Українська правда

Чому авто подорожчають

Урочисто обіцяю, що в разі прийняття в Україні грабіжницького утилізаційного збору опублікую для вільного використання автолюбителями лікнеп - докладний опис схем безподаткового ввезення авто. (Рос.)

Эксперты Ассоциации украинских автомобилестроителей "Укравтопром" уверяют, что после введения утилизационного сбора на импортные авто - от 7 250 грн до 30 250 грн дополнительного налога на автомобиль в зависимости от объема двигателя - импортные авто якобы не подорожают.

Эти затраты, дескать, "абсорбируют" производители, просто снизив отпускные цены на автомобили на величину утилизационного сбора. В итоге цены на импортные машины после введения утилизационного сбора останутся прежними.

Одновременно те же эксперты говорят, что без введения утилизационного сбора на импортные авто отечественная автомобильная промышленность погибнет, а вот после его введения отрасль вырастет на 30%.

Включим логику. Итак, если после введения сбора иномарки не подорожают за счет абсорбации, то вследствие чего на 30% вырастет производство на украинских автозаводах, которые сейчас якобы находятся на грани закрытия?

То есть украинцы после введения утилизационного сбора вдруг начнут массово покупать устаревшие "Ланосы", "Авео" и "Черри" украинского производства вместо современных иномарок из ЕС, Японии, Кореи и США?

Причем не от того, что последние подорожали из-за введения сбора, а в результате волшебного воздействия экспертов из "Укравтопрома".

Но если иномарки после введения сбора не подорожают, и расстановка сил на авторынке будет прежней, то зачем "Укравтопром" тратит деньги и усилия, всячески лоббируя введение утилизационного сбора в Украине?

Ведь по их словам на импортерах сбор не отобразится, а отечественным автозаводам придется брать на себя дополнительное бремя - обязательство по утилизации выпущенных ими автомобилей в будущем.

То есть "Укравтопром" всячески лоббирует введение дополнительных обязательств и при этом уверен, что сбор никак не повлияет на импортеров и цены на иномарки, а значит, и их продажи останутся на прежнем уровне. Кто-то из украинцев поверит в таких бессребреников?

Рассуждения экспертов о том, что концерны абсорбируют цены на иномарки, и их стоимость в Украине не вырастет, безосновательны. Кто может знать достоверно, как будут вести себя мировые автоконцерны после подобных действий Украины?

Мне даже не интересно, откуда у "Укравтопрома" информация о поведении мировых производителей. Меня интересует другое: подозревает ли кто-нибудь из руководителей мировых автоконцернов о существовании "Укравтопрома"?

Идет "промывание мозгов" под двумя лозунгами: якобы после введения утилизационного сбора цены на иномарки не вырастут, и якобы владельцы старых авто смогут получить компенсацию при обмене их на новые отечественные авто.

Относительно второго утверждения: денег на эти цели в бюджете нет. Такие утверждения - плод фантазии их авторов. Советую экспертам не играть с огнем - украинцы могут воспринять их серьезно и пригнать под офис "Укравтопрома" старые авто, взамен забрав со стоянки новые машины самих экспертов.

Относительно первого утверждения: иномарки таки подорожают, поскольку в убыток мировые концерны работать не будут.

Да, в США авто дешевле, чем в Украине. Однако в Украине к заводской цене добавляются НДС, акциз и таможенная пошлина. В Штатах же НДС нет, авто - не подакцизный товар, пошлина существует не везде, а основной налог - налог с продажи - платит продавец после реализации авто, поэтому и цены ниже.

Да, в России цены на авто не отличаются от украинских цен, хотя там есть пошлина 25% и сбор на утилизацию, а в Украине - пошлина 10% и сбора пока нет.

Однако в РФ действует 28 сборочных заводов, которые при импорте машинокомплектов не платят ни 25% пошлины, ни утилизационного сбора, а импортируются с уплатой налогов только "Бентли" или "Феррари".

Так что при введении утилизационного сбора стоимость импортных авто вырастет примерно на величину этого сбора в зависимости от объема двигателя. Эксперты из "Укравтопрома" прекрасно об этом знают.

