Вікно в ісламський світ
Мировой экономический кризис выносит на повестку дня вопросы реформатирования не только подходов в функционировании и управлении национальных экономик, но и коррекции всей системы геоэкономических связей.
Ситуация в еврозоне, в экономике США, изменения в интеграционных процессах, затронувшие страны Южной Америки, Африки, Совета сотрудничества арабских государств стран Персидского залива свидетельствует об изменении привычной картины глобальной экономики, геоэкономических связей.
Мир меняется, увеличивается количество центров влияния. Мир становится более многополярным, что также влияет на изменение экономических связей.
Все это меняет внешнеэкономическую политику государств, обостряет конкуренцию и ломает традиционные модели национальных экономик.
Это означает, что успешное развитие национальной экономики зависит от способности диверсифицировать геоэкономические интересы, обеспечивать инвестиционные потоки в максимальное количество кластеров, оперативно корректировать законодательство для улучшения делового климата.
Времена унифицированного подхода к построению международного экономического сотрудничества - в прошлом. Ключевым вызовом для экономики Украины является способность правительства и бизнеса к регионально-ориентированной стратегии развития внешнеэкономического сотрудничества.
В частности, Украина должна расширить экономическое сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки.
По международной классификации этот регион принято называть "страны МЕНА". Хотя существуют разные подходы к географическим очертаниям этого региона, мы взяли за основу консервативный подход к определению его границ.
Это Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, ОАЭ и Йемен.
За последние десять лет объемы торговли Украины со странами Ближнего Востока и Северной Африки были одними из наиболее динамичных. На пиковых отметках показателей экспорта Украины в эти страны виден существенный рост доли данного региона в общей структуре внешней торговли Украины.
Если в 2002 году доля стран МЕНА во внешней торговле Украины занимала 8,9%, то в 2008 году этот показатель составлял 11%, а по итогам 2012 года - 13%. При этом импорт из этого региона находился на крайне низком уровне.
Как видно из диаграммы, доли стран региона в структуре экспорт и импорта имеют некоторую взаимосвязь. Большинство стран, имеющих высокий уровень потребления украинских товаров, занимают и большую долю в региональной структуре украинского импорта.
Это свидетельствует о неравномерном развитии торгово-экономических связей Украины со странами МЕНА и очевидной "просадке" в торгово-экономических отношениях с некоторыми из них.
Таким образом, можно говорить о существенном потенциале развития торгово-экономических отношений с регионом в целом и наращивания объемов товаров и услуг в двусторонних отношениях.
Специфика экономических отношений Украины со странами региона - растущий уровень торговли на фоне крайне низкого уровня инвестиций из стран МЕНА. Особенности бизнеса в странах региона говорят о предпочтении им внешних торговых операций с компаниями, имеющими долю в капитале.
Иными словами, присутствие инвестиций и возможность контроля над деятельностью иностранной компании-контрагента является одним из факторов, имеющих важное значение для принятия решений.
Именно отсутствие или недостаток инвестиционных условий является ключевым фактором, сдерживающим инвестиции в Украину из стран региона, а также тормозящим интенсивный рост уровня торговли Украины со странами региона.
Таким образом, перед потенциалом развития экономических отношений Украины со странами МЕНА стоят четыре вызова: доверие, среда, информация и правила.
Ключевой проблемой развития двусторонних торгово-экономических отношений между Украиной и странами МЕНА является низкий уровень доверия. Он формирует как недоверие к потенциальным контрагентам, так и к системе государственного управления в целом.
Высокий уровень коррупции, частые случаи невыполнения обязательств и другие проблемы формируют негативный имидж украинского рынка и делового климата.
Связанными с недостатком доверия являются проблемы среды и правил работы на рынке. Это знают и представители дипмиссий, и журналисты, поскольку в целом проблематика является общей для всех иностранных участников.
Как можно помочь инвесторам и торговым партнерам из стран МЕНА решить эти проблемы, принимая во внимание их страновые особенности?
Преодоление барьеров в сфере торгово-экономического сотрудничества лежит в семи шагах к построению платформы доверия.
Первый шаг - страхование сделок. Практика показывает, что инвесторы из стран МЕНА зачастую ставят обязательным условием для инвестирования или развития проектов на территории Украины предоставление государственных гарантий.
Подобное требование объясняется низким уровнем доверия к украинскому рынку и стремлением обезопасить себя от рисков.
Однако система предоставления государственных гарантий в Украине достаточно коррумпирована, в результате чего экономический эффект от реализации бизнес-проектов утрачивается на фоне размеров коррупционных платежей.
