Ігри навколо порожньої труби
26 травня 2003, 00:00
Три года тому назад государственный монополист по транспортировке нефти "Укртранснафта" была создана якобы для загрузки трубопровода "Одесса – Броды".
Неофициальный подтекст объединения двух трубопроводных систем в одну заключался в борьбе власти с источником финансирования оппозиции. Прошло время, а воз и ныне там: нефть по "Одесса – Броды" не пошла.
За это время история "Одесса – Броды" стала по-сути главным примером того, как не нужно строить трубопроводы. А сам нефтепровод - разменной картой в политических играх украинского истеблишмента.
Вначале о самом трубопроводе. Мощность построенной в конце 2001 года первой очереди "Одесса-Броды" составляет 9 млн. тонн нефти в год. Планируется, что после достройки мощность нефтепровода может достичь 45 млн. тонн в год. Изначально, согласно разработанному "Институтом транспорта нефти" ТЭО, предполагалось запустить по трубопроводу каспийскую нефть.
Однако, оказалось, что каспийская нефть на западе не нужна. Ведь добыча в каспийском регионе очень дорога, ведется на глубоководных шельфах, и куда дешевле покупать сырье в России или в Саудовской Аравии, где его гораздо больше и главное - "черное золото" там дешевле.
"Пока трубопровод не загружен, и главная причина в том, что он строился без гарантий загрузки со стороны тех, кто добывает нефть на Каспии", - пояснял "Ведомостям" Валерий Кузьменко, эксперт Национального института проблем международной безопасности при Совете нацбезопасности Украины.
Кузьменко признал и другие минусы проекта "Одесса-Броды". "Во-первых, при нефтепроводе только создается банк качества нефти; пока он не будет создан, никто прокачивать нефть по нему не захочет. Во-вторых, в Восточной Европе не так уж много НПЗ".
Украина принимает отчаянные попытки загрузить нефтепровод, торжественно открытый почти два года назад. Но пока западные компании никак не реагируют на инициативы по заполнению трубопровода. Большие надежды Украина возлагала на сотрудничество с российскими компаниями - в частности, с "ЛУКОЙЛом", "Сургутнефтегазом" и "Сибнефтью", которым предлагалось участвовать в транспортировке нефти по этому маршруту.
"Мы звали "ЛУКОЙЛ" заполнить эту ветку, ведь он собирается купить НПЗ в Гданске, последней точке транспортного маршрута Одесса - Броды - Плоцк - Гданск", - говорит представитель пресс-службы "Укртранснафты". Однако российских нефтяников эта идея не устроила.
Как заявил тем же "Ведомостям" источник в "ЛУКОЙЛе", в мае нынешнего года российская компания ответила контрпредложением. "ЛУКОЙЛ" предложил провести реверс трубопровода и использовать его в обратном направлении: качать нефть из "Дружбы" на Одесский НПЗ и в порт Южный с последующим экспортом через Босфор и Дарданеллы.
"Наверное, на сегодня нет ничего более ужасного с точки зрения экономической эффективности трубопроводного проекта, чем "Одесса – Броды", - заявляет по этому поводу аналитик компании "НИКойл" Геннадий Красовский. - Нефтепровод был построен по сугубо политическим мотивам и совершенно не используется. Одесса - Броды - это хороший урок для всех стран, строящих нефтепроводы: нельзя приступать к реализации проекта без гарантий загрузки".
По мнению эксперта, Украине следует соглашаться на любые проекты по загрузке нефтепровода, поскольку в противном случае убытки от проекта будут только увеличиваться. "Фактически Украина потеряла более $200 млн. бюджетных денег, вложенных в строительство, и продолжает терять их до сих пор, тратя деньги на поддержание системы", - считает Красовский.
Из истории
Открытое акционерное общество "Укртранснафта" создано в 2001 году на базе государственных акционерных обществ "Магистральные нефтепроводы "Дружба" и "Приднепровские магистральные нефтепроводы".
С одной стороны причины создания "Укртранснафты" понятны. Из двух независимых компаний решают сделать одну, объединив все финансовые потоки под столичной крышей.
Но с другой стороны такая "крыша" уже имеется в лице корпорации "Нефтегаз Украины" в состав которой входят те же "Магистральные нефтепроводы "Дружба" и "Приднепровские магистральные нефтепроводы". Зачем понадобилось еще одно бюрократическое образование?
Ответ на этот вопрос крылся в личности Любомира Буняка, нынешнего мэра Львова до того возглавлявшего ГП "Дружба".
Любомир Буняк был весьма близок к Виктору Ющенко, и, как утверждают его противники, часть средств, заработанных на эксплуатации "Дружбы", использовал для поддержки формировавшегося тогда блока "Наша Украина". По крайней мере в этом его неоднократно пытались обвинить сторонники создания "Укртранснафты", скажем сам Александр Тодийчук.
Главной целью властей при создании "Укртранснафты" было лишение ющенковцев финансовой подпитки. Поскольку видимых экономических причин для создания "Укртранснафты" фактически не было. Как только власти стало известно о "зарвавшемся" Буняке, появилась идея о смещении его с должности. Но, как это сделать не потеряв лицо?
