Вантажі повз порт
Порти України стрімко втрачають вантажопотік на користь сусідніх держав. Одна з причин - "привілейовані компанії", що ведуть митне оформлення вантажів. (Рос.)
Перевозка грузов морем - самый дешевый способ доставки, особенно с учетом транспортировки на большие расстояния с использованием контейнеров.
Общий контейнерный грузооборот портов Украины - самый высокий в Черноморском регионе, однако он потерял и продолжает терять все большую долю грузопотока в пользу Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран.
Консалтинговая компания Informall BG проанализировала динамику импортного контейнерного грузопотока для грузополучателей в Украине через порты этих стран с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта.
Оказалось, что так в Украину ежемесячно доставлялось 400-1600 TEU грузов.
Импортный контейнерный грузопоток, миновавший порты Украины, TEU
При этом февральский скачок объясняется нестабильной политической ситуацией, появлением так называемых привилегированных компаний, которые занимались таможенной очисткой грузов в украинских портах. Как следствие, компании-импортеры предпочли доставлять свои грузы, минуя порты Украины.
Декабрьский скачок связан с парламентскими выборами и паническими ожиданиями компаний в свете возможных повышений импортных тарифов в отношении основных товарных групп.
При этом стоимость таможенной очистки многих групп товаров в портах была намного выше, чем в таможнях по месту конечных получателей. Данная проблема вылилась в переориентирование грузопотоков украинских компаний-импортеров в сторону портов Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран.
Динамика экспортного контейнерного грузопотока 2012 года, миновавшего украинские порты, не столь чувствительна к событиям, которые влияли на динамику соответствующего импортного грузопотока. Однако и тут потери украинских портов в 2012 году составляли 400-600 TEU ежемесячно.
Экспортный контейнерный грузопоток, миновавший порты Украины, TEU
Анализ импортного контейнерного грузопотока, миновавшего украинские порты, за первый квартал 2013 года в сравнении с первым кварталом 2012 года показывает, что компании-импортеры, ушедшие из украинских портов, так и не вернулись обратно, предпочитая комфортные и более предсказуемые условия работы.
Экспортный контейнерный грузопоток, проходящий мимо портов Украины, упал в четыре раза. Это произошло на фоне общего снижения объемов экспорта страны и переориентирования контейнерного экспорта в сторону украинских портов, которые показали рост этого вида грузопотоков в первом квартале 2013 года.
Контейнерные грузопотоки, миновавшие порты Украины, TEU
Голубой столбик - первый квартал 2012 года, оранжевый - первый квартал 2013 года |
В 2012 году украинские порты потеряли 14 869 TEU контейнерных грузов или 2,8% от общего объема груженых контейнеров, обработанных украинскими портами. Из них 8 653 TEU - импорт, 6 216 TEU - экспорт.
Объем импортных контейнерных грузов, вошедших в Украину через порты указанных выше стран, в первом квартале 2013 года по сравнению с этим же периодом 2012 года уменьшился на 5,2%, экспортных - упал на 75,7%.
Если такая динамика сохранится, в 2013 году порты Украины потеряют 9 500 TEU или 1,8% от прогнозного объема груженых контейнеров, обработанных портами страны. Из них 8 тыс TEU - импорт и 1,5 тыс TEU - экспорт.
Снижение теряемых объемов контейнерных грузопотоков на 1% от прогноза на 2013 год говорит о наметившейся позитивной тенденции. Однако неизвестно, сохранится ли данная тенденция в 2014 году.
Учитывая уровень аккордной ставки - стоимости услуги экспедитора при организации перевозки "от двери до двери" - и указанные объемы грузопотоков, в 2012 году украинскими терминалами было недополучено около 3 млн долл.
При сохранении наметившейся позитивной тенденции снижения теряемых объемов контейнерных грузов в 2013 году объем недополученного дохода украинскими контейнерными терминалами снизится до 1,9 млн долл.