольного топлива вместо газа в доменном производстве является также экономия кокса.
"Технология ПУТ дает общий положительный эффект для всей национальной экономики. Речь идет о росте производительности и снижении себестоимости при выплавке чугуна, сокращении использования импортного газа, а также увеличении спроса на отечественный энергетический уголь", - говорит аналитик Dragon Capital Александр Макаров.
Однако при всех перечисленных преимуществах технология ПУТ требует использования кокса более высокого качества, в отличие от того, на котором преимущественно работают отечественные домны.
В Украине, как известно, в отличие от энергетических углей, с коксующимися сложилась не особо благоприятная ситуация. Помимо общего дефицита коксующегося угля, существуют проблемы и с качеством отечественной угольной продукции. В настоящее время, при общем потреблении металлургией 25-27 млн тонн коксующихся углей в год, примерно треть из этого объема покрывается импортом. Причем, по мере более полного перехода меткомбинатов с газа на ПУТ существует перспектива нарастания доли импортного угля и сокращения спроса на отечественный.
Установка вдування пиловугільного палива в доменну піч. Фото dig-donbass.org.ua |
При полноценном внедрении технологии ПУТ отечественные металлурги могут сократить потребление кокса до 14 млн тонн в год. При этом, согласно расчетам Макарова, украинские угольщики на сегодня могут дать 6-7 млн тонн кокса надлежащего качества. 4,2 млн тонн из этого объема способна предоставить шахта "Красноармейская-Западная", переименованная в шахтоуправление "Покровское", которое принадлежит концерну "Донецксталь".
Необходимыми пластами, позволяющими добывать качественный коксующийся уголь, располагают также шахты им. А. Скочинского и "Южно-Донбасская №3", которые находятся в госсобственности.
По словам гендиректора ассоциации "Укркокс" Анатолия Старовойта, природа украинского угля отличается повышенным содержанием серы, высокой зольностью и в целом неблагоприятным минеральным составом для металлургического производства.
Тем не менее, общеизвестными являются и субъективные факторы, отрицательно сказывающиеся на качестве отечественного угля. Речь идет о бесхозяйственности и бесконтрольности, сложившихся в государственном угольном секторе, который уже давно называют "черной дырой".
Ежегодно "дыра" поглощает миллиардные бюджетные субсидии. В частности, в прошлом году из бюджета на поддержку государственных шахт было выделено 6860 млн грн, из них на покрытие отрицательной разницы между ценой и себестоимостью угольной продукции – 4974 млн грн. При этом угольным госсектором в прошлом году выдано на гора 36 млн тонн угольной продукции при общем объеме угледобычи в Украине порядка 80 млн тонн.
В то же время, при грамотной реструктуризации отрасли, эти дотации вполне могли бы пойти на модернизацию перспективных шахт, повышение их безопасности и сопутствующие экологические программы.
В условиях сложившейся коррупции при распределении бюджетных дотаций между предприятиями, низкой дисциплины и производительности труда, а также неэффективного госменеджмента добиться от угольщиков повышения качества отгружаемой продукции не представляется возможным. Очевидно, что наиболее действенным выходом из ситуации могло бы оказаться завершение приватизации украинского шахтного фонда с тем, чтобы рыночно сблизить угольные предприятия с непосредственным заинтересованным заказчиком в лице меткомбинатов.
В марте этого года парламент принял в первом чтении законопроект об особенностях приватизации угледобывающих предприятий. Значительная часть из 120 государственных шахт, которые пойдут под распродажу, являются хронически и потенциально убыточными в перспективе в силу отработанности и бедности своих угольных пластов, а также сложных горно-геологических условий добычи черного золота, которое, исходя из размеров господдержки для таких шахт действительно превращается в золото. Очевидно, что такие шахты проще всего просто закрыть. При этом нынешние государственные дотации угольщикам предпочтительнее потратить на решение экологических проблем, а также переобучение шахтеров и создание новых рабочих мест в шахтерских регионах.
В тоже время, по мнению председателя совета директоров луганской компании "Эффективные инвестиции" Игоря Лиски, большую часть шахт при профессиональном управлении и инвестициях можно сделать прибыльными.
Фото newzz.in.ua |
Как считает Лиски, Украина вследствие приватизации госшахт может привлечь 5 млрд долларов зарубежных инвестиций в течение ближайших 5 лет. Интересу к украинским шахтам будет способствовать и рост мирового спроса на уголь, который продлится как минимум до 2016 года.
Одной из целей приватизации, помимо повышения энергетической безопасности Украины, можно также назвать перспективу наращивания качественных коксующихся углей, неудовлетворенный спрос на которые вследствие внедрения технологии ПУТ будет возрастать.
По мнению господина Макарова, в результате перехода украинской металлургии к пылеугольному топливу в доменном производстве можно сэкономить 2,5 млрд кубометров газа и до 10% кокса, с одновременным использованием дополнительно порядка 3,5 млн тонн энергетического угля. Однако реальные цифры будут зависеть во многом и от динамики цен на импортные и отечественные коксующиеся угли.
То есть, часть факторов, влияющих на общий результат, содержатся не в металлургической отрасли, а в угольных шахтах. Таким образом, отказ от российского газа в доменном производстве потянул за собой по цепочке также необходимость модернизации и оптимизации украинского шахтного фонда.