Українська правда

Ігор Воронін: "Помилки в газових контрактах будуть наздоганяти нас 11 років..."

4 лютого 2009, 16:41

Першу частину читайте тут.

- Давайте смоделируем ситуацию. Допустим, через год выберут нового президента. Соответственно, будет новое руководство Нафтогаза, и они на политическом уровне начнут добиваться пересмотра этого газового контракта. Есть ли способы его разорвать?

- В одностороннем порядке это может сделать только "Газпром". Чтобы "Газпром" ни совершил - мы не имеем права прекратить транспортировать.

Хотя везде в мире работает принцип "транспортируй или плати". В основе его лежит принцип заказанной мощности. Допустим, есть труба, ее возможность транспортировать в течение часа, например - 100 миллионов кубов газа.

Заказчик говорит: "Я законтрактую на весь год прокачку определенного объема газа, например, 10 миллионов в час".Дальше, заказчик контрактует, что каждые сутки, каждый час будет качать по трубе 10 миллионов кубов газа.

Для примера, транзит Газпрома по Украине 120 миллиардов кубов в год - это 13,7 миллионов в час. "Газпром" при любых условиях должен столько качать.

Когда подписывается контракт - покупаются эти мощности. Если это - одиннадцатилетний контракт, то на все 11 лет. И тариф устанавливается следующим образом: заказал мощность - заплатил определенную сумму.

Собираешься транспортировать - тебе умножают 13,7 миллионов этих часовых на расстояние по Украине - 1240 километров и получают сумму платежа, которую ты должен при любых условиях заплатить.

И платишь ты независимо от того, подаешь газ для транзита или нет. Если подаешь меньше газа - заплатишь еще штраф, подаешь больше - заплатишь дополнительно.

- То есть так работает система в Европе?

Да. И Нафтогаз при таком подходе получил бы гарантию того, что в течение 11 лет через Украину будет транспортироваться определенный объем газа.

А теперь смотрим контракт, открываем статью 3.1. Написано: "Газпром прокачает не менее 110 миллиардов в 2009 году..." Теперь откроем статью 8 - оплата за транзит. Есть только расчетная стоимость транзита на 2009 год. Нет пункта, по которому нам гарантировали, что за 110 миллиардов нам заплатят эти деньги.

А если прокачают 90? Мы не получим денег за 20 миллиардов кубов транзита. А если прокачают 50 миллиардов кубометров? Нет никаких гарантий. Зато покупать газ у Газпрома мы обязаны.

Парадоксальна и другая вещь - пункт 3.2 контракта на транзит. Начиная с 2010-го, через территорию Украины будет транспортироваться тот объем газа, который считает необходимым "Газпром экспорт" для передачи покупателям в этом направлении.

А если "Газпром" построит Северный поток, и перенесет точки сдачи компаниям "E.ON Ruhrgas", "Gaz de France Suez", "Wingas" на северный трубопровод, а через Украину останется прокачка 50 миллиардов кубометров? Что будет делать Украина?

Мы же должны были подписать долгосрочный транзитный контракт, чтобы у нас гарантировано оплачивался транзит 110 миллиардов кубометров в год! Но сами создали Газпрому возможность строить альтернативную трубу в обход Украины. Как это можно называть победой Украины?

- Тимошенко говорит, что все наши минусы компенсируются тем, что мы по дешевке купили технический газ - по 153,9 доллара...

- Если речь идет о топливном газе, то он должен бесплатно предоставляться заказчиком услуг. Во всех контрактах, по всей Европе при использовании принципа заказанных мощностей такой газ предоставляется за счет заказчика.

При этом в контрактах, как правило, установлено, что потери газа не прогнозируются, а определяются фактически. Вот система зафиксировала такие-то потери, предоставили расчеты, и они не требуют подтверждения. Невозможно в технологическом режиме предусмотреть на 11 лет вперед все технические потери газа в системе.

 
 Обсяги імпорту російського газу країнами Європи. Джерело - Ігор Воронін

- Но разве так было до 1 января 2009?

- До 1 января действовали совершенно другие, но паритетные, принципы. До 2009 года мы сами обеспечивали эти потребности, потому что покупали газ по цене в 2-3 раза ниже других европейских стран-транзитеров, да и не только транзитеров.

- То есть в Европе, где при транзите действует принцип заказанных мощностей, технический газ предоставляется бесплатно?

