Чи збереже Україна доходи від транзиту газу
Пока Украина сокращает импорт российского газа, РФ работает над мегапроектом - оставить Киев без каких-либо доходов от транзита голубого топлива.
Сделать так, чтобы украинская ГТС стала невостребованной, из стратегического актива стоимостью в миллиарды долларов превратилась в груду металлолома.
Дедлайн - конец 2019 года.
К этому времени заканчивается срок газового контракта, и Кремль упорно твердит, что не намерен его продолжать.
Как заверил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, "после окончания транзитного контракта с Украиной ни продления, ни заключения нового контракта не будет ни при каких обстоятельствах".
Что это? Блеф или реальная угроза превращения из крупнейшей страны-транзитера газа в рядового импортера?
Есть несколько факторов, которые следует принять во внимание, чтобы сформулировать ответ на этот вопрос.
Первый фактор - существенное снижение объемов транзита российского газа. В 2008 году Украина транспортировала 199,6 млрд куб м. Через шесть лет, в 2014 году, этот показатель снизился вдвое, до 62,19 млрд куб м.
2014 год год стал худшим по объемам транзита за всю историю украинско-российских газовых отношений, но это еще не дно.
Президент "Укртрансгаза" Игорь Прокопив признает, что в 2015 году итоговые цифры могут быть еще скромнее, около 50 млрд куб м при потенциальной мощности 175 млрд куб м.
Таким образом, украинская ГТС будет загружена менее, чем на треть. "Нафтогаз" в иске к "Газпрому" оценил потери от снижения транзита газа 10 млрд долл.
Второй фактор - упорные попытки России увеличить альтернативные Украине транзитные мощности.
Проект "Южный поток" был закрыт в декабре 2014 года. Однако сразу после него было объявлено о новом проекте с аналогичной мощностью - 63 млрд куб м - "Турецком потоке". К счастью, и с "Турецким потоком" не все гладко.
Дело в том, что ЕС необходимо строить газовую инфраструктуру для доставки газа с турецко-греческой границы конечным европейским потребителям. Зачем ей это делать, когда есть Украина и ее ГТС, "Газпром" так и не смог объяснить.
Это одна из причин, почему проект буксует уже на старте. Не исключено, что все закончится строительством одной-двух ниток газопровода вместо четырех. Если вообще дойдет дело до строительства.
Понимая это, "Газпром" открыл еще один проект - "Северный поток II". На Петербургском международном экономическом форуме в июне было объявлено о подписании меморандума российской монополии с немецкой E.On, англо-голландской Shell и австрийской OMV.
Пока это протокол о намерениях, тем не менее, уже озвучены сроки строительства и объемы поставок: 2019 год, 55 млрд куб м. Общая протяженность маршрута - 1 225 км, прогнозная стоимость - около 10 млрд евро.
Что важно: представители "Газпрома" уверены в отсутствии необходимости согласования строительства "Северного потока II" с Еврокомиссией. Дело в том, что труба пойдет по дну моря, а наземной части у газопровода не будет.
Как считает представитель "Газпрома" Сергей Куприянов, этого достаточно, чтобы обойти действие Третьего энергопакета.
Если Кремлю удастся осуществить задуманное, в 2020 году или несколькими годами позже Россия сможет поставлять газ в Европу без нашего участия. В этом случае статистика транзита российского голубого топлива с разбивкой по отдельным направлениям будет выглядеть совершенно иначе, чем сейчас.
Вполне возможно, что через Украину будут проходить минимальные объемы газа, а Россия сможет достичь одной из своих целей - полностью контролировать транзитные потоки, по которым идет газ в ЕС, а также страны Центральной и Восточной Европы.
Источник: РБК. Нажмите для увеличения |
Какой вывод из этого нужно сделать Украине?
В ближайшие четыре-пять лет необходимо найти альтернативу российскому газу. Как в вопросе импорта, так и в вопросе транзита в страны ЕС. Следует быть готовым к тому, что в 2020-2025 годах украинская ГТС не понадобится России для транспортировки газа европейским потребителям.
Если не Россия, тогда кто? Восточноевропейский газовый хаб? Если да, тогда кто участники проекта? Кто профинансирует модернизацию ГТС? Ответов пока нет, но их нужно искать. Времени мало, одними разговорами о российском блефе мы газотранспортную систему не загрузим.
Конечно, это в случае, если мы хотим избежать многомиллиардных убытков и самое главное - потери такого стратегического актива как ГТС.
* * *
На головній фото fortune.com
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.