"Ціна" чистих туалетів: чого не помічають пасажири "Укрзалізниці"
Якщо не буде покарано всіх причетних до закупівель палива з необґрунтованим підвищенням цін, ця схема дозволить комусь "вимити" ще не один десяток мільйонів гривень.(Рос.)
Когда конфликт вокруг "Укрзализныци" был в острой фазе, некоторые из моих Facebook-друзей, не следящие за транспортной отраслью, делились своей оптимистичной "аналитикой".
Они пришли к выводу, что с точки зрения пассажира на "УЗ" произошли позитивные изменения. Мол, и постельное белье стало свежее, и в туалетах стало чище, и проводницы не хамят, и в Польшу поезда ходить начали, и вагоны-трансформеры появились, и даже мобильное приложение у "УЗ" теперь есть.
Все вышеперечисленные изменения действительно можно было бы расценивать как позитивные, если бы не одно "но": уровень коррупции в "Укрзализныци", который не попадает в фокус среднестатистического пассажира, остается таким же критичным для госпредприятия.
Предположим, что министр Владимир Омелян — лицо заинтересованное, и его жесткие заявления в последнем интервью "Зеркалу недели" продиктованы конфликтом главы Мининфраструктуры с главой "УЗ" Войцехом Балчуном. И вся эта медиа-активность министра — часть большого плана по компрометации менеджмента железки.
Предположим, что так.
А теперь вспомним об одном из самых скандальных эпизодов ушедшей недели, где коррупционная составляющая превышает 100 млн гривень — это закупки дизельного топлива.
Как это стало возможным?
В декабре 2016 филиал "Центр обеспечения производства" ПАО "Укрзализныця" (ЦОП) провел несколько аукционов на поставку 65 тысяч тонн топлива. Победителем стала "Вог Аэро Джет", предложив цену на 1,5-2 тысячи ниже рыночной, что на самой "УЗ" было воспринято как победа.
"Реформа системы закупок дизельного топлива, которую осуществил ЦОП, позволила получить значительную экономию средств. Сейчас компания покупает дизтопливо по самым выгодным ценам на рынке, расширила круг участников тендеров и контрагентов", — писала "компетентно про транспорт" газета УЗ "Магистраль".
Впрочем, "самыми выгодными" цены оставались недолго. Закон о госзакупах предусматривает, что в случае глобальных ценовых изменений договор может корректироваться.
И такие изменения произошли. Из-за роста акциза на дизельное топливо, который случился 1 января, 16 января по просьбе "Вог Аэро Джет" "УЗ" корректирует договор и поднимает цены на 1880 грн. И если бы этим все ограничилось, вопросов бы не было. Но 25 января "Укрзализныця" снова поднимает цену на дизель еще на 10%, и логика этого повышения непонятна.
В "УЗ" утверждают, что повышение связано с колебанием цен на мировых и украинском рынках. С другой стороны, если сравнить цены на дату аукциона, на дату первого повышения цены, и на 25 января, то проявляются определенные нестыковки. Так, 22 декабря дизель на рынке стоил 20 830 грн за тонну, 16 января — 23 400 и 25 января — 23 120 грн за тонну. То есть, в период с 16 по 25 января цена дизеля даже снизилась.
Можно, предположить, что на УЗ при формировании новой цены, просто поделили цену 25 января на цену 22 декабря. Но в январской цене сидит дополнительный акциз. И чтобы цены были сопоставимы, мы должны из 23 120 (цена на 25 января) вычесть 1880 грн (цена роста акцизов). Получаем 21 240. Делим на 20 830 (цена на 22 декабря). Получаем 1,9% процента прироста цены.
Иными словами, "Укрзализныця" безосновательно повысила цену минимум на 8%. И вразумительного объяснения по этому поводу от Бальчуна не последовало.
Ну и что, скажете вы, это незначительное повышение, тем более в тот момент на рынке были определенные ценовые колебания. Да, но при контрактах на сумму больше 1 млрд грн потери могут составить до 100 млн грн.
Примечательно, что в "УЗ" проблем не видят и до сих пор считают, что покупают топливо по ценам ниже рынка. С одной стороны, так оно и есть — цена действительно ниже рынка примерно на 700 грн за тонну. С другой стороны, когда "Вог Аэро Джет" выиграл тендер, предложенный компанией, дисконт равнялся 2000 грн за тонну.
Вышеописанный случай далеко не первый в отношениях между УЗ и "Вог Аэро Джет". Точно также закупалось топливо и в марте прошлого года, что привело к убыткам примерно на 110 млн грн.
Сейчас этим делом занимается НАБУ. Казалось бы, они все выяснят. Но и тут не все гладко — это дело становится "яблоком раздора" между НАБУ и Специализированной прокуратурой, которая, скорее всего, не заинтересована в качественном расследовании.
3 февраля стало известно, что Специализированная прокуратура заставляет НАБУ закрыть "дизельное дело".
При этом источники в САП уверяют ЭП, что никаких указаний о закрытии дела они не давали. "Мы хотим, чтобы привлекали к ответственности чиновников, а не нижнее звено на дочерних предприятиях "Укрзализныци", — заявил источник.
В НАБУ же ставят под сомнение "искренность источников в САП". "Наша подследственность определяется не только должностями, но суммами ущерба. Получается, что нижнее звено дочерних предприятий, которое прокручивает
"схемы" на десяти миллионов, САП не интересно", — заявили источники в НАБУ.
Что мы имеем в "сухом остатке"? Если не будет наказаны все причастные к закупкам топлива с необоснованным повышением цен, данная схема позволит заработать отдельным людям еще не один десяток миллионов гривен.
Зато в туалетах чисто.