Українська правда

Мутна вода, або Чому митниця працює саме так

2 липня 2015, 16:08

На одном из шоу Савика Шустера я озвучил мысль, что коррупцию в отдельно взятом ведомстве побороть невозможно.

Некоторые из присутствующих перекрутили ее таким образом, что, мол,  коррупцию побороть невозможно в принципе, подчеркнув при этом, что негоже так говорить чиновнику.

Но! Я как раз делаю акцент на том, что таможня - не единственное звено нашей жизни. Не только на таможне есть коррупция, и побороть ее, отловив всех нечистых на руку работников нашей службы, нельзя.

Коррупция сравнима с болезнью. Это не цистит и не простуда, это общее состояние организма. Лечится она, соответственно, не путем укола конкретного препарата в конкретное место, а комплексно.

Мы в стране так много говорим о коррупции и так долго о необходимости с ней бороться, не имея ощутимых результатов, что возникает ощущение мифичности явления. Вместе с тем, коррупция - не миф.

Не миф - женщина, которая дает сто гривен санитарке, чтобы та принесла лекарства мужу. Не миф мать, несущая деньги на ремонт школы в конце года. Не миф водитель, который сует пару сотен работнику ГАИ. И точно не миф бизнесмен, который декларирует заниженную стоимость товара в фуре.

Не миф работник таможни в аэропорту "Борисполь", который берет мзду - 1% от задекларированной суммы, чтобы не придираться к документам.

Мы знаем об этих случаях. Мы знаем о суммах, о звеньях этой цепи, где государственная система дает сбой, и где возникает коррупция. Как руководитель таможенной службы с 5 мая я не могу рубануть шашкой, поднять вилы и заявить, что коррупцию мы побороли.

Я не могу и не хочу быть популистом. Хотя премьер-министр дал мне три месяца, чтобы реформировать службу и побороть главную болезнь организма государства, я продолжаю с присущей мне тщательностью анализировать ситуацию и делать шаги, которые рано или поздно искоренят это явление.

Вы можете, конечно, сказать, что рано - это рано, а поздно - это слишком поздно. Однако в подобных вопросах ничего не бывает на вчера или на потом, бывает сейчас, и сейчас я и многие сотрудники службы делают все для того, чтобы система стала функционировать иначе, и при этом не уменьшалось наполнение бюджета. Напомню, что таможня сегодня - это около 50% поступлений в бюджет.

Вот одна из историй, о которой я узнал напрямую. Благодарен всем, кто услышал мой призыв к диалогу и находит возможности и время его вести.

В конце мая при вылете в Берлин самолетом компании "Люфганза" в аэропорту "Борисполь" гражданин С. задекларировал денежные средства. Предоставил документы для заполнения декларации. Сотрудник таможни производил пересчет сумм по документам на калькуляторе в телефоне.

 Фото unian.net

Все происходило крайне медленно. Действие повторялось пять раз, итоговая сумма каждый раз была разной. Затем работник таможни выписал все суммы на отдельный листик и принялся считать заново. Несмотря на просьбы ускорить процесс, на невозможность задержать рейс, спешить никто не собирался.

Во время анализа один документ был отбракован сотрудником, поскольку снятие денег произошло в день вылета - это была суббота, а дата операции была указана понедельником. Штамп операционист поставил днем вылета.

Отстаивать свою точку зрения гражданин С. не стал, но обратился к сотрудникам "Люфтганзы" с просьбой задержать рейс и взять на хранение 700 евро. "Люфтганза" пошла навстречу, пассажир остался доволен их сервисом.

Возникает вопрос: почему о сервисе не думают сами таможенники? Почему сотрудник таможни производит расчеты на мобильном телефоне? И почему при оформлении декларации копии документов делаются в другом конце здания, что отнимает значительное время?

Еще один нюанс. Перебирая подтверждающие документы (в день с банковского счета можно снять 15 тыс грн, и на каждую сумму должен быть подтверждающий документ), работник одну бумагу "неожиданно" положил себе на полочку, превратив сумму в эквиваленте на такую, которую можно вывозить.

Однако гражданин С. не согласился с таким подходом.

Итог: нервы пассажира и негативное восприятие действий работников таможни, задержка рейса, которую вынужден был в полете нагонять пилот самолета, нервы других пассажиров, 80% которых ждала пересадка во Франкфурте. И просьба этого конкретного гражданина, изложенная в письменном виде в ГФС.