Выход неожиданно был найден в фигуре молодого и одиозного Александра Тодийчука, директора "Института транспорта нефти". Именно Тодийчук был автором проекта трубопровода "Одесса–Броды", территориально объединившего нефтепроводы запада ("Дружба") и востока ("Приднепровские магистральные нефтепроводы").
Давно засидевшись в известном лишь специалистам институте, Тодийчук решил, что интригу власти и Буняка можно использовать в своих целях, и самовыдвинулся на должность председателя новой структуры. Александр Сергеевич обещал загрузить свежепостроенный нефтепровод Одесса – Броды и собрать все деньги за перекачку в одну казну. Этим и обосновывалась необходимость прокачки сырья через новую корпорацию.
Корпорации грузить не стали
Если бы то количество усилий, которое было предпринято для загрузки трубопровода "Одесса – Броды" каспийской нефтью, было направлено в сторону увеличения украинского ВВП, Украина уже жила бы безбедно. Давайте проанализируем историю "загрузки" многострадальной трубы.
Вначале – о привлечении американского лобби к загрузке трубопровода-страдальца. Виктор Ющенко, будучи премьер-министром, просил у Карлоса Паскуаля, посла США, помощи в привлечении американских нефтяных компаний к транспортировке нефти через нефтепровод "Одесса-Броды". Позже Кабинет Министров создал рабочую группу во главе с тогдашним первым вице-премьером Олегом Дубиной, которая вместе с экспертами из США работала над привлечением западных нефтяных компаний к прокачке нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды". Американцы пообещали помочь.
Агентство по торговле и развитию США даже выделило "Укртранснафте" 125 тыс. долларов на исследование экономической эффективности транзита каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды". Правда, заплатили его себе же, поскольку исследование за эти деньги проводила американская компания Halliburton, которая должна была проанализировать региональный рынок транзита нефти и определить возможные тарифы для нефтепровода "Одесса-Броды".
Вскоре стало ясно, что одним анализом, даже квалифицированным, трубу не заполнишь, и тогда владеющая магистральными нефтепроводами компания "Укртранснафта" предложила международным нефтяным компаниям Shell, Chevron и Exxon Mobile участвовать в консорциуме по достройке и эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды" для транспортировки каспийской нефти в Европу.
Как сказал тогда Тодийчук, "есть несколько крупных международных компаний, которые выслушали презентацию "Укртранснафты", и сказали, что согласны обсуждать (участие в консорциуме)…"
Видимо дипломатичный язык западных менеджеров был не совсем ясен нашим чиновникам, и поиски возможных партнеров по загрузке продолжились. На этот раз заполнить маршрут сырьем позвали немецкую газовую компанию Ruhrgas и французско-бельгийскую нефтегазовую TotalElfFina. Апофеозом поисков стал курьезный случай, когда экс-премьер Анатолий Кинах, который предложил загрузить "Одесса-Броды" государственной нефтегазодобывающей компании Бразилии "Петробраз".
Всеобщее помешательство
Не добившись участия конкретных корпораций, руководство "Укртранснафты" решило попробовать другую тактику, и попытать счастья в попытке привлечь к участию в транспорте сырья различные государства. Так, Украина предложила Ирану использовать нефтепровод "Одесса-Броды" для транспортировки каспийской нефти в Европу. Такое предложение было сделано во время межправительственной украинско-иранской комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству.
Участвовать в создании международного консорциума по достройке и управлению нефтепроводом "Одесса-Броды" призывались страны Организации черноморского экономического сотрудничества. Олег Дубина, тогдашний первый вице-премьер министр по ТЭК, заявил, что возможность участия в проекте рассматривает Азербайджан и Грузия. Неверное Олегу Викторовичу было невдомек, что Азербайджан, как государство, располагает нефтью, которой достаточно лишь для собственных нужд, а остальное сырье на многие годы вперед расписано между концессионерами – международными нефтегазовыми компаниями. Что же касается Грузии, то в этой стране и вовсе нет своих углеводородов.
В свое время Украина предложила использовать нефтепровод "Одесса-Броды" для транспортировки нефти в Европу Туркменистану, которому добываемых сегодня объемов сырья едва хватает на то, чтобы покрыть свои потребности в бензине. Не так давно в светлых головах отечественных аналитиков рынка появилась идея провести переговоры о транспортировке по нефтепроводу "Одесса-Броды" иракской нефти.
