Як утримати півтора пенсіонера
Було б непогано, якби працівник отримував разом із зарплатою такий звіт: "Нараховано зарплату 5,6 тис грн, з них сплачено пенсії пенсіонерам 2 тис грн, інші податки - 400 грн, на руки - 3,2 тис грн". (Рос.)
В 2010 году я написала статью "Об украинских и американских пенсиях. Отличия". Вот краткие тезисы.
1. Пенсионные системы бывают солидарные и накопительные. Высокий уровень пенсий в мире обеспечивается с помощью накопительной пенсионной системы.
2. В Украине существует солидарная пенсионная система. Фактически, это не пенсионный фонд, а обычный налог.
3. Пенсионный фонд Украины является банкротом уже одиннадцать лет.
4. Без реформ Пенсионный фонд Украины будет причиной банкротства Украины.
5. Сегодняшним работникам с трудовым стажем от десяти лет и до предпенсионного возраста пенсия "не светит".
В той статье были приведены цифры посредством таблиц и графиков. Спустя четыре года я повторяю эти графики, но в обновленном виде - добавляя данные 2013 года для каждого показателя. Получилось очень наглядно.
Расходы Пенсионного фонда, 2004-2009 годы, 2013 год, млрд грн
Источник: ПФУ |
Из графиков видно следующее.
1. Расходы пенсионного фонда ежегодно растут.
2. Трансферты госбюджета пенсионному фонду ежегодно растут.
При этом покрываемый из госбюджета дефицит ПФУ постоянно увеличивается. Ох уж этот дефицит пенсионного фонда! Чтобы его убрать, мы должны либо увеличить поступления в ПФ, либо уменьшить расходы ПФ.
Первый вариант не проходит. Украинская ставка единого социального взноса самая большая в Европе. Чтобы бизнес выжил, ее нужно снижать.
Кстати, необходимо наконец разъяснить работающим украинцам: выплата пенсий сегодняшним пенсионерам проводится из их зарплаты, других источников нет.
Трансферты госбюджета Пенсионному фонду, 2003-2009 годы, млрд грн
Источники: ПФУ, Минфин |
Было бы неплохо, если бы работник получал вместе с зарплатой такую распечатку: "Начислена зарплата 5,6 тыс грн, из них оплачены пенсии пенсионерам 2 тыс грн, прочие налоги - 400 грн, на руки - 3,2 тыс грн".
Второй вариант - уменьшение расходов ПФ - не менее сложная проблема. Пенсионеры - священная электоральная корова, которую трогать нельзя. Да и уровень основной части пенсий в Украине очень низкий. Куда уж тут резать? Что делать? Остается один выход - реформа. Настоящая, не для галочки.
С 1 октября 2011 года в Украине начата "пенсионная реформа" - постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 лет до 60 лет. За эти годы - 2011-2015 - должны были улучшиться финансовые показатели ПФУ.
Данный ресурс планировалось использовать для внедрения накопительного пенсионного страхования, то есть для проведения настоящей реформы. Однако реальный шанс 2011 года не был использован. Украина вернулась в исходную точку, а по некоторым показателям положение даже ухудшилось.
К сожалению, уже невозможно провести мягкую пенсионную реформу - только за счет увеличения пенсионного возраста части будущих пенсионеров. Всю планировавшуюся от этого шага выгоду уже проели. Теперь придется платить гораздо большую цену. Впрочем, вернемся к цифрам.
Расходы Пенсионного фонда в сравнении с доходами госбюджета, 2004-2009 годы, 2013 год, %
Источники: ПФУ, Минфин |
Итак, пенсионный фонд на протяжении одиннадцати лет является устойчивым банкротом. В частности, в 2013 году дефицит ПФУ составил 24,6% госбюджета Украины. Это огромная цифра. Допустимой считается цифра 8%.
Отчисления в ПФ - это обычный налог, значит, логично посчитать, какие доходы получает госбюджет, и сколько из этого пирога "съедает" ПФ. В 2013 году доходы госбюджета составили 339,2 млрд грн, ПФ - 167 млрд грн. Всего - 506,2 млрд грн.
Расходы ПФ составили 250,3 млрд грн, то есть на содержание пенсионеров страна платит приблизительно половину всего, что получает государство.
Огромная, невыносимая цифра, и этот процент растет. Тенденция четкая, она обусловлена, среди прочего, плохой демографией. В брошюре "Пенсійна реформа: виклик для України" центра "Блакитна стрічка" говорится следующее.
"В Україні кількість населення працездатного віку почне знижуватися у 2015 році. Українська робоча сила кількістю 22,4 млн осіб у 2007 році зменшиться до 14,4 млн осіб у 2050 році. Зайнятість зменшиться з 20,9 млн осіб до 13,9 млн осіб.
Петро Порошенко. Фото president.gov.ua |
Кількість пенсіонерів зростатиме. Співвідношення кількості пенсіонерів до кількості осіб, які роблять внески, зросте з 0,9 до 1,39. Іншими словами, 139 пенсіонерів припадатиме на 100 осіб, які здійснюють пенсійні внески.
Це сумна перспектива для працюючих: кожному доведеться трудитися на себе і робити внески для оплати пенсії одного пенсіонера та ще 40% пенсії іншого".
Госбюджет каждый год все больше тратит на выплату пенсий. Можно было бы просчитать, когда пенсионеры станут "съедать" весь бюджет, но не будем. Зачем считать то, чего не будет никогда? Гораздо раньше случится другое событие: само государство станет банкротом, и тогда пенсий не станет совсем.
За счет чего платятся солидарные пенсии? "Источниками пенсионных выплат и издержек могут являться в различных пропорциях: сокращение потребления и инвестиций работников, сокращение инвестиций компаний, наращивание госдолга", - написал в 2010 году макроэкономист Павел Кухта.
Именно это мы и видим: нет инвестиций, растет госдолг. Получается, что за выплату сегодняшних солидарных пенсий будут платить наши дети, отдавая кредиты государства. Мы можем вывезти детей в более благополучные страны, а здесь - хоть трава не расти. Или все-таки проведем пенсионную реформу?
Годы | Доходы госбюджета | Расходы ПФУ, млрд грн | Трансферты госбюджета Пенсионному фонду, млрд грн | Расходы ПФУ в сравнении с доходами госбюджета, % | Покрываемый из госбюджета дефицит ПФУ в сравнении с доходами госбюджета, % |
2004 | 59,3 | 36,2 | 5,9 | 61,0 | 9,9 |
2005 | 99,4 | 65,5 | 6,7 | 65,9 | 6,7 |
2006 | 117,8 | 70,2 | 9,7 | 59,6 | 8,2 |
2007 | 140,9 | 101,9 | 24,9 | 72,3 | 17,7 |
2008 | 198,8 | 150,3 | 33,0 | 75,6 | 16,6 |
2009 | 194,1 | 164,0 | 48,9 | 84,5 | 25,2 |
2013 | 339,2 | 250,3 | 83,3 | 73,8 | 24,6 |
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.