Рассчитывая, что украинцам не по карману будут подорожавшие иномарки, они надеются, что им удастся на треть увеличить выпуск и продажи своих моделей, которые сегодня без этих ограничений не пользуются спросом у украинцев.

Более того, лоббирование законопроекта об утилизационном сборе проводится для того, чтобы на фоне подорожания иномарок через утилизационный сбор иметь возможность повысить цену и на свои авто и получить сверхприбыль.

С этой целью "Укравтопром" весьма своеобразно трактует статистику. По данным ассоциации, опубликованным на ее сайте, в октябре 2012 года якобы продано 23 528 тыс легковых авто, что почти на 28% больше, чем в 2011 году. То есть украинский рынок почти шел на рекорд, и кризиса вовсе нет!

В то же время "Авто-консалтинг" насчитал в октябре лишь 19 819 проданных авто - рост лишь на 5,2%. Разница составляет 18% или 3 709 автомобилей.

Расхождения с каждым месяцем увеличиваются. В том же сообщении "Укравтопром" отмечает, что за девять месяцев процент автомобилей украинского производства составил 21%, а в октябре - упал до 18%.

Искаженная статистика нужна производителям для более наглядной динамики спада собственной доли на рынке, чтобы затем просить защиты у властей. Однако манипуляция только в одном месяце 18 процентами рынка - это слишком.

Кроме того, никто не может проверить правдивость данных по производству автомобилей - эту информацию распространяет исключительно "Укравтопром".

Учитывая манипуляцию статистикой, мы ожидали действий "Укравтопрома" против импортеров и рядовых украинцев путем введения утилизационного сбора.

Более того, по сообщениям прессы украинские автомобилестроители ведут переговоры о покупке патентов на снятые с производства модели. Так что украинцам, в случае принятия утилизационного сбора и исчезновения импорта, предложат еще какую-нибудь устаревшую модель машины.

Однако планам "Укравтопрома" относительно сверхприбылей и увеличения производства вряд ли суждено сбыться. Да, иномарки, официально ввозимые в Украину официальными импортерами, подорожают, но это не значит, что подорожают автомобили, ввозимые в Украину неофициально.

Сегодня есть 12 неофициальных схем импорта машин в Украину. Пробелы в законодательстве позволяют ввозить их без налогов или с их частичной уплатой.

При пошлине 10% эти схемы используются неактивно: проще уплатить налог и спокойно спать, чем платить взятки контролирующим органам. В случае же введения сбора контрабанда и безналоговый ввоз обретут второе дыхание.

При этом украинские граждане, которые будут использовать схемы ввоза авто в Украину без налогов или с их частичной уплатой, будут абсолютно правы, как был прав и российский историк Карамзин, заявив: "Тупость и жестокость российских законов компенсируется их полным игнорированием россиянами".

Каждый может зайти на сайт mobile.de и увидеть, что в Германии можно купить девятилетний БМВ или Ауди без пробега по украинским дорогам за 3-4 тыс евро.

То есть европейцы, зарабатывая в десять раз больше, чем украинцы, могут свободно приобрести автомобиль в два раза качественнее, чем некоторые новые авто украинского производства, и втрое дешевле.

Считаю, что украинцы должны иметь право ввезти для себя подержанный автомобиль из Европы, уплатив небольшой налог, например 10%. Также я считаю, что грабительский акцизный сбор для подержанных и новых авто необходимо отменить, а утилизационный сбор - не вводить.

В противном случае я признаю право украинцев ввозить подержанные авто без уплаты налогов - не нарушая украинское законодательство, а используя пробелы в нем, например, Стамбульскую конвенцию о временном ввозе.

Торжественно обещаю, что в случае принятия в Украине грабительского утилизационного сбора, опубликую для свободного использования автолюбителями ликбез - подробное описание схем безналогового или с частичной уплатой налогов ввоза авто в Украину, без нарушения закона.

"Если вы считаете, что нам платите, - считайте, что мы работаем". Украинцы вправе ездить на тех авто, на которых хотят, и право выбора никому не отнять.

Фото: ukrautoprom.com.ua

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.