Українська правда

Німецьке суднобудування у кризі

Робітники теж хочуть мати право голосу у виборі нового господаря. Головне, щоб зміна власника не відбувалася за їх рахунок. (Рос.)

Спад мировой торговли привел к сокращению морских грузоперевозок и спросу на новые корабли.

Однако трудности немецких судостроителей объясняются не только такими объективными причинами.

У верфи P+S из Штральзунда на балтийском побережье ФРГ нет недостатка в заказах. В списках - четыре парома, пять ледоколов и плавучий кран. Правда, сойдут ли когда-либо эти суда со стапелей, неизвестно.

Верфь, имеющая мощности в Штральзунде и Вольгасте, - банкрот. В августе руководство подало ходатайство об открытии конкурсного производства.

Если пройтись по территории верфи в Штральзунде, то, на первый взгляд, кажется, будто все в порядке. Между цехами снуют рабочие в желтых касках и синих фирменных спецовках. Правда, из-за начавшейся процедуры банкротства часть персонала вынуждена отгуливать накопившиеся сверхурочные часы.

Денег на их оплату у верфи нет, за август с ними рассчитались за счет средств, предоставленных биржей труда.

Все завязано на верфь

Через руки Марио Рассера проходят едва ли не все детали строящихся судов. На верфи работали и его отец, и дед. Ничего особенного, поясняет 26-летний судостроитель, такова традиция, весь Штральзунд завязан на верфь.

Рассер работает в отделе транспорта и логистики, следит за тем, чтобы каждый получал все необходимое для работы, причем в нужное время и в нужном месте.

Оба парома - "Берлин" и "Копенгаген" - стоят еще недостроенные у пирса. Заказавшая их пароходная компания Scandlines собиралась задействовать их на маршруте между немецким Ростоком и Гедзером в Дании еще минувшим летом.

Задержки при строительстве судов привели к финансовым трудностям верфи P+S, логическим следствием которых стало банкротство.

Проблема не в людях

Финансовые затруднения верфь P+S начала испытывать уже несколько лет назад. Проблемы не в последнюю очередь доморощенные.

Слишком долго верфь делала ставку на классические контейнеровозы, а затем, сломя голову, переориентировалась на строительство специальных судов.

В мае 2012 года федеральные и земельные власти согласились выделить государственные дотации на программу модернизации мощностей. Когда же стало известно, что эта программа обойдется значительно дороже, чем ожидалось, выплата помощи в размере 152 млн евро была остановлена.

Фото stralsund-city.de

"Они могут строить любые суда, проблема не в людях", - считает Гидо Фрешке из Профсоюза металлистов. Он - представитель рабочих в конкурсной комиссии.

Недавно за закрытыми дверями здесь обсуждали ход процедуры банкротства и делились мнениями о потенциальных инвесторах. Заодно и кредиторы - заказчики, банки, субподрядчики, казначеи федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания огласили свои финансовые претензии к верфи.

Рабочие тоже хотят иметь право голоса в выборе нового хозяина предприятия.

Главное, чтобы смена собственника не происходила за их счет. По словам Фрешке, в последние три года они и без того во имя сохранения рабочих мест и перспектив жертвовали рождественскими премиями, отпускными пособиями и половиной оговоренной прибавки к зарплатам.

Однако безболезненное решение вряд ли возможно. Оборот судостроения в Мекленбурге - Передней Померании в 2008-2010 годах сократился вдвое, соответственно уменьшилось и число занятых в этой сфере.

Спад мировой торговли напрямую сказывается на морских грузоперевозках, поясняет Бьерн Свинарски из Торгово-промышленной палаты в Ростоке.

По его данным, в этой федеральной земле в судостроении занято 12 тыс человек. Десять лет назад их было 40 тыс. И хотя со временем оборот в производстве продуктов питания на северо-востоке Германии стал больше, чем в судостроении, оно по-прежнему остается здесь системообразующей отраслью экономики.

"Судостроение в этой федеральной земле глубоко укоренилось и продолжает вносить значительный вклад в производство местного ВВП", - заявил Свинарски.

Без помощи государства

Такие слова - бальзам на душу судостроителей в Вольгасте и Штральзунде. И не только для них. На мель рискует сесть целая отрасль немецкой экономики. Из-за спада мировой торговли образовались большие излишки мощностей по перевозке товаров морским путем, что привело к снижению цен на такие услуги.

Банки в свою очередь перестают финансировать судостроение, у пароходных компаний не хватает денег на инвестиции, сокращается спрос на новые корабли, аннулируются уже розданные верфям заказы.

Фото nordkurier.de

Немецкие верфи и без того находятся в условиях жесткой конкуренции с азиатскими, получающими щедрые государственные субсидии.

На помощь же от правительства ФРГ немецкие судостроители рассчитывать не могут. Федеральное министерство экономики о государственной программе содействия отечественному судостроению и слышать не хочет.

Тем не менее, вопреки мнениям о предстоящем "умирании верфей" и "кризисе немецкого судостроения", Рассер верит в будущее. "Побережье невозможно представить без верфей, кораблей и людей, которые их строят", - говорит он.

Оригінал публікації: Deutsche Welle

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.