Українська правда

Як убезпечити свій бізнес: домовлятися з партнерами про світле майбутнє

Олександр Онуфрієнко - 7 вересня 2018, 17:09

В предыдущих материалах мы уже говорили о том, что рано или поздно все нажитое владельцем бизнеса достанется детям. Говорили также и о том, что детей нужно обязательно знакомить с бизнес-партнерами. И здесь вот есть один тонкий момент.

Когда люди договариваются "на берегу" о начале совместного бизнеса, в основном речь идет о том, кто сколько и когда вносит, кто куда бежит для "раскрутки" дела.

Именно поэтому, наверное, 90% учредительных документов бизнес-структур состоят из нескольких страниц и регулируют именно эти вопросы.

Потом, когда бизнес начнет развиваться, возникают другие вопросы. Часть из них, конечно, можно было предусмотреть заранее, часть нет – всего в жизни не предусмотришь (хотя юристы очень стараются).

Один из таких вопросов – личностный. Партнеры начинали делать бизнес вместе именно потому, что подошли для общего дела по каким-то личностным качествам.

И вместе им делать этот бизнес удается, несмотря на то, что все люди разные и потребности у них разные. Но пока они исполняют достигнутые "на берегу" договоренности и отсутствуют конфликты по основополагающим вопросам, бизнес идет.

По мере возмужания партнеров, их болезней, личных проблем и прочих вещей, которыми полна наша жизнь, рано или поздно возникает вопрос – а что будет, если наш партнер покинет этот мир/разведется и жена отсудит бизнес? Как поведут себя новые собственники? Чего от них ожидать?

Ну вот представим себе, что есть три бизнес-партнера. Один, по прочтению всех моих колонок в ЭП, решил озаботиться вопросами урегулирования наследственных дел.

Все прописал в завещании, брачном контракте и т.д. Ну и чтобы этим записям придать статус "окончательной, фактической, железной бумажки" нужно еще внести небольшой пункт в устав его бизнес-структуры.

Но на это, как минимум, требуется согласие его партнеров. Значит, нужно обсуждать эту тему с ними.

Кроме того, тот факт, что один из партнеров все урегулировал по нашим вопросам, отнюдь не означает, что именно с ним первым случится что-нибудь непредвиденное. Как показывает моя практика, как раз наоборот!

Считал и считаю, что наилучшим вариантом является закрепление в уставе бизнес-структуры отображения не позиции одного партнера относительно развода/болезни/ухода из жизни, а схемы, которая определяла жизнь корпорации после того, как неожиданность постигнет любого из бизнес-партнеров.

Как показывает практика, такие разговоры и договоренности между партнерами еще больше убедят их в стабильном будущем бизнеса

И еще один момент. Я часто бывал свидетелем ситуации, когда за столом собирались несколько убеленных сединами и опытом бизнесменов и напротив них сидел новый собственник доли – сын или дочь/бывшая жена.

Они, конечно, говорили на разных языках – они все проделали разный путь для того, чтобы встретиться за этим столом.

Новый собственник объективно думает по- другому, у него другие приоритеты в жизни. И есть вполне закономерный риск того, что новый собственник не захочет унаследовать вместе с долей еще и бизнес-стратегию своего предшественника.

Но, как я уже ранее говорил, сейчас и этот риск можно свести к минимуму определенными юридическими решениями. Важно только, чтобы партнеры захотели это сделать еще тогда, когда все идет по плану.