Все время переговоры с поставщиками сырья подстегивались извне. То Кабинет Министров поручал министерству иностранных дел, министерству топлива и энергетики, министерству экономики, компаниям "Нефтегаз Украина" и "Укртранснафта" активизировать переговоры с инвесторами по эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды". Недавно компания PricewaterhouseCoopers за большие деньги порекомендовала государственной компании "Укртранснафта" активизировать переговоры с нефтяными компаниями о начале транзита каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в Чехию, Австрию и южную Германию. Но, как не подстегивай деревянную лошадь, далеко она не уедет…
Важно, отметить, что все время, пока страна пыталась договориться с возможными транзитерами, делались опрометчивые заявления о том, что нефть вот-вот пойдет по трубе. Любопытно, что вирус пустых обещаний, который прокатился по коридорам украинского Кабмина, докатился и до Польши, чей премьер-министром Ежи Бузек во время совместной пресс-конференции с Анатолием Кинахом во время экономического форума в польском курортном городе Крыница-Гурская заявил, что Польша намерена к 2004 году достроить до Гданска нефтепровод "Одесса-Броды". По данным "Института транспорта нефти" проектная работа по строительству этого трубопровода сегодня только началась, и до окончания строительства этого объекта еще минимум три года.
Сколько заплатил налогоплательщик?
Помешанные на демократии западные плательщики налогов всегда считают, сколько конкретно денег ушло из их кармана на тот или иной проект правительства. Что касается попыток загрузить трубопровод "Одесса-Броды", можно однозначно утверждать: здесь уже зафиксированы немалые траты.
Одни только презентации проекта, финансируемые по-сути из государственного кармана, стоили более $250 тыс. Взять хотя бы прошлогоднюю презентацию в Брюсселе, когда Дубина уговаривал западные компании принять участие в международном консорциуме по достройке и управлению "Одесса-Броды". Воз, как говорится, и ныне там, а Украина вновь едет в тот же Брюссель устраивать уже вторую "показуху".
Отдельная статья – это финансирование "Укртранснафтой" фирм – консультантов, подтянутых к проекту. Есть целая прослойка фондов, работающих при СНБОУ, которые кормятся за счет бюджетных средств нефтетранспортной корпорации, оказывая ей всякого рода лоббистские услуги.
Осведомленные источники в Кабмине утверждают, что далеко не альтруистична помощь во всякого рода поддержке Тодийчука со стороны главы Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука.
Укреплению взаимоотношений двух чиновников (Тодийчука и Марчука) способствовал заместитель Евгения Кирилловича Валентина Гошовская, чей муж Сергей Гошовский, занимает должность госсекретаря Минэкоресурсов. Кстати, близкая к Минэкоресурсам компания ЗАО "Концерн "Надра" выступила украинским партнером корпорации Golden Gate.
Golden Gate создана в ноябре 1998 года с целью координации участия польских компаний в строительстве нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк - Гданск. Основатели компании - Energopol, Geopol, RP Investment, PROCHEM, украинский концерн "Надра".
Любопытно, что некогда Евгений Марчук был ярым противником идеи строительства трубопровода Одесса – Броды. Так, в 2000 году он опубликовал в "Фактах" статью о состоянии ТЭК Украины, в которой заявил о существовании заграницей целой сети "почтовых ящиков" для отмывания денег "из трубы" и что из этих "почтовых ящиков" финансируются некоторые политические партии. Марчук сделал также заявление, в котором резко критиковал строительство нефтепровода Одесса-Броды, утверждая о его бесперспективности.
По мнению Марчука, европейские кампании не заинтересованы в этом варианте транспортировки каспийской нефти. В ответ партия "Батькивщина" (лидер Юлия Тимошенко) предложила секретарю СНБОУ Марчуку уйти в отставку, обвиняя его в деятельности, наносящей вред интересам Украины.
Проходит совсем немного времени, и газета "День" становится главным рекламистом проекта "Одесса – Броды", да и сам Евгений Марчук высказывается в поддержку нефтепровода.
Еще один эксперт "Укртранснафты" - консультант в нефтегазовой отрасли из США Эдвард Чоу, которому по контракту выплачивали немалые средства за предоставление услуг стратегического бизнес-советника по достройке и использованию нефтепровода "Одесса-Броды". Пока, как видим, эти советы к конкретному результату не привели.
Под общий шум загрузочной компании были открыты новые представительства поближе к Адриатическому морю, в Словакии. Тогда представитель "Укртранснафты" сказал, что открытие представительства важно для активизации переговоров по увеличению транзита нефти, в частности, в рамках проекта транзита каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды".
И наконец, хит сезона – поручение Кабинета Министров государственной налоговой администрации в течение года выплатить из бюджета долг по возврату налога на добавленную стоимость компании "Укртранснафта". Об этом сказано в распоряжении Кабмина "Об утверждении плана мер по реализации положений Концепции государственной политики в сфере поставки и транзита сырой нефти" от 9 августа.
В этом же распоряжении Кабмин поручил "Укртранснафте" к октябрю наполнить нефтепровод "Одесса-Броды" технологической нефтью, что должно обеспечить его готовность собственно к транспортировке нефти. По данным "Укртранснафты", долг бюджета по НДС перед ней составляет 147,5 млн. гривен. Как сообщили в самой "Укртранснафте", полностью трубопровод не заполнен нефтью до сих пор.
Главное обещание не выполнено: кто виноват и что делать
Итак, "Укртранснафта" была создана, деньги начали поступать в столицу, а под шумок уволен председатель правления ГП МН "Дружба" Любомир Буняк. Что же удалось сделать Александру Тодийчуку, чтобы загрузить трубопровод?
