Якщо поїзд зламався в дорозі

Понеділок, 14 січня 2013, 12:15
Поїзд зупинився прямо посеред дороги. Що повинен зробити пасажир, аби згодом можна було отримати матеріальну компенсацію з перевізника? (Рос.)
Олександр Липський, юрист

Что делать, если поезд сломался в пути?

Первым делом, надо выработать полезную привычку: перед тем, как отправиться в командировку или отпуск, делайте ксерокопии билетов на поезд или самолет.

Зачем - объясню чуть дальше.

Итак, допустим, вам не повезло: поезд, в котором вы ехали, сломался прямо посреди дороги. Какие действия должен предпринять пассажир, чтобы впоследствии можно было получить материальную компенсацию с перевозчика?

Если поезд остановился посреди поля, то в первую очередь необходимо обратиться к проводнику с вопросом о предположительном времени незапланированной стоянки и последующих действиях пассажиров. Также у проводника необходимо спросить его имя и фамилию, после чего записать эти данные.

Оптимальный вариант, если к проводнику одновременно обратятся сразу несколько пассажиров, чтобы позже все сказанное им могли подтвердить свидетели.

Если стоянка затянулась, и становится очевидно, что все "всерьез и надолго", а проводник на вопросы пассажиров о причинах поломки, точном времени их устранения и возобновления движения четких ответов не дает, тогда нужно настойчиво потребовать прибытия в ваш вагон начальника поезда с книгой жалоб и предложений состава - такая книга должна быть во всех украинских поездах.

Порою начальник поезда приходит очень небыстро, особенно когда заранее известна перспектива неприятного разговора с недовольными пассажирами. У начальника поезда также необходимо спросить его фамилию, имя и отчество, записать их и попросить дать объяснения относительно сложившейся ситуации.

Если в поезде нет света, отключены системы отопления или кондиционирования воздуха, не работают туалеты, нет возможности выпить чай, то все факты необходимо задокументировать в книге жалоб и предложений поезда.

При написании жалобы пассажирам необходимо указать следующую информацию: дату, время, приблизительное место нахождение поезда, номер места в вагоне, время остановки состава, кратко изложить пояснения, полученные от проводника и начальника поезда, описать состояние систем жизнеобеспечения состава.

В конце жалобы желательно изложить, какими негативными последствиями вам грозит задержка в пути. Например, вы опаздываете на самолет или в больницу.

Под жалобой необходимо указать свою фамилию, имя и отчество, почтовый адрес, телефон и расписаться. Также следует попросить других пассажиров написать свои фамилии и расписаться под вашей жалобой, тем самым подтвердив правильность и достоверность изложенных вами сведений.

Далее нужно записать порядковый номер жалобы в книге и, по возможности, сфотографировать ее, чтобы потом можно было распечатать.

Если поезд вследствие аварии получил какие-либо повреждения - разбиты стекла, повреждена обшивка вагона, их также необходимо сфотографировать. Затем следует позаботиться о доказательствах, которые останутся непосредственно у вас.

Фото belregnews.ru

Вместе с другими пассажирами необходимо составить акт о случившемся инциденте, который по своему содержанию будет аналогичен жалобе.

В акте также отображается факт внесения жалобы в книгу жалоб, действия или бездействие сотрудников компании-перевозчика, факт фотографирования повреждений поезда, а также другая существенная информация.

Будет совсем нелишним, если пассажиры обменяются между собой контактными данными, например, телефонами и электронными адресами. После прибытия поезда на ближайшую станцию пассажирам нужно сделать следующее.

Перед выходом из поезда - забрать у проводника свои билеты. Затем обратиться к дежурному по станции с требованием отметить в билетах время прибытия.

Потребовать книгу жалоб и предложений станции и внести в нее сведения о времени прибытия поезда, времени задержки поезда, а также предполагаемом времени опоздания пассажира на конечную станцию. Необходимо записать номер и этой жалобы, а также, по возможности, сфотографировать и ее.

Бывает, в спешке люди забывают забрать у проводника билеты, или же проводники отказываются их возвращать. В данном случае вам очень пригодятся ксерокопии билетов, сделанные накануне поездки.

Если вы находитесь на промежуточной станции, либо же из-за опоздания поезда опоздали на другой поезд, то компания-перевозчик обязана бесплатно доставить вас в конечную точку следования вагоном такого же класса или выше.

Для замены билетов нужно обратиться в кассы станции. Если там ваша просьба не будет удовлетворена - к старшему кассиру или начальнику станции.

Если вы опоздали из-за задержки поезда на автобус или самолет, тут уже придется потрудиться, чтобы получить компенсацию с перевозчика. Велика вероятность, что вам придется обращаться в суд с иском о защите прав потребителя и компенсации вреда. Вот тут вам и пригодятся все доказательства, собранные в пути.

Итак, в качестве доказательств в суде может быть использовано следующее.

1. Оригиналы и ксерокопии железнодорожных билетов.

2. Фотоснимки жалоб в книгах жалоб и предложений поезда и станции.

3. Акты, составленные пассажирами.

4. Фотоснимки и видеозаписи.

5. Свидетельские показания ваших попутчиков.

Фото dumskaya.net

6. Оригиналы и копии путевки или командировочного удостоверения, билетов на самолет или автобус.

7. Справки и выписки из медицинской карты или истории болезни, если вашему здоровью был нанесен вред, например, вы переохладились и простудились.

8. Иные документы, подтверждающие причинение вам имущественного и морального вреда.

Если из-за поломки поезда вы получили травму, простудились или пережили сильный стресс, то сразу же после прибытия поезда на станцию вам необходимо обратиться к медикам для получения первичной медицинской помощи и официальной фиксации состояния вашего здоровья.

Последующие обращения к врачам за получением дополнительной медицинской помощи, если таковая вам потребуется, должны быть зафиксированы в вашей медицинской карте, а также в соответствующих медицинских справках и выписках.

В дальнейшем вся имеющаяся у вас медицинская документация об оказанной вам медицинской помощи и сделанных назначениях, в том числе рецепты и чеки из аптеки, может быть использована в качестве документальных доказательств для получения материальной компенсации за вред, причиненный вашему здоровью.

Судебный сбор по искам о защите прав потребителей не взымается. Потребитель имеет право обратиться в районный суд по месту жительства. Оплата услуг юристов может быть засчитана в размер компенсации и возложена на виновную сторону, если вы докажете вину перевозчика и выиграете дело в суде.

В завершение стоит сказать, что получение материальной компенсации тем реальнее, чем тщательнее вы позаботитесь о сборе доказательной базы, то есть сделаете все, о чем написано выше.

Счастливого пути!