Рівновага під час кризи
Потрібно давати співробітникам інформацію і ставити їм чіткі завдання. Поки вони зайняті роботою, у них менше приводів сумніватися у стабільності компанії (рос).
В 2014 году компания "Мрия" оказалась в сложной ситуации.
Кризис в компании, спровоцированный внешними и внутренними факторами, совпал с общим экономическим кризисом и спадом цен на сырье в мире.
Когда я присоединился к "Мрии", первоочередной задачей было получение контроля над активами компании.
Нам следовало обеспечить ее операционную деятельность параллельно с реструктуризацией долга - 1,3 млрд долл - перед иностранными кредиторами.
Кризис в крупной компании невозможно ни переждать, ни проскочить на скорости. Для выхода из него всегда нужен "план битвы". С этого мы и начали.
Во-первых, нам необходимо было сохранить баланс между операционным и кризисным управлением. По сути, руководитель компании, переживающей кризис, ведет два бизнеса одновременно.
С одной стороны, это антикризисная кампания, которая отбирает большую долю ресурсов и усилий команды.
Это включает в себя краткосрочное планирование движения денег, анализ текущей кредиторской и дебиторской задолженности, аудит складских запасов, постоянное взаимодействие с кредиторами и инвесторами (в нашем случае это более 60 банков и международных бондхолдеров), подготовку бизнес-плана.
В идеале этими процессами руководит отдельная профильная команда под руководством Chief Restructuring Officer (CRO).
С другой стороны, если компания настроена на восстановление деятельности, ей следует продолжать вести business as usual, несмотря на все трудности.
Необходимо оперативно получить физический контроль над основными активами (земля, инфраструктура, технический парк), проинструктировать ключевых сотрудников и контролировать выполнение задач, обеспечить прозрачную коммуникацию с партнерами, чтобы восстановить репутацию компании.
Нам удалось получить краткосрочное финансирование нашего первого сезона и восстановить доверие сотрудников и партнеров. Как результат, мы успешно завершили летний сбор урожая и теперь ведем осеннюю посевную.
Во-вторых, необходим баланс между сотрудничеством с существующими стейкхолдерами и поиском внешней поддержки.
Кризис априори подразумевает выход из статус-кво, что требует привлечения новых сотрудников и партнеров со свежими идеями. Нужно работать со всеми игроками рынка: партнерами, подрядчиками, пайщиками, кредиторами, властями - всеми, кто заинтересован в возобновлении работы компании.
Однако не стоит слишком полагаться на помощь даже самых верных союзников, ведь на переговоры уйдет время, а компании нужны ресурсы уже сейчас.
Важно определить приоритетность задач и рисков и иметь четкий план действий в зависимости от предвидимых сценариев развития событий. На случай непредвиденных рисков нужно подготовить "план Б".
На ранних этапах мы вместе с юридической и финансовой командами разработали несколько способов обеспечения временного финансирования холдинга и вышли на завершающий этап процесса реструктуризации долга.
Наконец, в компании должны быть сбалансированы внутренние и внешние коммуникации. Основные принципы - открытость и прозрачность.
Способность показать внешним аудиториям, что компания знает, как справиться с кризисом, предопределит наличие поддержки инвесторов, кредиторов и, следовательно, успешность антикризисных мер.
В то же время, успех любого предприятия зависит от умения каждого сотрудника работать в команде. Если каждый член команды верит, что ситуация под контролем, то у компании есть шансы на успех.
Нужно честно делиться с сотрудниками информацией и в то же время - четко ставить задачи, чтобы никто не сидел без дела. Пока сотрудник занят работой, у него меньше поводов сомневаться в стабильности компании.
Если руководству удастся сохранить равновесие, оно сможет показать ключевым игрокам способность вывести компанию на стабильную операционную деятельность. К счастью, "Мрия" уже преодолела самую сложную часть процесса и имеет все шансы вернуть себе позиции лидера аграрной отрасли Украины.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.