- Да, а у нас платно. Правда, с 2010 года он будет тоже бесплатно, но только в объеме 3% от транзита. А почему 3%? Почему не 10%, почему не 1%?

В 2008 году, по данным "Укртрансгаза", система использовала 5,3 миллиардов технического газа. Мы что, будем сами доплачивать за этот объем в 2009? Газпром должен был предоставить весь этот объем.

Существует множество вариантов, при которых газ расходуется системой не только для прокачки. Например, если ты хочешь транспортировать газ против потока, то необходимо останавливать компрессорную станцию, начинать качать в другую сторону, происходят потери газа - в воздух ушел. Резко поднять или снизить давление - это тоже потери газа.

Получается, что чем меньше Газпром транспортирует газа через Украину, тем меньше он будет должен с 2010 года подавать технологического газа. Хотя для системы все наоборот: чем меньше Газпром будет транспортировать, тем сложнее это сделать системе, и тем больший будет использоваться процент технологического газа.

Для иллюстрации принципов заказанных мощностей можно взять стандартный контракт австрийской компании TAG, опубликованный в интернете. Согласно контракту, с момента начала транспортировки и в течение срока его действия газотранспортная компания (заказчик) ежемесячно выплачивает трубопроводной компании (исполнитель), независимо от объема транзита, фиксированную плату за транспортные услуги по определенной формуле.

Топливный газ, потери в системе, наполнение трубы - все за счет газа заказчика услуг. Штрафы за дисбаланс - вход/выход. За любые перепады давления TAG взимает дополнительную плату.

Если ты в какую-то точку входа подаешь газ с неравномерностью больше 2%, то за каждую тысячу кубов отклонения нужно платить десятки евро, больше 5% - уже сотни евро.

Хотя у нас в контракте тоже есть норма - неравномерность 6,5%, но даже если ее превышают - все равно Газпром ничего не платит. Зачем тогда эти 6,5%? В украинском контракте штрафы за это не предусмотрены. Где же европейские принципы?

Кроме этого на ставку влияют индексы инфляции, в которых учтены затраты на все оборудование, амортизация, индекс зарплат, расходы на обновление систем.

А наша формула ставки транзита не учитывает индексы цен производителей базовых отраслей промышленности и индекс заработной платы.

Открываем договор транзита, пункт 8.1: составляющая тарифа - индекс инфляции в Евросоюзе. Но Австрия считает австрийскую инфляцию, Германия - немецкую. Почему мы должны учитывать европейскую инфляцию на свою долларовую ставку?

Да и "Укртрансгаз" покупает оборудование у НПО имени Фрунзе, трубу - у Харцызского завода - и все за гривны. А все эти товары из-за украинской инфляции подорожают не на 3%, как в Европе, а на 15%, как в Украине...

Хотя начало транзитного контракта, я вам честно скажу, выглядело многообещающе (смеется). Даны определения килокалорий, киловатт-часов, давления - все это в контракте есть.

Это значит, что часть определений действительно была взята из европейского контракта. Потому что, штрафы, например, платятся за дисбаланс в киловатт-часах, а не в кубометрах. Но дальше в контракте эти определения никак не применяются.

В общем, вычитали хорошо. И контракт получился хороший - "сборная солянка" из европейских терминов и особых условий для Украины (смеется).

А если серьезно, то давайте просчитаем для Украины транзит по аналогии с австрийским контрактом. Мы получим стоимость только заказанных мощностей - 2,066 миллиарда евро в год. Подчеркиваю - гарантированных платежей!

Это без топливного газа, без потерь, без неравномерности и дисбаланса, без учета инфляции.

Новый контракт не только не отвечает европейским принципам, но и ухудшил условия транзита для Украины по сравнению со старым, подписанным на 2003-2013 годы, кстати, во исполнение межправительственного соглашения. Потому что в старом контракте есть четкие гарантии Газпрома прокачать 110 миллиардов кубометров в год.

И когда Украина спорила с Россией о причинах срыва транзита в начале этого года, то по старому контракту мы могли четко сказать, что мы как раз свои обязательства выполняем.

А по этому контракту мы уже никогда не сможем такого заявить - в нем нет обязательств Газпрома качать не меньше 110 миллиардов кубов газа.

- Понятно, в украинском контракте нет принципа заказанных мощностей. В украинском контракте есть ставка тарифа на километраж, и все?

