МВФ як двигун реформ
Програма фонду передбачає непопулярні заходи: плаваючий курс, зростання податків, тарифів на газ та опалення. Бізнесу і населенню це не сподобається. (Рос.)
Программа МВФ предусматривает проведение реформ, направленных на повышение ликвидности банков, идентификацию и рекапитализацию финансово неустойчивых учреждений, внедрение передовых практик банковского надзора.
В ходе имплементации реформ НБУ определил 35 крупнейших банков-обладателей - примерно 82% активов украинского банковского сектора.
В отношении этих банков будет проведена детальная диагностика для определения их слабых мест и усиления балансов, в том числе путем увеличения регулятивного капитала за счет дополнительных взносов акционеров.
Также НБУ должен будет потребовать от банков, чтобы их регулятивный капитал был более чем на половину сформирован за счет капитала первого уровня.
Планируется, что со средины 2015 года монетарная политика государства будет осуществляться исходя из инфляционного таргетирования, а не обеспечения стабильного валютного курса, как на данный момент.
Стоит отметить, что НБУ уже отменил одно из своих постановлений, которое исключало резервы в иностранной валюте из расчета валютной позиции банков и заставляло их обеспечивать большую негативную открытую валютную позицию.
Мы ожидаем, что эффективная имплементация таких реформ позволит восстановить отечественный финансовый сектор, усилит его и создаст хороший фундамент для его дальнейшего развития.
Все это должно вернуть доверие к финансовому сектору со стороны населения и инвесторов, а также привести к удешевлению стоимости кредитов, привлечение которых в отечественную экономику будет позитивно сказываться на ее развитии.
Программой МВФ, в частности, предусмотрено повышение общей ставки НДС до 20%, отнесение к налогооблагаемым НДС таких операций, как поставка медицинских товаров, которые ранее не подлежали налогообложению, а также введение единого повышенного акциза на дизельное топливо.
Некоторые из названных реформ уже были проведены новым правительством. Программой также предусмотрено построение системы прозрачного и своевременного возврата НДС с использованием обычных методов.
Тем не менее, правительству было разрешено один раз конвертировать задолженность по НДС, не возвращенному на конец 2013 года, в облигации на сумму до 16,7 млрд грн. Такие облигации будут предусматривать рыночную процентную ставку и находиться в свободном обращении.
Кроме того, правительство обязалось упразднить практику требования авансовой уплаты налога на прибыль в обмен на возврат НДС. Эти меры должны позитивно сказаться на бизнесе, который давно ощущает на себе негативные последствия таких практик, включая значительное отвлечение оборотных средств.
Для улучшения инвестиционного и коммерческого климата фонд в своей программе предусмотрел меры, которые должны повысить эффективность борьбы с коррупцией и отмыванием денег, улучшить систему правосудия.
Арсеній Яценюк. Фото forum.pravda.com.ua |
Также программа предусматривает упрощение регулятивных требований для бизнеса и снижение затрат, связанных с их исполнением. Если такие меры будут предприняты, это упростит и обезопасит ведение бизнеса, повысит привлекательность страны для местных и для иностранных инвесторов.
Программа предусматривает ряд непопулярных реформ, например, внедрение плавающего обменного курса, повышение ставок налогообложения, возможность секьюритизации части невозвращенного НДС и повышение тарифов на газ и отопление. Это может не понравиться бизнесу и населению.
В то же время, предусмотренные реформы являются реализуемыми в краткосрочной или среднесрочной перспективах, и ожидаемые результаты не должны повлечь за собой негативные экономические последствия.
Наоборот, реформы направлены на стабилизацию экономики и обеспечение ее устойчивого роста. Более того, программа подразумевает проведение глубокого анализа перед имплементацией тех или иных преобразований.
Такой анализ предназначен для того, чтобы проводить реформы максимально эффективно и избежать значительных потрясений от их внедрения. Так, в случае с тарифами на оплату газа и отопления предусмотрено их постепенное повышение с предоставлением адресных субсидий малоимущим.
Негативные последствия, связанные с повышением ставки НДС и расширением перечня налогооблагаемых операций, должны минимизироваться путем своевременного возврата НДС в полном объеме.
Мы ожидаем, что регуляторные реформы будут проходить без особых осложнений при условии понимание и поддержки лицами, которые должны принимать необходимые регуляторные акты.
В то же время, учитывая украинские реалии, эффективность реформ в сфере борьбы с коррупцией и отмыванием денег будет зависеть от человеческого фактора - настойчивости и ответственности чиновников.
Реформы, направленные на достижение прибыльности "Нафтогаза", могут пробуксовывать, если газ будет экспортироваться по высоким ценам, население продолжит безответственно относиться к оплате, а эффективность управления в НАК не будет кардинально изменена, вплоть до ее сегментации и приватизации.
Плюс получения финансирования от МВФ в том, что деньги предоставляются лишь в случае эффективной имплементации определенных реформ.
Настоящий кредит МВФ - не исключение. Программой предусмотрено, что фонд будет оценивать ход внедрения реформ и предоставлять каждый последующий транш лишь в том случае, если необходимые индикаторы будут позитивными.
Риск для успешной имплементации программы представляет ряд объективных факторов. В первую очередь - возможное ухудшение торговых отношение с Россией, на которую приходится 25% украинского экспорта, значительная часть которого освобождена от налоговых пошлин в России.
Володимир Путін. Фото gazetadaily.ru |
Повышение цен на российский газ окажет значительное давление на экономику и приведет к еще большему дефициту платежного баланса.
Уменьшить негативные последствия повышения цен можно путем увеличения реверсных поставок газа из ЕС, увеличения добычи своего газа, использования альтернативных источников энергии, повышения энергосбережения.
Негативный эффект на экономику и эффективность программы МВФ может оказать обострение ситуации на юго-востоке, где расположена значительная часть украинской промышленности.
Хотя этот регион приносит лишь 1,3% ВВП страны, он все же составляет важную часть украинской экономики с большим потенциалом развития.
Более того, неспокойная ситуация может спровоцировать отток денег из финансовой системы, а также негативно повлиять на инвестиционную привлекательность страны в целом.
Если диагностика крупнейших банков покажет большую слабость банковской системы, чем ожидалось, то средства в объеме примерно 5% ВВП необходимо будет направить на рекапитализацию банков.
В то же время, решительная и ответственная имплементация предусмотренных программой реформ будет способствовать привлечению значительных прямых инвестиций в экономику и улучшению текущего платежного баланса Украины.
Кроме того, если Украине удастся диверсифицировать экспорт, уменьшив зависимость от России, то ухудшение отношений с этой страной в дальнейшем не будет так сильно отражаться на экономике.
В этом должно поспособствовать подписание экономической части соглашения об ассоциации с ЕС. Более того, рост инвестиций и связанная с этим передача новых технологий в Украину должна будет изменить структуру экспорта в пользу товаров с более высокой добавленной стоимостью.
***
Фото на главной Khephren Fanga
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.