Українська правда

На чужому полі: як іноземному інвестору захистити себе в Україні

Якщо розуміти українські реалії та дотримуватися правильної стратегії, іноземні інвестори можуть цивілізовано захистити свої права. (Рос.)

Недавно на конференции обсуждали с коллегами вопрос: может ли иностранный инвестор защитить свои права в Украине, играя по правилам на чужом поле, на котором правила формально существуют, но не всегда работают?

По результатам обсуждения недавних кейсов мирного урегулирования споров между инвесторами и государством ответ однозначный: может! Для этого нужно перейти на нейтральное поле, на котором государство — один из игроков.

Речь идет о так называемых инвестиционных спорах в рамках двухсторонних соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций.

Украина подписала их с 74 странами мира. По данным соглашениям инвесторы могут защитить свои права путем предъявления исковых требований против Украины для разрешения независимым арбитражным трибуналом.

Этот подход зачастую слишком затратный и по времени, и по ресурсам. Прежде всего, страдает государство. На май 2015 года сумма претензий иностранных инвесторов к Украине уже составляла около 8 млрд долл.

Двусторонние соглашения предоставляют защиту от широкого круга проблем. Это могут быть несправедливые действия органов власти: необоснованно начисленные налоги, штрафы, неправомерные решения украинских судов.

Права инвесторов могут нарушаться и в результате бездействия государства, невозможности иностранного инвестора эффективно защитить свои имущественные права или права интеллектуальной собственности.

Украина в этом не уникальна: споры между бизнесом и государством случаются даже в самых развитых системах. От Украины их отличает наличие действенных национальных механизмов защиты прав инвесторов.

Несомненно, реформы для создания благоприятного бизнес-климата — вопрос жизненной необходимости для Украины. Однако даже самые радикальные реформы дают эффект лишь через год-два, а инвестиции нужны уже сейчас.

В Украине складывается благоприятная почва для поиска "компромиссных" решений между иностранными инвесторами и государственными органами.

Со стороны государства основной прорыв в этой области произошел после Евромайдана, когда рост активности гражданского общества и бизнес-сообществ совпал с наличием политической воли к обсуждению и внедрению реформ.

В результате были созданы ведомства, основной функцией которых является общение с бизнесом и инвесторами. Это и Национальный инвестиционный совет, и Офис содействия инвестициям UkraineInvest, и Совет бизнес-омбудсмена. Все эти структуры дают бизнесу "точку входа" в процесс переговоров с государством.

В инвестиционных спорах ключевую роль играет Министерство юстиции, которое поддерживает досудебное урегулирование споров между иностранными инвесторами и государством, а также способствует устранению препятствий в работе с другими министерствами и ведомствами.

Ярким примером могут служить успешные переговоры крупной международной фармацевтической компании с Минздравом, которые сопровождали наши команды. Активная позиция Минюста сыграла решающую роль и способствовала достижению компромисса между американским инвестором и Минздравом.

Права компании были защищены, а Украина получила возможность закупать инновационные лекарства на привлекательных условиях.

Ключевым фактором успешности переговоров является готовность сторон к достижению компромисса. В приведенном примере и иностранный инвестор, и Минздрав были готовы к мирному урегулирования спора.

Однако госорганы не всегда входят в переговоры с настолько открытой позицией. Представителей государства часто приходится убеждать в необходимости диалога. Достичь этого цивилизованным путем можно только активной системной работой на пересечении юридической и стратегической коммуникаций.

Юристы и эксперты по стратегическим коммуникациям играют роль одновременно советника и переговорщика. Чтобы достичь договоренности, недостаточно подать уведомление о наличии инвестиционного спора и ждать компенсации.

Бизнес должен сделать первый шаг: разработать реалистичный план "мирового договора". В Украине это особенно актуально, учитывая разницу в человеческих ресурсах между общественным и частным секторами.

Разработка плана, который учтет интересы сторон и специфику государственной системы, станет проявлением доброй воли и первым шагом к взаимовыгодному разрешению конфликта. Согласованная позиция должна звучать от всех сторон: представителей инвестора, посольств, бизнес-ассоциаций, НПО, лидеров мнений.

Если понимать украинские реалии и придерживаться правильной стратегии, иностранные инвесторы могут цивилизованно защитить свои права.

Украина меняется и реформируется. С каждым годом появляются новые возможности для разрешения споров. Реальные примеры их успешного применения подтверждают: спор с государством в Украине — не приговор.

Это крайне важно для Украины. Компании, которые мирно разрешили споры с государством, могут стать лучшими промоутерами для новых инвесторов.

 

Соавтор текста — Юрий Приходько, директор практики PBN Hill+Knowlton Strategies в Украине

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
підприємництво бізнес інвестиції