- Да, только это. Принцип заказанных мощностей вообще не заложен, и нет гарантированных объемов прокачки газа. А транспортировать газ равномерно невозможно, потому что потребители в Европе отбирают его неравномерно.

И "Газпром" за все колебания, которые происходят у нас в системе по его заявкам, должен был бы нам платить огромные деньги. Но по контракту он делать этого не будет.

- Хорошо, но разве в 2008 году был этот принцип?

- Нет, тогда не было этих принципов. Но мы и не говорили, что те контракты строились на европейской рыночной практике. Но сегодня мы заявляем, что перешли к европейским принципам. А всего того, что я перечислил, нет.

Если Нафтогаз был не в состоянии самостоятельно составить грамотные европейские контракты, почему бы ему не нанять тот же Центр Разумкова, который подготовил специальный номер журнала на эту тему? Заплатить бы ему 5, 10, да все 100 миллионов долларов! Это - гораздо меньше, чем возможные потери от подписанного контракта.

- Какой, по-вашему, экономически обоснованный размер ставки транзита?

- Я согласен с Владимиром Владимировичем Путиным: 3-4 доллара, не учитывая топливный газ. А потеря одного доллара на транзите тысячи кубометров на сто километров - выходит полтора миллиарда долларов за год.

Это - огромные деньги. Мы - не такая богатая страна, чтобы дарить тем полтора миллиарда, другим - полтора, и так на протяжении 11 лет!

Я считаю, что это - непрофессионализм. Объясните мне, если Владимир Владимирович предлагает справедливую ставку 3-4 доллара, зачем мы говорим: нет, справедливая ставка - 1,7? Что получила за это Украина?

- Газ по 153,9 долларов...

- Смотрите, чтобы не получилось, что с 1 февраля или с 1 марта этого газа нет. Говорят, что контракта на его покупку не видели даже в таможне.

- ...Еще Украина получила 20% скидку от 450 долларов!

- Так можно было еще 800 долларов поставить как базовую цену вместо 450, и скидку - 60%. И еще громче объявить это победой. А что мы будем делать в следующем году?

Если из такой логики исходить, то получается, что мировая рецессия - это заслуга Юлии Владимировны.

А если завтра арабские страны возьмут, и существенно ограничат свою добычу, и цены на нефть пойдут вверх? Что мы тогда будем делать?

Смотрите, Европа в четвертом квартале по прогнозам будет получать дешевый газ - около 160 долларов. А у нас на внутреннем рынке цена на весь год в лучшем случае - 228.

Значит, в конце года украинское предприятие будет получать газ намного дороже, чем его конкурент в Румынии. Это еще одна победа?

Давайте поговорим еще о сроках расчетов по контрактам. В европейской практике принято, что рассчитываются на 30-й день следующего месяца после поставки. В нашем контракте на поставку газа надо рассчитываться до 7-го числа. А за транзит Газпром заплатит 20-го.

Почему так? И нас переводят на предоплату, если мы задержим платеж хотя бы на день после 7-го.

- Вы критикуете договоренности Тимошенко, но ведь лично вы заложили до 2030 года, что транзит будет осуществляться по тарифу 1,6 доллара! И когда Тимошенко говорит "это - победа", она аргументирует это тем, что мы разорвали кабальный контракт за подписью Воронина!

- Знаете, в 2004 году я подписал до конца 2009 года газ - по 50 долларов, транзит - по 1,09375 доллара. Но в 2005 правительству и это соглашение не нравилось. Просто некорректно сравнивать совершенно разные договорные принципы.

До подписания контрактов в этом году Россией зеркально считался тариф транзита туркменского газа в Украину. Газпром всегда говорил: "Хотите, чтобы мы платили вам за транзит 3 доллара? Поставьте 3 доллара! Но точно так же мы поставим вам транзит туркменского газа по 3 доллара".

Это значит, что газ для Украины был бы существенно дороже.

Ставка в контрактах устанавливалась, исходя из цены газа, которая существовала в тот год. Если вы посмотрите на транспортировку российского газа, то в контракте было написано: на пять лет ставка 1,6.

Тогда были другие условия: мы искали компромисс между тарифом на транспортировку среднеазиатского газа до нашей границы и тарифом на транзит газа по Украине. По территории Украины расстояние в 2 раза меньше, объем - в 2 раза больше.

В 2007 и 2008 году ставка транзита была уже 1,7 доллара, тогда как в 2006 ставка была еще 1,6, но и цена газа тогда была 95 долларов.

