Українська правда

Вантажі повз порт

Порти України стрімко втрачають вантажопотік на користь сусідніх держав. Одна з причин - "привілейовані компанії", що ведуть митне оформлення вантажів. (Рос.)

Перевозка грузов морем - самый дешевый способ доставки, особенно с учетом транспортировки на большие расстояния с использованием контейнеров.

Общий контейнерный грузооборот портов Украины - самый высокий в Черноморском регионе, однако он потерял и продолжает терять все большую долю грузопотока в пользу Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран.

Консалтинговая компания Informall BG проанализировала динамику импортного контейнерного грузопотока для грузополучателей в Украине через порты этих стран с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта.

Оказалось, что так в Украину ежемесячно доставлялось 400-1600 TEU грузов.

Импортный контейнерный грузопоток, миновавший порты Украины, TEU

При этом февральский скачок объясняется нестабильной политической ситуацией, появлением так называемых привилегированных компаний, которые занимались таможенной очисткой грузов в украинских портах. Как следствие, компании-импортеры предпочли доставлять свои грузы, минуя порты Украины.

Декабрьский скачок связан с парламентскими выборами и паническими ожиданиями компаний в свете возможных повышений импортных тарифов в отношении основных товарных групп.

При этом стоимость таможенной очистки многих групп товаров в портах была намного выше, чем в таможнях по месту конечных получателей. Данная проблема вылилась в переориентирование грузопотоков украинских компаний-импортеров в сторону портов Германии, Польши, Румынии и Балтийских стран.

Динамика экспортного контейнерного грузопотока 2012 года, миновавшего украинские порты, не столь чувствительна к событиям, которые влияли на динамику соответствующего импортного грузопотока. Однако и тут потери украинских портов в 2012 году составляли 400-600 TEU ежемесячно.

Экспортный контейнерный грузопоток, миновавший порты Украины, TEU

Анализ импортного контейнерного грузопотока, миновавшего украинские порты, за первый квартал 2013 года в сравнении с первым кварталом 2012 года показывает, что компании-импортеры, ушедшие из украинских портов, так и не вернулись обратно, предпочитая комфортные и более предсказуемые условия работы.

Экспортный контейнерный грузопоток, проходящий мимо портов Украины, упал в четыре раза. Это произошло на фоне общего снижения объемов экспорта страны и переориентирования контейнерного экспорта в сторону украинских портов, которые показали рост этого вида грузопотоков в первом квартале 2013 года.

Контейнерные грузопотоки, миновавшие порты Украины, TEU

Голубой столбик - первый квартал 2012 года, оранжевый - первый квартал 2013 года

В 2012 году украинские порты потеряли 14 869 TEU контейнерных грузов или 2,8% от общего объема груженых контейнеров, обработанных украинскими портами. Из них 8 653 TEU - импорт, 6 216 TEU - экспорт.

Объем импортных контейнерных грузов, вошедших в Украину через порты указанных выше стран, в первом квартале 2013 года по сравнению с этим же периодом 2012 года уменьшился на 5,2%, экспортных - упал на 75,7%.

Если такая динамика сохранится, в 2013 году порты Украины потеряют 9 500 TEU или 1,8% от прогнозного объема груженых контейнеров, обработанных портами страны. Из них 8 тыс TEU - импорт и 1,5 тыс TEU - экспорт.

Снижение теряемых объемов контейнерных грузопотоков на 1% от прогноза на 2013 год говорит о наметившейся позитивной тенденции. Однако неизвестно, сохранится ли данная тенденция в 2014 году.

Учитывая уровень аккордной ставки - стоимости услуги экспедитора при организации перевозки "от двери до двери" - и указанные объемы грузопотоков, в 2012 году украинскими терминалами было недополучено около 3 млн долл.

При сохранении наметившейся позитивной тенденции снижения теряемых объемов контейнерных грузов в 2013 году объем недополученного дохода украинскими контейнерными терминалами снизится до 1,9 млн долл.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.