Українська правда

Суди на боці "ризикових" в питанні реєстрації податкових накладних

ДФС масово зупиняє реєстрацію податкових накладних, зараховуючи платників до "ризикових". Податківці не мають рації, кажуть суди. (рос)

А вы уверены, что вы не "рисковый" плательщик?

Мейнстримом сейчас является остановка регистрации налоговых накладных по причине, как указано в полученных квитанциях, соответствия их пункту 1.6 "Критерий рискованности налогоплательщика".

Какие критерии? Кто сказал? Почему? Этот момент упущен. Правомерно? Возможно. Аргументировано? Абсолютно нет.

Может ли государственный орган что-то запрещать, не обосновывая свое решение? В теории — нет, на практике — да.

ГФС, чтобы остановить регистрацию налоговой накладной субъекту хозяйствования и фактически затормозить его деятельность, ссылается на пункт даже не закона и не подзаконного акта. Критерии рискованности налогоплательщика — вообще не известный правовому полю документ.

Согласно порядку, утвержденному постановлением Кабмина №117, критерии рискованности налогоплательщика, критерии рискованности операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история, определяет ГФС и направляет на согласование Минфина в электронной форме через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти.

Минфин в двухдневный срок согласовывает данные критерии или направляет их ГФС на доработку. Так же уточняется и перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.

Однако сейчас критерии рискованности налогоплательщиков существуют исключительно в виде письма ГФС №959/99-99-07-18 от 21 марта 2018 года "Критерии рискованности налогоплательщика". Они не утверждены нормативным актом ГФС, который, в свою очередь, должен согласовать Минфин.

Руководители комиссий управлений ГФС в областях, Киеве, а также руководители Офиса крупных налогоплательщиков ГФС, которые принимают решения о регистрации налоговой накладной, действуют согласно пункту 1.6 критериев.

Внесение предприятий в перечень рисковых плательщиков мешает нормальной хозяйственной деятельности. Все регистрируемые налоговые накладные в дальнейшем автоматически останавливаются, что создает дополнительные препятствия в хозяйственной деятельности.

Появляется необходимость тратить время, трудовые и материальные ресурсы на подготовку объяснений и копий документов с целью разблокирования налоговых накладных. Кроме того, это разрушает деловую репутацию перед контрагентами.

Вопрос законодательно неурегулированный. Это инструмент давления на бизнес.

Если заглянуть в Единый государственный реестр судебных решений, можно увидеть фантастическую тенденцию: суды становятся на сторону плательщиков. Реестр насчитывает больше сотни решений окружных судов при оспаривании блокировки накладных по причине внесения в список рисковых плательщиков.

Решения об отказе в регистрации и о внесении в списки рисковых суды с удовольствием отменяют, мотивируя это тем, что ГФС не аргументирует их и нарушает процесс блокировки и разблокировки накладных.

Ни в квитанции, ни в самом решении не будет определенных причин блокировки, которые предусмотрены законодательно, а будут лишь общие фразы. Даже при дельнейшем судебном оспаривании, судя по мотивировочной части решений судов, доказательная база контролирующего органа почти нулевая.

Скорее всего, это происходит из-за больших объемов документов и недостающего количества персонала ГФС. Однако штат сотрудников, по данным сайта службы, — около 44 тыс человек. При правильной расстановке обязанностей этого более чем достаточно, чтобы, как минимум, четко формулировать свою позицию.

Пока контролирующие органы действуют вне правового поля, Фемида благосклонна к налогоплательщикам. Суды не будут делать поблажки из-за загруженности контролирующего органа и несовершенства системы.

Все решения об отказе в регистрации налоговых накладных и решения о внесении в списки рисковых плательщиков при качественно подготовленной доказательной базе отменяются.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
уряд податки законодавство ДФС