За постоянные пустые обещания нового главу "Укртранснафты" перестали воспринимать всерьез. Взять хотя бы прошлогоднюю ленту агентства "Украинские новости". Вот дословный текст сообщения от 5 августа: Государственная компания "Укртранснафта", владеющая магистральными нефтепроводами, намерена в октябре-декабре 2001 года поставить 300-400 тысяч тонн каспийской нефти чешской компании Ceska Rafinerska через нефтетерминал "Южный" и нефтепровод "Одесса-Броды".
Пресс-секретарь "Укртранснафты" Кирилл Хорошилов сообщил Українським Новинам, что об этом в Одессе заявил председатель правления компании Александр Тодийчук. Сейчас между "Укртранснафтой" и Ceska Rafinerska подписан протокол о намерениях о поставках каспийской нефти.
Журналисты которые побывали не так давно в "Укртранснафте" на встрече с его председателем правления, услышали новую дату, когда нефть якобы побежит по трубе: декабрь 2003 – январь 2004. Но, никто не опубликовал об этом информационные сообщения, поскольку пустые обещания, повторяемые сотый раз, уже не воспринимаются.
Итак, "Укртранснафта" – это наглядный пример того, как власть для того, чтобы разделаться с оппозицией, использует пагубную риторику. И конечно в этой истории было бы неплохо поставить точку.
Строительство "Одесса – Броды" было проектом обогатившим многих Достаточно сказать, что проектная стоимость трубопровода в $453 млн. - это просто клондайк для множества строительных фирм и фирмочек. Только компании, отвечавшие за изоляционные работы на трубопроводе, заработали более $30 млн. (по неподтвержденным данным некоторые из этих фирм близки к конкретным людям в самой "Укртранснафте").
Проблема, конечно, не в том, кто и что заработал на трубе. И даже не в том, что самый дорогостоящий новострой независимой Украины стал разменной картой в политических игрищах. Беда в том, что нефтепровод этот в ближайшие три года невозможно будет загрузить в принципе. А что будет дальше, никто не знает…
Владислав Штуцер, Василий Анисимов, Марат Силивончик, директор фонда "Стратегия и исследования - 2", специально для "УП"
PS Кабинет министров Украины до 1 июля рассмотрит варианты развития нефтепровода Одесса - Броды с учетом подписанного в конце апреля протокола между ОАО "Укртранснафта" и российской АК "Транфснефть", сообщает в понедельник Интерфакс-Украина.
Об этом сообщил источник в правительстве. По его информации, "Укртранснафта" уже направила в правительство протокол и служебную записку.
Источник напомнил, что "Укртранснафта" и "Транснефть" 23 апреля подписали в Москве протокол о реверсном использовании нефтепровода Одесса - Броды для экспорта дополнительно 9 млн. тонн российской нефти в год.
В протоколе зафиксировано намерение "Укртранснафты" обеспечить использование указанного нефтепровода в реверсном режиме не менее чем в течение 21 года при условии выполнения Россией обязательств по его загрузке.
"Транснефть" выразила намерение обеспечить технические возможности доставки российской нефти по маршруту Самара - Мозырь - Броды - порт "Южный", а ОАО "Тюменская нефтяная компания" - обеспечить заполнение нефтепровода Броды - Одесса технологической нефтью и поставками в объеме не менее 9 млн. тонн собственной нефти в год.
Как отмечается в протоколе, стороны вернутся к рассмотрению других сценариев использования Одесса - Броды в случае готовности к эксплуатации альтернативных маршрутов поставки нефти от нефтеперекачивающей станции "Броды".
Президент Украины Леонид Кучма на пресс-конференции в конце марта отметил, что до сих пор не отклоняет предложение нефтяных компаний о реверсивной прокачке российской нефти из Бродов в Одессу. По его словам, свое участие в использовании этого нефтепровода предлагает, в частности, российско-британская компания ТНК, 50% акций которой владеет компания British Petroleum.
"Укртранснафта" в январе-мае уже отгрузила с терминала "Южный" девять танкеров нефти общим объемом 767 тыс. тонн, благодаря чему от эксплуатации терминала и 52-км участка нефтепровода Одесса - Броды в реверсном режиме в бюджет Украины за пять месяцев поступило 40 млн. грн.
Официальный курс на 26 мая - 5,3330 грн./$1.
Неофициальный подтекст объединения двух трубопроводных систем в одну заключался в борьбе власти с источником финансирования оппозиции. Прошло время, а воз и ныне там: нефть по "Одесса – Броды" не пошла.
За это время история "Одесса – Броды" стала по-сути главным примером того, как не нужно строить трубопроводы. А сам нефтепровод - разменной картой в политических играх украинского истеблишмента.
Вначале о самом трубопроводе. Мощность построенной в конце 2001 года первой очереди "Одесса-Броды" составляет 9 млн. тонн нефти в год. Планируется, что после достройки мощность нефтепровода может достичь 45 млн. тонн в год. Изначально, согласно разработанному "Институтом транспорта нефти" ТЭО, предполагалось запустить по трубопроводу каспийскую нефть.
