Українська правда

На зло "Газпрому"

Енергетичний потенціал біомаси в Україні перевищує 20 млн тонн умовного палива на рік. З цього обсягу можна виробляти 5 млрд куб м біометану, що скоротило би потребу в імпорті газу на 20%. (Рос.)

"Украина должна стать энергонезависимой".

"Мы должны снизить потребление российского газа".

"Правительство будет стимулировать замещение газа в теплоэнергетике".

Сейчас, во время сильнейшего противостояния с "Газпромом", эти лозунги мы слышим чуть ли каждый день.

Однако этим вопросом нужно было озаботиться давно: уделять особое внимание вопросам энергетической безопасности, энергетической эффективности, диверсификации поставок и развития внутреннего производства энергоносителей.

В этом ключе стоит особо отметить возможности Украины в производстве энергии из альтернативных и возобновляемых источников - ВИЭ. Огромнейшим потенциалом в этой области обладает энергия биомассы, в частности биогаз.

К примеру, в Европе работает 13,8 тыс биогазовых станций. Больше всего их построено в Германии, Великобритании, Швейцарии и Франции. Только в ФРГ работает 7,6 тыс станций общей мощностью 3,2 ГВт электрической энергии.

Даже наши ближайшие соседи совершили рывки в развитии биогазового сектора. В Чехии построено около 500 станций, которые производят 22% энергии. В Польше энергия биомассы достигла 9%, в Румынии - 16%, в Латвии - 27%.

В Украине - скромные 1,78%. Согласно данным НКРЭ, 1 мая 2014 года в секторе биоэнергетики "зеленый" тариф получили пять компаний, производящих электроэнергию из биомассы, и пять объектов, работающих на биогазе.

Тем временем в Польше принята госпрограмма, согласно которой в стране до 2020 года должно быть построено 2,5 тыс станций. Сейчас их там 250.

Украина - крупнейшая аграрная страна, но пока мы используем не больше 4% от нашего энергетического потенциала в биомассе.

По расчетам Украинской биогазовой ассоциации, экономически целесообразный энергетический потенциал биомассы составляет 20-25 млн тонн условного топлива в год. Из этого объема можно производить 4,9 млрд куб м биометана.

В этом случае страна сократила бы потребность в импорте газа на 20%, и 2,3 млрд долл остались бы в стране, а не ушли "Газпрому".

Біогазова електростанція у Київській області. Фото agrotechnika-ukr.com.ua

Биогаз можно использовать как для производства электроэнергии, так и в котлах тепловых станций. А биометан можно напрямую закачивать в общую ГТС или использовать в качестве моторного топлива.

Уже сейчас в ЕС 200 станций поставляют в ГТС и на заправки 0,8 млрд куб м биометана. К 2020 году эти объемы достигнут 8,9 млрд куб м.

Каковы перспективы использования биогаза для теплоснабжения предприятий и населения? Как правило, на биогазовых станциях используются когенерационные установки, которые производят и электрическую, и тепловую энергию.

Последняя может использоваться для обеспечения теплом близлежащих строений. Это особенно актуально для сел, где можно частично или полностью отказаться от отопления газом в пользу тепла от биогазовых станций. В Европе существуют сотни примеров реализации подобных проектов для нужд ТКЭ.

Группа компаний "Сельхозпродукт" решила реализовывать биогазовый проект осенью 2011 года, но только в мае 2014 года смогла приступить к строительству. Его завершение планируется еще в 2014 году.

Как видно, для строительства станции нужно шесть-девять месяцев, а вот процесс получения разрешений, экспертиз и согласований растягивается на годы.

Согласно проекту, станция будет ежегодно перерабатывать 107 тыс тонн биологических отходов - жом, навоз скота и куриный помет. Это позволит получать 9,2 млн куб м биогаза. Из него планируется вырабатывать 2,25 МВт электрической и 2,2 МВт тепловой энергии.