"Прошу:

1. Обеспечить пост таможни аэропорта "Борисполь" калькуляторами, копировальной техникой и ящиков для хранения ценностей, которые пассажир вынужден оставлять в случае, если мнение должностного лица и пассажира не совпадают до выяснения правоты одной из сторон.

2. Уложить процесс оформления декларации в 30 минут. В данном случае он занял больше часа.

 Фото unian.net

3. Подумать над процессом пассажироориентированности, чтобы после общения с сотрудником таможни не возникало мыслей покинуть Украину навсегда. Помнить, что они служат государству Украина и ее гражданам".

Я подробно пересказал эту историю, чтобы вы знали, с чем можете столкнуться при вылете. И чтобы вы, наши клиенты, знали, что мы осведомлены и искореняем эти случаи при первой возможности. Именно клиенты, потому что таможня научится воспринимать как клиентов всех, кто пользуется ее услугами.

Нелишним будет напомнить всем, кому предстоит столкнуться с необходимостью вывозить деньги за границу, с правилами их перемещения.

Согласно инструкции НБУ, пересчет сумм наличности в евро осуществляется по официальному курсу гривны к евро, установленному Нацбанком, или по кросс-курсам, определяемым по официальному курсу гривны к инвалютам на день пересечения таможенной границы или на день ввоза-вывоза наличности.

Физлицо может вывозить за пределы Украины и ввозить в Украину наличность и банковские металлы в соответствии с нормами, предусмотренными инструкцией.

Таможенная декларация является основанием для вывоза-ввоза задекларированных в ней наличных и банковских металлов и осуществления операций на протяжении одного года с даты оформления декларации.

Физические и юридические лица несут ответственность за недекларирование наличности и банковских металлов, которые перемещаются через таможенную границу Украины, в соответствии с законодательством Украины.

Ввоз в Украину и вывоз за пределы Украины наличности.

1. Физическое лицо (резидент и нерезидент) имеет право ввозить в Украину и вывозить за пределы Украины наличность в сумме, что не превышает в эквиваленте 10 тыс евро, без письменного декларирования таможенному органу.

2. Физическое лицо - резидент имеет право ввозить в Украину и вывозить за пределы Украины наличность в сумме, которая превышает в эквиваленте 10 тыс евро, при условии письменного декларирования таможенной службе в полном объеме и наличия документов, подтверждающих снятие наличности со счета в банке исключительно на ту сумму, которая превышает в эквиваленте 10 тыс евро.

Срок действия таких документов - 30 календарных дней со дня выдачи.

3. Физическое лицо - нерезидент имеет право ввозить в Украину наличность в сумме, которая превышает в эквиваленте 10 тыс евро при условии письменного декларирования таможенному органу в полном объеме.

Фото unian.net 

4. Физическое лицо - нерезидент имеет право вывозить за пределы Украины наличность в сумме, которая превышает в эквиваленте 10 тыс евро, если сумма наличности, которая вывозится, не превышает сумму наличности, письменно задекларированной этим лицом таможенному органу при ввозе в Украину.

Вывоз наличности в таком случае осуществляется при условии ее письменного декларирования таможенному органу в полном объеме.

5. Физическое лицо - нерезидент имеет право вносить средства на счета в уполномоченных банках или выполнять другие операции в банках Украины на основании таможенной декларации в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

6. Если физлицо ввозит-вывозит наличную гривну, то пересчет суммы наличной гривны в евро осуществляется по официальному курсу гривны к евро, установленному НБУ на день ввоза-вывоза.

Если физлицо ввозит-вывозит за пределы Украины другую иностранную валюту согласно классификатору НБУ, то пересчет суммы наличной иностранной валюты в евро происходит по кросс-курсу, определяемому по официальному курсу гривны, установленному НБУ, к соответствующей инвалюте на день ввоза-вывоза.

Таможенная декларация является основанием для ввоза-вывоза задекларированных в ней наличных и банковских металлов и осуществления операций на протяжении одного года с даты оформления декларации.

Если ваши права нарушаются, а действия сотрудника таможни кажутся предвзятыми, звоните на "горячую линию" ГФС (антикоррупционный проект ГФС) - 044-284-00-07 или в наш контакт-центр - 0-800-501-007.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.