Однако, оказалось, что каспийская нефть на западе не нужна. Ведь добыча в каспийском регионе очень дорога, ведется на глубоководных шельфах, и куда дешевле покупать сырье в России или в Саудовской Аравии, где его гораздо больше и главное - "черное золото" там дешевле.
"Пока трубопровод не загружен, и главная причина в том, что он строился без гарантий загрузки со стороны тех, кто добывает нефть на Каспии", - пояснял "Ведомостям" Валерий Кузьменко, эксперт Национального института проблем международной безопасности при Совете нацбезопасности Украины.
Кузьменко признал и другие минусы проекта "Одесса-Броды". "Во-первых, при нефтепроводе только создается банк качества нефти; пока он не будет создан, никто прокачивать нефть по нему не захочет. Во-вторых, в Восточной Европе не так уж много НПЗ".
Украина принимает отчаянные попытки загрузить нефтепровод, торжественно открытый почти два года назад. Но пока западные компании никак не реагируют на инициативы по заполнению трубопровода. Большие надежды Украина возлагала на сотрудничество с российскими компаниями - в частности, с "ЛУКОЙЛом", "Сургутнефтегазом" и "Сибнефтью", которым предлагалось участвовать в транспортировке нефти по этому маршруту.
"Мы звали "ЛУКОЙЛ" заполнить эту ветку, ведь он собирается купить НПЗ в Гданске, последней точке транспортного маршрута Одесса - Броды - Плоцк - Гданск", - говорит представитель пресс-службы "Укртранснафты". Однако российских нефтяников эта идея не устроила.
Как заявил тем же "Ведомостям" источник в "ЛУКОЙЛе", в мае нынешнего года российская компания ответила контрпредложением. "ЛУКОЙЛ" предложил провести реверс трубопровода и использовать его в обратном направлении: качать нефть из "Дружбы" на Одесский НПЗ и в порт Южный с последующим экспортом через Босфор и Дарданеллы.
"Наверное, на сегодня нет ничего более ужасного с точки зрения экономической эффективности трубопроводного проекта, чем "Одесса – Броды", - заявляет по этому поводу аналитик компании "НИКойл" Геннадий Красовский. - Нефтепровод был построен по сугубо политическим мотивам и совершенно не используется. Одесса - Броды - это хороший урок для всех стран, строящих нефтепроводы: нельзя приступать к реализации проекта без гарантий загрузки".
По мнению эксперта, Украине следует соглашаться на любые проекты по загрузке нефтепровода, поскольку в противном случае убытки от проекта будут только увеличиваться. "Фактически Украина потеряла более $200 млн. бюджетных денег, вложенных в строительство, и продолжает терять их до сих пор, тратя деньги на поддержание системы", - считает Красовский.
Из истории
Открытое акционерное общество "Укртранснафта" создано в 2001 году на базе государственных акционерных обществ "Магистральные нефтепроводы "Дружба" и "Приднепровские магистральные нефтепроводы".
С одной стороны причины создания "Укртранснафты" понятны. Из двух независимых компаний решают сделать одну, объединив все финансовые потоки под столичной крышей.
Но с другой стороны такая "крыша" уже имеется в лице корпорации "Нефтегаз Украины" в состав которой входят те же "Магистральные нефтепроводы "Дружба" и "Приднепровские магистральные нефтепроводы". Зачем понадобилось еще одно бюрократическое образование?
Ответ на этот вопрос крылся в личности Любомира Буняка, нынешнего мэра Львова до того возглавлявшего ГП "Дружба".
Любомир Буняк был весьма близок к Виктору Ющенко, и, как утверждают его противники, часть средств, заработанных на эксплуатации "Дружбы", использовал для поддержки формировавшегося тогда блока "Наша Украина". По крайней мере в этом его неоднократно пытались обвинить сторонники создания "Укртранснафты", скажем сам Александр Тодийчук.
Главной целью властей при создании "Укртранснафты" было лишение ющенковцев финансовой подпитки. Поскольку видимых экономических причин для создания "Укртранснафты" фактически не было. Как только власти стало известно о "зарвавшемся" Буняке, появилась идея о смещении его с должности. Но, как это сделать не потеряв лицо?
Выход неожиданно был найден в фигуре молодого и одиозного Александра Тодийчука, директора "Института транспорта нефти". Именно Тодийчук был автором проекта трубопровода "Одесса–Броды", территориально объединившего нефтепроводы запада ("Дружба") и востока ("Приднепровские магистральные нефтепроводы").
Давно засидевшись в известном лишь специалистам институте, Тодийчук решил, что интригу власти и Буняка можно использовать в своих целях, и самовыдвинулся на должность председателя новой структуры. Александр Сергеевич обещал загрузить свежепостроенный нефтепровод Одесса – Броды и собрать все деньги за перекачку в одну казну. Этим и обосновывалась необходимость прокачки сырья через новую корпорацию.
