Назад в радянщину?
Але якщо в міжнародних судах буде доведена незаконність розмитнення газу, то тягар розплати ляже не на чиновників, а на держбюджет, тобто на тих самих платників податків, на благо яких начебто все і робиться.
Открытость и достоверность официальной информации о состоянии экономики может служить критерием успешности правительства. Усиление скрытности говорит о властных провалах.
Хотя времена Советского Союза канули в Лету, однако чиновники продолжают тосковать по ним. Дозированная информация, недопустимость инакомыслия, забота о "простом труженике", поиск врага - приметы не только прошлых времен.
Сокрытие информации. Неудивительно, что любая власть широко и радостно преподносит свои экономические достижения. В равной степени, она "не замечает" собственные упущения и просчеты.
Тем не менее, открытость статистической информации может служить критерием эффективности реализации государственной политики. Сокрытие же сведений или их "урезание" - характерный признак властных провалов.
Более того, если власть думает, что отсутствие данных снижает уровень критики, то все как раз наоборот: это лишь подчеркивает, что ситуация выходит из-под контроля.
В 2009 году страсть украинских властей к утаиванию информации ширится особенно быстро.
Первым симптомом стал отказ от предоставления Госкомстатом ежемесячных показателей динамики ВВП. Впервые за все годы независимости страна не получила оперативных консолидированных данных по экономике в целом.
Даже в далекие 1990 годы такие сведения публиковались на постоянной основе.
Более того, кроме данных Госкомстата, свои расчеты, включая номинальный и реальный ВВП, предоставляла группа международных экспертов UEPLAC (Tacis), что способствовало более точному и качественному экономическому анализу.
Власти говорят о "европейской практике", однако такой аргумент лишен смысла - для трансформационных экономик в условиях кризиса важна быстрая реакция.
Также не достаточно убедительными выглядят ссылки на погрешности ежемесячных расчетов ВВП. На самом деле, как раз нет свидетельств значительных погрешностей в рамках действующих методик Госкомстата.
Так, если в рамках кварталов просуммировать месячные оперативные данные и сравнить их с квартальными, окажется, что отклонение составляет "стандартные" 2-3%, что вполне приемлемо для оперативного анализа и установления доминирующих тенденций.
Напомним, по итогам года производится консолидация, что традиционно отражается в декабрьских данных.
Динамика номинального ВВП в 2008 году, миллиардов гривен
Номинальный ВВП | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX |
Месячный (оперативный)* | 57,7 | 60,8 | 71,2 | 76,8 | 81,5 | 81,4 | 100,8 | 97,8 | 86,8 |
Суммарно за три месяца | 189,8 | 239,7 | 285,4 | ||||||
Квартальный (утвержденный)* | 187,7 | 233,7 | 275,3 |
Источник: Госкомстат
С марта в ранг государственной тайны занесено исполнение бюджета. В предыдущие годы такие данные еженедельно публиковало Госказначейство.
Правительство рапортует о "наполняемости" казны, однако при неработающей промышленности, невыплатах зарплат, падении экспорта и импорта, отсутствии внешних заемных источников в бюджете просто неоткуда взяться ресурсам.
Единственный источник - эмиссия НБУ через государственные облигации, первично выкупленные государственными банками.
Более того, хотя сегодня бюджет еще "спасается" за счет "Нафтогаза", однако уже в ближайшее время может потребоваться "рефинансирование" самого НАКа за счет государственных финансов.
Сегодня долговая позиция государственного монополиста также возведена в ранг высших секретов, а значит, выведена из сферы публичных финансов для контроля со стороны общества.
В случае дальнейшего ухудшения финансового состояния компании, на ее спасение от банкротства потребуются дополнительные государственные ресурсы, то есть средства, изъятые у налогоплательщиков.
К сожалению, в последнее время наблюдаются признаки дальнейшего сужения информации об экономической сфере.
