Українська правда

Трансферне ціноутворення та почуття міри

Запровадження правил трансфертного ціноутворення накладає додатковий адміністративний тягар на підприємства. У цьому сенсі повчальним є досвід Росії. (Рос.)

Как правительство может предотвратить сопротивления представителей бизнеса нововведениям, из-за которых олигархам придется платить больше налогов?

Значение трансфертного ценообразования трудно переоценить. Это один из самых эффективных способов избежать нечестного перераспределения средств между юрисдикциями и обеспечить должный уровень поступлений в госбюджет.

По мировой статистике, каждая пятая проверка по вопросам трансфертного ценообразования приводит к дополнительным налоговым начислениям.

Более 60 стран уже внедрили контроль над трансфертными ценами, все больше стран совершенствуют свое законодательство в этом аспекте.

С уверенностью можно сказать, что среди всех налоговых вопросов вопросы трансфертного ценообразования на данный момент являются наиболее актуальными как для государств, так и для налогоплательщиков.

О законодательной неполноценности

До 1 января 2013 года полноценного контроля над трансфертными ценами в Украине фактически не существовало.

В первую очередь, это было обусловлено несовершенным законодательным регулированием и отсутствием у налоговых органов эффективного механизма проверки соответствия применяемых налогоплательщиками цен рыночным ценам.

По сути, все регулирование сводилось к единственной норме, предусматривающей только один метод определения рыночной цены, который в практике других стран используется в исключительных случаях.

Ситуация несколько изменилась со вступлением в силу статьи Налогового кодекса о рыночных ценах, однако одной лишь этой статьи недостаточно для грамотного и эффективного применения новых правил.

В ней не хватает целого ряда важных принципов и правил трансфертного ценообразования, и ее применение может быть невыгодным как налогоплательщикам, так и налоговым органам.

В первую очередь стоит упомянуть слишком широкий круг операций, к которым применимы обычные цены.

Хотя статья упоминает все методы определения рыночных цен для целей налогового контроля, в ней отсутствует механизм и порядок их применения, что неизбежно приведет к спорам между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Механизм начисления налоговых обязательств с применением правил обычных цен несбалансированный: налоговые органы обязаны обращаться в суд для проведения дополнительных налоговых начислений за нарушение правила рыночных цен.

Глава Міндоходів Олександр Клименко. Фото sts.gov.ua

Недостаточно обоснованным является и наличие разрешения на 20-процентное отклонение от рыночных цен. Учитывая, что рыночная цена никогда не бывает единой, а предусматривает определенный диапазон, 20-процентное отклонение от такого диапазона фактически позволяет существенное манипулирование ценами.

Об иностранном опыте

Безусловно, принятие закона о трансфертном ценообразовании и закрепление принципа, что доход от деятельности должен подлежать налогообложению в той юрисдикции, где он был заработан, создаст основу для пересмотра украинскими предприятиями своих внутренних цен.

Основной вопрос, однако, состоит в имплементации этих правил и создании эффективного механизма контроля со стороны налоговых органов.

Во всех странах с развитым налоговым законодательством наиболее распространенным способом контроля является требование по составлению специальной документации в отношении контролируемых сделок.

Некоторые государства для обеспечения наиболее эффективного и прозрачного механизма администрирования вопросов трансфертного ценообразования также внедряют требование о подготовке уведомлений о контролируемых сделках.

По результатам анализа таких уведомлений налоговые органы имеют возможность сформировать понимание общей ситуации с ценообразованием на рынке и определить "целевую группу" плательщиков для будущих налоговых проверок.

Обязанностью государства при этом является соблюдение баланса между своими интересами и интересами налогоплательщиков.

Внедрение правил трансфертного ценообразования само по себе влечет создание дополнительной административной нагрузки на предприятия.

Если же при этом компании будут обязаны создавать отдельный документ для каждой контролируемой сделки и подавать всю первичную документацию, это затруднит ведение бизнеса и потребует от предприятий существенных инвестиций в административную функцию трансфертного ценообразования.

В этом смысле поучителен опыт России. Подавать уведомления о контролируемых сделках там обязаны все налогоплательщики, однако документация должна быть составлена только в отношении тех операций, которые проверяются налоговиками.

Фото mger2020.ru

Требования о предоставлении первичных документов в России нет. В этом случае и государство обладает эффективным механизмом мониторинга и контроля, и административная нагрузка на налогоплательщиков не так сильна.

В развитых странах обычно функционируют специализированные департаменты налоговой службы, где централизованно работает группа специалистов, ответственных за проведение проверок на предмет соблюдения правил трансфертного ценообразования.

В состав таких групп входят юристы, инженеры, экономисты и независимые бухгалтеры, которые обладают солидными знаниями в области технических аспектов трансфертного ценообразования и специализируются в этой области.

Такой подход обеспечивает определенную объективность и позволяет налоговым органам накапливать опыт решения однотипных вопросов. Надеемся, что налоговики воспользуются опытом других стран и создадут специальный орган, представители которого пройдут специальное обучение.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.