СПРАВКА "УП": 100 % государственный пакет акций ОАО "Укртранснафта" находится в управлении НАК "Нафтогаз Украины". В основных задачах деятельности ОАО "Укртранснафта" значатся: содействие интеграции нефтепроводной системы Украины в европейскую транспортную систему; применение новых бизнес-подходов для обеспечения большей коммерческой привлекательности нефтепроводной системы Украины и в первую очередь "Одесса – Броды". Общая протяженность нефтепроводов ОАО "Укртранснафта" составляет около 4524 км. Мощность системы на входе - более 110 млн. т. нефти в год. Перекачивание нефти обеспечивают 40 нефтеперекачивающих станций суммарной мощностью 580 тыс. кВт. Емкость резервуарного парка составляет около 1 млн. куб.м. |
Корпорации грузить не стали
Если бы то количество усилий, которое было предпринято для загрузки трубопровода "Одесса – Броды" каспийской нефтью, было направлено в сторону увеличения украинского ВВП, Украина уже жила бы безбедно. Давайте проанализируем историю "загрузки" многострадальной трубы.
Вначале – о привлечении американского лобби к загрузке трубопровода-страдальца. Виктор Ющенко, будучи премьер-министром, просил у Карлоса Паскуаля, посла США, помощи в привлечении американских нефтяных компаний к транспортировке нефти через нефтепровод "Одесса-Броды". Позже Кабинет Министров создал рабочую группу во главе с тогдашним первым вице-премьером Олегом Дубиной, которая вместе с экспертами из США работала над привлечением западных нефтяных компаний к прокачке нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды". Американцы пообещали помочь.
Агентство по торговле и развитию США даже выделило "Укртранснафте" 125 тыс. долларов на исследование экономической эффективности транзита каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды". Правда, заплатили его себе же, поскольку исследование за эти деньги проводила американская компания Halliburton, которая должна была проанализировать региональный рынок транзита нефти и определить возможные тарифы для нефтепровода "Одесса-Броды".
Вскоре стало ясно, что одним анализом, даже квалифицированным, трубу не заполнишь, и тогда владеющая магистральными нефтепроводами компания "Укртранснафта" предложила международным нефтяным компаниям Shell, Chevron и Exxon Mobile участвовать в консорциуме по достройке и эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды" для транспортировки каспийской нефти в Европу.
Как сказал тогда Тодийчук, "есть несколько крупных международных компаний, которые выслушали презентацию "Укртранснафты", и сказали, что согласны обсуждать (участие в консорциуме)…"
Видимо дипломатичный язык западных менеджеров был не совсем ясен нашим чиновникам, и поиски возможных партнеров по загрузке продолжились. На этот раз заполнить маршрут сырьем позвали немецкую газовую компанию Ruhrgas и французско-бельгийскую нефтегазовую TotalElfFina. Апофеозом поисков стал курьезный случай, когда экс-премьер Анатолий Кинах, который предложил загрузить "Одесса-Броды" государственной нефтегазодобывающей компании Бразилии "Петробраз".
Всеобщее помешательство
Не добившись участия конкретных корпораций, руководство "Укртранснафты" решило попробовать другую тактику, и попытать счастья в попытке привлечь к участию в транспорте сырья различные государства. Так, Украина предложила Ирану использовать нефтепровод "Одесса-Броды" для транспортировки каспийской нефти в Европу. Такое предложение было сделано во время межправительственной украинско-иранской комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству.
Участвовать в создании международного консорциума по достройке и управлению нефтепроводом "Одесса-Броды" призывались страны Организации черноморского экономического сотрудничества. Олег Дубина, тогдашний первый вице-премьер министр по ТЭК, заявил, что возможность участия в проекте рассматривает Азербайджан и Грузия. Неверное Олегу Викторовичу было невдомек, что Азербайджан, как государство, располагает нефтью, которой достаточно лишь для собственных нужд, а остальное сырье на многие годы вперед расписано между концессионерами – международными нефтегазовыми компаниями. Что же касается Грузии, то в этой стране и вовсе нет своих углеводородов.
В свое время Украина предложила использовать нефтепровод "Одесса-Броды" для транспортировки нефти в Европу Туркменистану, которому добываемых сегодня объемов сырья едва хватает на то, чтобы покрыть свои потребности в бензине. Не так давно в светлых головах отечественных аналитиков рынка появилась идея провести переговоры о транспортировке по нефтепроводу "Одесса-Броды" иракской нефти.
Все время переговоры с поставщиками сырья подстегивались извне. То Кабинет Министров поручал министерству иностранных дел, министерству топлива и энергетики, министерству экономики, компаниям "Нефтегаз Украина" и "Укртранснафта" активизировать переговоры с инвесторами по эксплуатации нефтепровода "Одесса-Броды". Недавно компания PricewaterhouseCoopers за большие деньги порекомендовала государственной компании "Укртранснафта" активизировать переговоры с нефтяными компаниями о начале транзита каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в Чехию, Австрию и южную Германию. Но, как не подстегивай деревянную лошадь, далеко она не уедет…
Важно, отметить, что все время, пока страна пыталась договориться с возможными транзитерами, делались опрометчивые заявления о том, что нефть вот-вот пойдет по трубе. Любопытно, что вирус пустых обещаний, который прокатился по коридорам украинского Кабмина, докатился и до Польши, чей премьер-министром Ежи Бузек во время совместной пресс-конференции с Анатолием Кинахом во время экономического форума в польском курортном городе Крыница-Гурская заявил, что Польша намерена к 2004 году достроить до Гданска нефтепровод "Одесса-Броды". По данным "Института транспорта нефти" проектная работа по строительству этого трубопровода сегодня только началась, и до окончания строительства этого объекта еще минимум три года.
