Про бідний офшор замовте слово
НБУ дозволив виплату дивідендів за 2014-2015 роки. Як вчинити, якщо їх потрібно вивести з України? Якщо їх більше 100 тис євро, то варто вибрати Нідерланди, якщо менше, то найкращий варіант — Кіпр. (Рос.)
Слово "офшор" стало в Украине ругательным. Его либо произносят шепотом, либо шарахаются, как от огня. Между тем, это вполне легальный и цивилизованный способ оптимизации налогов, которым не брезгуют и украинские бизнесмены.
Главное, чтобы они играли по международным правилам, предполагающим максимальную открытость и доступ к информации.
Не секрет, что в Украине давно действуют налоговые схемы при участии офшоров. Самая популярная — BVI-Кипр-Украина. В принципе, такая структура может работать и сейчас, но мы сталкиваемся с реалиями, которые нам диктуют США и ЕС, Организация экономического сотрудничества и развития.
Суть изменений в том, что в рамках борьбы с сокрытием доходов и уклонением от налогов офшоры должны показать готовность меняться налоговыми данными.
Отправной точкой в процессе раскрытия информации стал base erosion and profit shifting, принятый в 2013 году. Эта инициатива направлена на обмен данными, унификацию налогового законодательства, закрытие возможностей использования налоговых дыр и схем, совершенствование методов борьбы с отмыванием, легализацией и уклонением от уплаты налогов.
В США для этого разработано несколько серьезных программ. У них не так страшно убить президента, как не заплатить налоги. Европа тоже начала об этом задумываться, заставляя свои холдинги работать по-другому.
Мировое сообщество предлагает несколько инициатив, направленных на самостоятельную деофшоризацию, открытие конечных бенефициаров, обмен налоговой информацией в автоматическом режиме. Весь мир стремится к тому, что мы должны раскрываться, платить налоги, быть легальными и прозрачными.
Очень активно продвигается проект CRS — common responding standard. Это конвенция, которую подписало более сотни государств. Все офшоры являются участниками этой конвенции, регулярно проводятся конференции на эту тему.
Идеологи процесса говорят, что нельзя проводить этот процесс слишком активно. Пока сошлись на том, что налоговые органы будут обмениваться данными тех компаний, которые активно не торгуют. Предполагается, что таким образом будут вскрываться кошельки, где спрятаны активы тех или иных собственников.
Украина, разумеется, не должна остаться в стороне от мировых трендов. Однако можно работать легально и прозрачно, не переплачивая налоги.
В июне 2016 года постановлением №342 НБУ разрешил выплату дивидендов за 2014-2015 годы. Это сдвинуло наш рынок. Компании начали задумываться, что пора репатриировать дивиденды, если у них была нераспределенная прибыль.
Вот один из примеров того, как это может работать. У клиента есть структура: Словакия — Кипр — Украина. Структура работала хорошо, за исключением того, что нельзя было репатриировать из Украины дивиденды. После того, как это стало возможно, клиент решил поменять Кипр на Нидерланды.
Это грамотно: в отличие от Кипра, с которым у Украины ставка на репатриацию 5%, между Голландией и Украиной — 0%, как и между Голландией и Словакией.
Правда, 20 сентября правительство Словакии внесло законопроект о повышении ставки на репатриацию дивидендов в страны, у которых со Словакией нет договора об избегании двойного налогообложения, с 0% до 35%. Это значит, что подобные бизнес-структуры с данной страной работать уже не будут.
Нужно обращать внимание и на объем дивидендов. Если их больше 100 тыс евро в год, и их планируется репатриировать из Украины, то стоит выбирать Нидерланды. Если дивиденды скромнее, то самый лучший вариант — Кипр.
Не хочу, чтобы сложилось впечатление, что я ратую за уклонение от уплаты налогов или подсказываю, как прятать доходы в офшорах. Я убежден, что Украина обязана быть в мэйнстриме мировых тенденций, демонстрировать открытость, обмениваться налоговой информацией, раскрывать бенефициаров.
Просто в стране с нестабильной экономикой и малопонятными правилами игры любой уважающий себя бизнесмен пытается защитить свой капитал и оптимизировать налоги. Пока что, к сожалению, это возможно только благодаря громоздким структурам через нерезидентные компании.