Во-первых, вскоре следует ожидать ограничений, связанных с финансовыми результатами деятельности предприятий. По итогам двух месяцев, более 43% компаний являются убыточными, а в промышленности этот показатель еще выше - 50%.
Во-вторых, существует вероятность сокрытия результатов внешнеэкономической деятельности. Причем речь идет не только о торговом балансе, но и об инвестиционных потоках, о которых в 2009 году власть и вовсе "забыла".
Не исключены и "специфические" толкования тех или иных макроэкономических показателей.
Специфические интерпретации. Прежде всего, это коснется вопроса инфляции. К сожалению, манипулирование данным показателем остается излюбленным политическим занятием властей.
В 2009 году правительство уже отчиталось в укрощении инфляции. Однако текущие тренды носят естественный сезонный характер. Если не принимать во внимание январский ценовой шок, инфляция 2009 года полностью вписывается во взвешенно-усредненную динамику последних лет.
Кроме того, другим "естественным" барьером для инфляционного давления стало падение покупательной способности граждан вследствие снижения и невыплаты зарплат. Будущие победные декларации властей, вероятно, требуют адаптации к названным факторам.
Инфляция, % к предыдущему месяцу
Источник: Госкомстат. Оценка и прогноз: автор |
Специфическая интерпретация или даже сокрытие информации коснется промышленного производства, которое по итогам первого квартала упало на треть по сравнению с прошлым годом.
Власти уже заявили, что падение в секторе прекратилось, о чем говорит рост на 8% в марте по сравнению с февралем. На самом же деле, в марте на 11% дней больше, чем в феврале, с учетом чего появляются сомнения в реальном росте.
Более того, пока нет явных свидетельств, что промышленность действительно "достигла дна" - неофициальная информация из регионов говорит о сворачивании производства и новых увольнениях.
Тем не менее, даже в таких условиях появляется основа для манипулирования - снижение базы сравнения.
Волна стремительного падения производства началась в мае 2008 года. Тем самым, если реальных позитивных изменений в промышленности не окажется, показатели относительной динамики все равно улучшатся.
Следующим полем специфической интерпретации, вероятно, станет банковская сфера. Точнее - так называемая рекапитализация отдельных учреждений, которым государство окажет финансовую помощь через вхождение в капитал.
Ранее не раз говорилось о необходимости "прозрачности", что предотвратило бы валютные спекуляции и массовый перевод ресурсов в валюту с дальнейшей ее утечкой за рубеж.
Одним из условий предоставления помощи является раскрытие информации о реальных собственниках банков и компаний, получающих государственную поддержку. Такой пункт содержится и в Меморандуме Украина - МВФ.
Однако ничего подобного не предполагается, "за кадром" остались и критерии отбора банков. Тем самым, неизбежно появляются сомнения в рациональности выбора объектов поддержки, а значит, и возможностей гарантирования устойчивости макроэкономической среды вообще.
Как показывает мировая практика, необдуманное предоставление государственной поддержки не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия.
Напротив, подобная политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения новых катаклизмов, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению самостоятельной ответственной политики и реальной оценки рисков.
Следующий пункт списка специфических интерпретаций - позитивный торговый баланс. Однако стоило только стране заплатить за газ, как она сразу получила дефицит, несколько суженый из-за общего снижения объемов внешней торговли.
То же касается и прекращения оттока ресурсов из банковских депозитов. На самом деле, данная положительная тенденция связана не с ростом доверия граждан к финансовой системе, а с отсутствием у людей доступа к своим сбережениям вследствие действия моратория.
Да и валютный курс никак не внемлет требованиям регулятора о возврате на зафиксированный уровень в 7,7 гривны за доллар, не имеющий никакого отношения к реальной динамике.
Таким образом, сегодня основные официальные макроэкономические индикаторы - ВВП, инфляция и курсовая динамика, состояние бюджета и платежного баланса - не отражают реальную экономическую среду и, по сути, дезориентируют экономических агентов.