Сколько заплатил налогоплательщик?
Помешанные на демократии западные плательщики налогов всегда считают, сколько конкретно денег ушло из их кармана на тот или иной проект правительства. Что касается попыток загрузить трубопровод "Одесса-Броды", можно однозначно утверждать: здесь уже зафиксированы немалые траты.
Одни только презентации проекта, финансируемые по-сути из государственного кармана, стоили более $250 тыс. Взять хотя бы прошлогоднюю презентацию в Брюсселе, когда Дубина уговаривал западные компании принять участие в международном консорциуме по достройке и управлению "Одесса-Броды". Воз, как говорится, и ныне там, а Украина вновь едет в тот же Брюссель устраивать уже вторую "показуху".
Отдельная статья – это финансирование "Укртранснафтой" фирм – консультантов, подтянутых к проекту. Есть целая прослойка фондов, работающих при СНБОУ, которые кормятся за счет бюджетных средств нефтетранспортной корпорации, оказывая ей всякого рода лоббистские услуги.
Осведомленные источники в Кабмине утверждают, что далеко не альтруистична помощь во всякого рода поддержке Тодийчука со стороны главы Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука.
Укреплению взаимоотношений двух чиновников (Тодийчука и Марчука) способствовал заместитель Евгения Кирилловича Валентина Гошовская, чей муж Сергей Гошовский, занимает должность госсекретаря Минэкоресурсов. Кстати, близкая к Минэкоресурсам компания ЗАО "Концерн "Надра" выступила украинским партнером корпорации Golden Gate.
Golden Gate создана в ноябре 1998 года с целью координации участия польских компаний в строительстве нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк - Гданск. Основатели компании - Energopol, Geopol, RP Investment, PROCHEM, украинский концерн "Надра".
Любопытно, что некогда Евгений Марчук был ярым противником идеи строительства трубопровода Одесса – Броды. Так, в 2000 году он опубликовал в "Фактах" статью о состоянии ТЭК Украины, в которой заявил о существовании заграницей целой сети "почтовых ящиков" для отмывания денег "из трубы" и что из этих "почтовых ящиков" финансируются некоторые политические партии. Марчук сделал также заявление, в котором резко критиковал строительство нефтепровода Одесса-Броды, утверждая о его бесперспективности.
По мнению Марчука, европейские кампании не заинтересованы в этом варианте транспортировки каспийской нефти. В ответ партия "Батькивщина" (лидер Юлия Тимошенко) предложила секретарю СНБОУ Марчуку уйти в отставку, обвиняя его в деятельности, наносящей вред интересам Украины.
Проходит совсем немного времени, и газета "День" становится главным рекламистом проекта "Одесса – Броды", да и сам Евгений Марчук высказывается в поддержку нефтепровода.
Еще один эксперт "Укртранснафты" - консультант в нефтегазовой отрасли из США Эдвард Чоу, которому по контракту выплачивали немалые средства за предоставление услуг стратегического бизнес-советника по достройке и использованию нефтепровода "Одесса-Броды". Пока, как видим, эти советы к конкретному результату не привели.
Под общий шум загрузочной компании были открыты новые представительства поближе к Адриатическому морю, в Словакии. Тогда представитель "Укртранснафты" сказал, что открытие представительства важно для активизации переговоров по увеличению транзита нефти, в частности, в рамках проекта транзита каспийской нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды".
И наконец, хит сезона – поручение Кабинета Министров государственной налоговой администрации в течение года выплатить из бюджета долг по возврату налога на добавленную стоимость компании "Укртранснафта". Об этом сказано в распоряжении Кабмина "Об утверждении плана мер по реализации положений Концепции государственной политики в сфере поставки и транзита сырой нефти" от 9 августа.
В этом же распоряжении Кабмин поручил "Укртранснафте" к октябрю наполнить нефтепровод "Одесса-Броды" технологической нефтью, что должно обеспечить его готовность собственно к транспортировке нефти. По данным "Укртранснафты", долг бюджета по НДС перед ней составляет 147,5 млн. гривен. Как сообщили в самой "Укртранснафте", полностью трубопровод не заполнен нефтью до сих пор.
Главное обещание не выполнено: кто виноват и что делать
Итак, "Укртранснафта" была создана, деньги начали поступать в столицу, а под шумок уволен председатель правления ГП МН "Дружба" Любомир Буняк. Что же удалось сделать Александру Тодийчуку, чтобы загрузить трубопровод?