- Однако абсурдно заключать такой контракт на 30 лет! Зачем вы на это пошли?

- Извините, но я повторюсь. Нельзя сравнивать совершенно разные договорные принципы. Как нельзя рассматривать вопросы транзита отдельно от действующего тогда механизма поставок газа в Украину. И если с РУЭ подписывался транзитный контракт по Украине на 30 лет, то был и контракт с ними на поставку среднеазиатского газа в Украину до 2028 года.

А если вы помните, механизм был такой: четкая привязка к закупкам среднеазиатского газа. РУЭ покупает у Газпрома среднеазиатский газ с наценкой 1 доллар. Потом доставляет его в Украину, и продает большую часть здесь, а меньшую - европейским потребителям. Так мы получали определенную и, я вам скажу, выгодную цену газа для Украины.

А теперь мы говорим, что мы никак не привязаны к туркменской и узбекской цене, мы получаем газ на украинской границе по рыночной цене - но транзит по 1,7 оставляем! Почему? И это считается обоснованным!

- Зато убрали РосУкрЭнерго! Вы можете внятно объяснить, зачем Газпрому вообще нужна была эта компания, если они зарабатывали всего 1 доллар на тысяче кубометров среднеазиатского газа. Почему они не поставляли его напрямую Украине? Или почему Газпром создал совместное предприятие не с Нафтогазом, а с Фирташем?

- Ну, сегодня уже поставляют газ напрямую. Разве условия для них не лучше? А совместные компании они создают и в других странах, и, как правило, с частными компаниями - BASF, например. Получают дивиденды от работы этих совместных компаний. Для них это обычная практика.

 Джерело - Ігор Воронін

- Тимошенко неоднократно заявляла, что Укргаз-Энерго не заплатило дивиденды в бюджет Украины? Почему так произошло?

- Мы фактически заплатили их еще в начале этого года. Есть же распоряжение нашего правительства от 22 февраля 2008 года: "НАК Нафтогаз України під час здійснення розрахунків з Укргаз-Енерго за поставлений газ ... скоригує суму платежів на величину очікуваних дивідендів..."

- То есть, был произведен взаимозачет?

- Нет взаимозачета. "Нафтогаз" не заплатил нам за газ, но говорит: платите дивиденды. А в распоряжении написано "не платите им за газ". Чтобы мы, выходит, не могли заплатить дивиденды.

- А какие отношения у компании сегодня с "Нафтогазом"?

- Прекрасные! "Нафтогаз" не заплатил нам за поставленный газ, еще забрал наш газ из подземки, считает, что газа в хранилищах у нас нет, ничего у нас нет.

В общем, как наш акционер НАК полностью действует по уставу "Укргаз-Энерго", где записано, что акционеры должны максимально содействовать нашей хозяйственной деятельности... (смеется)

Хотя 8,9 миллиардов кубометров газа в ПХГ еще с прошлого года у нас все-таки есть.

- На чьем балансе они лежат?

- Мы закачали, но "Укртрансгаз" отказывается это подтверждать. А мы оплатили его РосУкрЭнерго в прошлом году по 179,5 долларов.

- Возможно, у вас его просто конфискуют...

- Наверное, будут пытаться. Это вполне в духе нынешней власти. Зачем нам право собственности, если можно прийти и сказать, что это "коррупционная, теневая структура"?

А наша "непрозрачная" компания ежеквартально делает международный аудит, за время своей работы заплатила 3 миллиарда долларов налогов. Два года мы были крупнейшим налогоплательщиком в стране. Почетный знак налоговой администрации получили (смеется).

Даже по 2008 году заплатили почти 3 миллиарда гривен, хотя импортировали газ только в І квартале. Помните мартовские заявления о рекордных поступлениях таможни? Так это мы заплатили. А Нафтогаз не платит таможне, до сих пор растаможить газ прошлого года не может.

- Однако газ по 153,9 доллара все равно должен выровнять среднюю цену 2009 года!

- Если вы имеете в виду, что по 153,9 мы берем "технологический газ", то это неправильно. Согласно европейской практике, он должен предоставляться бесплатно.

Если же Нафтогаз действительно купил дешевый газ для обеспечения баланса страны - то они молодцы. Но поймите, даже если дешево купили какой-то объем газа - это разовый плюс, а ошибки в контрактах будут нас "догонять" одиннадцать лет...