В таких условиях лишь приближение к власти предоставляет возможности для "развития".
Политизация и перераспределение. Советские аналоги этого явления - конфискация и национализация. Не формирование благоприятного для бизнеса пространства, не упрочение институтов собственности, а захват приглянувшихся стратегических активов. Как промежуточный и безопасный шаг - в пользу государства.
Политизация и персонализация в экономике делает невозможным принятие рациональных решений. Казалось бы, риторика "раскуркуливания" должна давно исчезнуть из политического лексикона. И тем более - методы ее воплощения.
Однако если четыре года назад задекларированная реприватизации осталась нереализованной угрозой, то сегодня - антикризисная "целесообразность" предоставляет новые возможности широких перераспределений или намерений их осуществления.
Так, для покрытия бюджетных разрывов правительство, игнорируя риски, связанные с судебными решениями по установлению прав собственности, использовало спорный газ.
А ведь если в международных судах будет доказана незаконность такой операции, то бремя расплаты ляжет не на чиновников, а на госбюджет, то есть на тех самых налогоплательщиков, во благо которых будто бы все и делается.
Украинцы уже давно поняли, что чем чаще и громче упоминается "народ", "защита государства", тем меньше декларируемое имеет отношение к действительным народным интересам.
Сегодня новой сферой стратегических интересов становится телеканал "Интер". Совершенно понятно, что основной интерес к нему лежит не в экономической сфере как прибыльный актив, а в его политической подконтрольности.
К сожалению, совершенно не исключено, что одним из политических направлений станет "национализация" телеканала, как бы невероятно это не выглядело, опять же без оглядки на дальнейшие финансовые последствия.
Экономически малообоснованным, а, скорее, политически ориентированным выглядит решение правительства о продлении льгот для предприятий металлургической и химической промышленности по уплате газа и железнодорожных перевозок.
Однако такое льготное регулирование, по сути, направлено на поддержку лишь отдельных отраслей и предприятий за счет инфраструктурных. Следствием, уже в ближайшем будущем, будет ухудшение состояния последних или же необходимость резкого повышения тарифов для других отраслей и потребителей.
Кроме того, подобная политика может спровоцировать претензии со стороны ВТО как элементы недопустимой поддержки экспорта (именно указанные отрасли формируют основу нашей внешней торговли), и даже создать предпосылки антидемпинговых расследований.
Высокие экономические риски связаны и с теоретически правильным решением правительства об увеличении уставных капиталов Ощадбанка и Укрэксимбанка за счет ОВГЗ. Однако, скорее следует вести речь не о капитализации, а о новом перераспределении и эмиссионном финансировании дефицита "Нафтогаза".
Но именно в Ощадбанке хранятся сбережения населения, обслуживается социальная и коммунальная сферы. Поэтому, как только финансовое состояние Ощадбанка как кредитора ставится в зависимость от состояния государственной монополии, имеющей высокую политическую значимость, но и не менее высокие внешние долги, сразу резко увеличиваются платежные и инфляционные риски.
В равной степени, "политическая целесообразность" проявляется и в отношении еще недавних союзников правительства, успешная и результативная деятельность которых неоднократно получала позитивную оценку в 2008 году.
Однако стоило лишь министру финансов отказаться согласовать бюджет, тут же последовало обвинение в "усталости". А глава Гостаможни, отказавшийся принять "газовую схему", сразу же оказался врагом революционного правительства.
Сегодня имеется достаточно высокая вероятность того, что МВФ примет позитивное решение относительно второго и третьего траншей для Украины, за что правительство, безусловно, заслуживает высокой оценки.
Однако станет ли это действительно стабилизирующим событием для страны, позволяющим также деполитизировать решения, относящиеся к экономической сфере, покажет время.
Василь Юрчишин, директор економічних програм Центру Разумкова, член експертної ради "Економічної правди"