За постоянные пустые обещания нового главу "Укртранснафты" перестали воспринимать всерьез. Взять хотя бы прошлогоднюю ленту агентства "Украинские новости". Вот дословный текст сообщения от 5 августа: Государственная компания "Укртранснафта", владеющая магистральными нефтепроводами, намерена в октябре-декабре 2001 года поставить 300-400 тысяч тонн каспийской нефти чешской компании Ceska Rafinerska через нефтетерминал "Южный" и нефтепровод "Одесса-Броды".
Пресс-секретарь "Укртранснафты" Кирилл Хорошилов сообщил Українським Новинам, что об этом в Одессе заявил председатель правления компании Александр Тодийчук. Сейчас между "Укртранснафтой" и Ceska Rafinerska подписан протокол о намерениях о поставках каспийской нефти.
Журналисты которые побывали не так давно в "Укртранснафте" на встрече с его председателем правления, услышали новую дату, когда нефть якобы побежит по трубе: декабрь 2003 – январь 2004. Но, никто не опубликовал об этом информационные сообщения, поскольку пустые обещания, повторяемые сотый раз, уже не воспринимаются.
Итак, "Укртранснафта" – это наглядный пример того, как власть для того, чтобы разделаться с оппозицией, использует пагубную риторику. И конечно в этой истории было бы неплохо поставить точку.
Строительство "Одесса – Броды" было проектом обогатившим многих Достаточно сказать, что проектная стоимость трубопровода в $453 млн. - это просто клондайк для множества строительных фирм и фирмочек. Только компании, отвечавшие за изоляционные работы на трубопроводе, заработали более $30 млн. (по неподтвержденным данным некоторые из этих фирм близки к конкретным людям в самой "Укртранснафте").
Проблема, конечно, не в том, кто и что заработал на трубе. И даже не в том, что самый дорогостоящий новострой независимой Украины стал разменной картой в политических игрищах. Беда в том, что нефтепровод этот в ближайшие три года невозможно будет загрузить в принципе. А что будет дальше, никто не знает…
Кабмин должен принимать решение о работе Одесса – Броды исходя лишь из одной цели: получение прибыли для государства и предприятия "Укртранснафта". Поэтому конечно нужно искать любые способы загрузки трубопровода, вести переговоры не только с Евросоюзом, который только обещает. Леонид Кравчук, народный депутат Строить такие объекты, как Одесса Броды, необходимо тогда, когда решены вопросы загрузки сырьем. Если это делается без конкретных договоренностей, заключенных договоров, то просто строить нефтепровод, который даже не заполнен, это не правильно. Сейчас первоочередной вопрос – заполнение трубы технологической нефтью и затем уже её эксплуатация. Степан Гавриш, член Комитета по ТЭК Россия ищет новые пути поставки нефти в Европу. Поэтому нефтепровод -довольно интересный объект для этого государства. Европа также ищет возможность диверсифицировать источники нефти, уменьшив влияние ОПЕК. На мой взгляд для эксплуатации трубопровода следует создавать консорциум, который способствовал бы его развитию. |
Владислав Штуцер, Василий Анисимов, Марат Силивончик, директор фонда "Стратегия и исследования - 2", специально для "УП"
PS Кабинет министров Украины до 1 июля рассмотрит варианты развития нефтепровода Одесса - Броды с учетом подписанного в конце апреля протокола между ОАО "Укртранснафта" и российской АК "Транфснефть", сообщает в понедельник Интерфакс-Украина.
Об этом сообщил источник в правительстве. По его информации, "Укртранснафта" уже направила в правительство протокол и служебную записку.
Источник напомнил, что "Укртранснафта" и "Транснефть" 23 апреля подписали в Москве протокол о реверсном использовании нефтепровода Одесса - Броды для экспорта дополнительно 9 млн. тонн российской нефти в год.
В протоколе зафиксировано намерение "Укртранснафты" обеспечить использование указанного нефтепровода в реверсном режиме не менее чем в течение 21 года при условии выполнения Россией обязательств по его загрузке.
"Транснефть" выразила намерение обеспечить технические возможности доставки российской нефти по маршруту Самара - Мозырь - Броды - порт "Южный", а ОАО "Тюменская нефтяная компания" - обеспечить заполнение нефтепровода Броды - Одесса технологической нефтью и поставками в объеме не менее 9 млн. тонн собственной нефти в год.
Как отмечается в протоколе, стороны вернутся к рассмотрению других сценариев использования Одесса - Броды в случае готовности к эксплуатации альтернативных маршрутов поставки нефти от нефтеперекачивающей станции "Броды".
Президент Украины Леонид Кучма на пресс-конференции в конце марта отметил, что до сих пор не отклоняет предложение нефтяных компаний о реверсивной прокачке российской нефти из Бродов в Одессу. По его словам, свое участие в использовании этого нефтепровода предлагает, в частности, российско-британская компания ТНК, 50% акций которой владеет компания British Petroleum.
"Укртранснафта" в январе-мае уже отгрузила с терминала "Южный" девять танкеров нефти общим объемом 767 тыс. тонн, благодаря чему от эксплуатации терминала и 52-км участка нефтепровода Одесса - Броды в реверсном режиме в бюджет Украины за пять месяцев поступило 40 млн. грн.
Официальный курс на 26 мая - 5,3330 грн./$1.