Українська правда

Білокомірцеве рейдерство

Роль держави в боротьбі із захопленнями бізнесу - забезпечення нормальної роботи міліції, прокуратури та судів. Все інше - проблема самих "потопаючих". (Рос.)

28 марта вступят в силу изменения к закону о совершенствовании правового регулирования деятельности предпринимателей.

Этот документ стал очередной вехой антирейдерской политики государства.

Реанимация законопроекта, несколько лет пылившегося в парламенте, стала ответом на многочисленные призывы международной общественности принять меры по противодействию незаконным захватам и поглощениям предприятий.

Накануне новых законодательных реформ приходится вновь задуматься над сутью и истоками рейдерства, причинами неэффективности принятых мер и перспективами последующих.

Расхожее в прессе слово "рейдерство" вызывает у украинских обывателей остро негативную реакцию. В корпоративных конфликтах оно часто употребляется всуе, чтобы спровоцировать общественное неприятие оппонентов. По той же причине рейдерство стало одной из излюбленных тем политической риторики.

Стоит, однако, отнестись к призывам "искоренить рейдерство" с долей скептицизма. В развитых странах это понятие вызывает гораздо меньшее порицание, нежели на постсоветском пространстве. Разница в восприятии детерминируется разницей в ассоциациях.

Западный мир видит в рейдерах "санитаров леса", поглощающих нежизнеспособные структуры, тем самым поддерживая экономику в тонусе.

Ведь никто не станет отрицать, что капитализм по своей сути является жесткой средой, где лишь наиболее приспособленные проходят естественный отбор и приумножают свой капитал за счет менее расторопных конкурентов.

Рыночная экономика не может обойтись без решительных, порой агрессивных поглощений, которым выражение "акулы бизнеса" обязано своим происхождением. Другое дело, что методы и цели таких поглощений на Западе и в Украине разительно отличаются, так как отражают культуру ведения бизнеса.

В постсоциалистических реалиях процветают "серое" и "черное" рейдерства, то есть действия за рамками правового поля, с широким применением подкупа чиновников, подделки документов, угроз и физического насилия.

Единственной целью таких поглощений зачастую является отчуждение имущества компании, несовместимое с дальнейшей ее деятельностью, или получение "отступных" под условие прекращения атаки.

Отсюда вопрос, с чем действительно стоит бороться: с недружественными поглощениями или с обыкновенным криминалом, их сопровождающим?

Проанализировав положения указанного выше закона с этой точки зрения, приходится констатировать, что государство все еще ставит не совсем правильные акценты - вопреки отдельным положительным сдвигам.

Исключительную подсудность корпоративных споров хозяйственному суду по месту регистрации юридического лица можно назвать одним из позитивных нововведений, которое должно усложнить построение коррупционной составляющей рейдерских схем.

Фото unian.ua

Положительно стоит оценить и введение ограничений на применение средств обеспечения иска, в том числе появление оговорки о необходимости их соразмерности заявленным требованиям. Конечно, если понятие "соразмерность" найдет адекватный отклик в правоприменительной деятельности.

Что касается появившихся в Уголовном кодексе "антирейдерских" статей, то их содержание во многом дублирует ряд существующих положений. Это вызывает некоторые сомнения в целесообразности данных нововведений.

Это не только мнение автора - об этом шла речь в заключениях Главного научно-экспертного управления и Главного юридического управления парламента.

Не умаляя заслуг законодателя, следует признать, что закон - это лишь защитная реакция власти на растущую критику, документ не снимает системные дефекты. Основным таким дефектом является заангажированность чиновников, которые становятся соучастниками рейдеров вместо того, чтобы им противодействовать.

Еще один столп рейдерства - уязвимость многих предприятий. Она вызвана теневой основой деятельности и сомнительным правовым генезисом активов, полученных в результате приватизационных процессов.

Совокупность этих благоприятствующих факторов создает в Украине климат, при котором даже крупные финансово-промышленные группы позволяют себе элементы "серого" рейдерства. Это не несет существенных рисков и может оказаться выгоднее, чем цивилизованные методы поглощений.

Изменить ситуацию может только достижение украинским рынком определенной степени зрелости, а это потребует усилий и власть имущих, и бизнеса.

Роль государства в борьбе с рейдерством ограничивается обеспечением нормального функционирования правоохранительной и судебной систем, когда бизнес опирается на них как на действенные инструменты защиты.

Остальное - проблема самих "утопающих". Они должны следить за юридической чистотой проводимых сделок, создавать прозрачные и публичные корпоративные структуры, вовремя обращаться к надлежащим средствам правовой защиты.

Выполнение этих условий позволит практике недружественных поглощений в Украине постепенно эволюционировать от силовых захватов до утонченных "беловоротничковых" схем, проводимых в рамках правового поля. Последние будут лишь стимулировать экономику вместо того, чтобы отпугивать инвесторов.

К сожалению, на это потребуются годы, а не месяцы.

Фото gorozhanin.dp.ua

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.