Изучение опыта работы рынков Залива и Северной Африки указывает на возможность решения данной проблемы путем установления системы страхования сделок по опыту работы автономной арабской региональной организации Arab Investment and Export Credit Guarantee в Кувейте.
Эта корпорация страхует и гарантирует инвестиции.
Формирование подобного агентства или компании в Украине, деятельность которого была бы ориентирована на инвесторов из стран МЕНА с включением в органы управления представителей правительственных структур стран МЕНА и лоббистских органов бизнеса этих стран в Украине позволила бы создать эффективную и прозрачную систему страхования сделок и инвестиций.
В то время как в Украине эффективно функционируют учреждения, лоббирующие интересы бизнеса США и стран Европы, подобный орган, действующий в интересах стран МЕНА отсутствует. Мы видим решение проблемы в создании Бизнес-ассоциации стран Ближнего Востока и Северной Африки - МЕНАБА.
Она должна предоставлять площадку, на которой ее члены могут находить решения проблем, влияющих на бизнес в Украине. Инициативу должны поддерживать правительства стран МЕНА и дипломатические миссии в Украине.
МЕНАБА должна лоббировать коллективные интересы, защищать интересы инвесторов региона в органах власти, содействовать улучшению законодательства Украины, предоставлять информационную помощь инвесторам.
Ассоциация должна стать частью более широкого процесса коррекции законодательства Украины в интересах увеличения инвестиционных потоков из стран МЕНА и наращивания объемов торговли.
Сегодня в украинском парламенте функционируют депутатские группы по межпарламентским связям. На практике это "мертвые" структуры.
Анализ их функционирования свидетельствует об отсутствии инициатив, связанных с попыткой улучшить национальное законодательство для придания интенсивности двухстороннему торгово-экономическому сотрудничеству.
Однако, принимая во внимание наличие аналогичных депутатских групп дружбы в законодательных органах иностранных государств, возможно формирование эффективной структуры оперативной коррекции законодательства в интересах устранения барьеров на пути развития торговых отношений и инвестирования.
Сотрудничество МЕНАБА с такими группами способно стимулировать развитие торгово-экономических отношений Украины со странами МЕНА.
Увеличение притока инвестиций в Украину из стран региона и рост торгового оборота зависит от создания комфортных условий работы для инвесторов. Речь идет о комфортных условиях функционирования финансов МЕНА в Украине.
Интенсивное развитие исламского банкинга в Западной Европе привело к увеличению инвестиционных потоков из региона МЕНА в европейскую экономику. При этом и сам исламский банкинг демонстрирует неплохие темпы развития - 10-16% против 9% роста традиционной банковской системы.
Многие традиционные банки открывают "исламские окна". Они являются популярными не только среди мусульман, но и среди клиентов с другими религиозными убеждениями. Это обусловлено большей прозрачностью, открытостью и надежностью таких учреждений.
Украина пока в стороне от тренда. Развитие этого направления банковских услуг способно создать в Украине хаб для финансовых потоков из стран региона. Это открыло бы возможность для запуска исламских гособлигаций как инструмента заимствования Украиной долгового капитала на рынке МЕНА.
Безусловно, формирование условий для работы исламского банкинга требует кардинальной реформы и коррекции банковской системы. Возможно, следует начать с развития "исламских окон" в традиционных банках.
Одной из проблем торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Украины со странами МЕНА является вопрос сертификации и стандартизации украинской продукции на рынках стран региона.
Наиболее ярким примером можно считать выдачу сертификата для украинских продуктов питания, который не всегда признается в странах МЕНА. МЕНАБА должна взять на себя взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам сертификации и стандартизации продукции согласно нормам ислама.
Существуют также четыре проблемы информационного поля, которые тормозят развитие торгово-экономического сотрудничества. Это стереотипы, дефицит бизнес-информации, отсутствие новостного взаимопроникновения, страхи и риски, обусловленные перечисленными факторами.
Устранение этих проблем возможно путем большего взаимопроникновения прессы в информационные пространства Украины и региона МЕНА.
Не менее важный шаг на пути построения платформы доверия между Украиной и странами МЕНА - формирование зон свободной торговли со странами региона.
В последние три года количество заявлений о планах создания ЗСТ с некоторыми странами региона стали звучать из уст президента и премьер-министра Украины все чаще. Несомненно, внешнеэкономическая политика Украины должна отталкиваться от максимального регионального охвата внешних рынков.
Подобный подход отвечает не только реалиям мировой экономики, но и потребностям украинского рынка. Это оптимальный путь.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.