Электричество будет поставляться в объединенную энергосеть Украины, а для утилизации тепла компания пока ищет варианты.

 Накопичувальні резервуари біокомплексу. Фото hiblogger.net

Избыточное тепло может поставляться в сети близлежащего города. Это позволит обеспечить отоплением 35 тыс кв м помещений, которые сейчас отапливаются природным газом. Однако тут нужна активная позиция местных властей.

Данный проект имеет значительный экологический и социальный эффект для региона. Если раньше переработанный жом сахарной свеклы разлагался в отстойниках завода, "благоухая" на всю округу, то сейчас он будет полностью перерабатываться в биогаз и ценное органическое удобрение.

В экономику района будет инвестировано 7 млн евро: на закупку материалов, оборудования и оплату работ. На этапе строительства работу получат более 80 человек, а после запуска станции долгосрочной работой будут обеспечены более 20 человек, что крайне важно для аграрного Рокитнянского района.

В Германии индустрия по строительству и эксплуатации биогазовых станций дает работу 45 тыс людей. Большая часть станций сосредоточена в селах и генерирует оборот, превышающий 7 млрд евро. Чем не одно из решений проблемы рабочих мест в сельской местности и повышения ВВП Украины?

В силу специфики размера и ограниченности сырьевой логистики биогазовые проекты - дело среднего бизнеса. Именно поэтому украинский крупный бизнес всегда лоббировал лучшие условия только для солнечной и ветровой энергетики, где можно строить масштабные проекты на сотни миллионов евро.

Сколько при этом создавалось рабочих мест? Как решались экологические проблемы? В противовес им биогазовый проект стоит 1-10 млн евро, и его может реализовать даже средний агрохолдинг или крупный фермер. При этом утилизируются отходы и генерируются новые источники дохода для аграриев.

Для развития биогазового направления государство должно сделать такие шаги.

1. Принять поправки к законодательству для отмены абсурдных требований к локальной составляющей (минимальный объем материалов, оборудования и услуг при строительстве станции для получения выгодного "зеленого" тарифа. - ЭП) и повысить "зеленый" тариф до адекватного европейского уровня.

Нутрощі станції. Фото hiblogger.net 

Иначе с начала 2015 года ни одна станция не сможет получить "зеленый" тариф. Кстати, подобный законопроект уже давно пылится в Верховной раде.

2. Упростить получение возмещения НДС.

3. Вернуть каникулы по налогу на доход для предприятий.

4. Упростить строительные нормы для биогазовых станций. В 2014 году категория сложности для таких объектов повышалась со второй до пятой и обратно.

5. Упростить и ускорить выделение земли, отменить требование выделения земли с целевым назначением "земли электроэнергетики" для подобных объектов.

6. Четко прописать вопросы подключения к местным энергетическим сетям. Сейчас существует много возможностей для свободной трактовки законодательства. Например, до сих пор не ясно, как и в какие сроки будут компенсироваться затраты на подключение к сетям.

7. Направить средства Киотского протокола и схожих фондов на совместное финансирование проектов биогазовых станций. Сейчас в Украине невозможно получить длительное и недорогое финансирование на такие проекты. Пожалуй, только ЕБРР активно участвует в подобных проектах.

8. Упростить и ускорить процессы получения согласований в госструктурах. Государство должно обеспечивать получение всей документации в четко определенные и сжатые сроки.

При выполнении этих условий можно будет создать привлекательную бизнес-среду и сократить срок реализации биогазовых проектов до полутора лет с момента разработки проектной документации до запуска объекта. В результате можно будет ожидать значительного роста данного сегмента.

Если в ближайшие несколько лет получится реализовать 1-2 тыс биогазовых проектов, то страна сможет значительно снизить потребление импортного газа, решить проблему утилизации аграрных отходов и создать тысячи рабочих мест.

Фото agrotechnika-ukr.com.ua

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.