Українська правда

Боятись закону не слід

Острах щодо встановлення лімітів на готівкові операції передчасний. Навіть у разі їх введення встановити контроль за готівковими операціями буде неможливо. (Рос.)

Под видом развития безналичных расчетов в государстве пытаются создать частного монополиста, получающего процент с каждой покупки в Украине.

Так, на днях Верховная рада изменила некоторые законы относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов.

К сожалению, в последнее время каждый законопроект, принимаемый парламентом, кроме положительных новаций, содержит все больше коррупционных элементов и привилегий для отдельных участников рынка.

А вместо дерегуляции предпринимательской деятельности - еще больше зарегулированности и увеличения расходов бизнеса на содержание чиновников. Все это коснулось и принятого акта.

Цель документа - создание благоприятных условий деятельности банков, членов платежных систем, формирование независимых от курсовой нестабильности иностранных валют и тарифной политики платежных организаций-нерезидентов схем расчетов и операционных правил по внутригосударственным операциям.

То есть фактически стать менее зависимыми от иностранных платежных систем и их тарифной политики, а также уменьшить валютные затраты банков путем перехода на оплату услуг платежных организаций в гривне и повышение качества услуг, предоставляемых банкам и гражданам Украины платежными системами.

Однако для достижения таких светлых целей предлагается обязать компании обеспечить возможность расчета за проданные товары с использованием не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

После вступления закона в силу предпринимателей обяжут за свой счет купить соответствующее оборудование и заключить договора, за обслуживание которых им также придется платить из собственного кармана.

Кого имеет в виду законодатель под многоэмитентной платежной системой, платежной организацией которой является резидент Украины, думаю, мы скоро узнаем. И у меня нет сомнения, что это будет какая-то частная организация.

Предложенный закон полностью состоит из противоречий и неточностей. Одним из казусов документа являются внесения изменений в закон "О государственной налоговой службе в Украине", который уже утратил силу.

В законе также предусмотрено, что защищать права держателей электронных платежных средств будет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. Непонятно, правда, как он будет это делать, ведь речь здесь идет о банковской тайне.

Поднятый же шум относительно контроля над наличными операциями, на мой взгляд, немного преждевременен.

Фото УП

Законопроект вносит несущественные изменения в Гражданский кодекс, в котором и так указано, что предельные суммы расчетов в наличной форме устанавливает Нацбанк.

Однако при этом стоит отметить, что согласно статье 192 этого кодекса законным платежным средством, обязательным к приему по номинальной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины - гривна.

При этом закон о Нацбанке говорит, что гривна является единственным законным платежным средством на территории Украины, принимается всеми физическими и юридическими лицами без ограничений на всей территории Украины по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для переводов.

Поэтому переживать относительно установления лимитов на наличные операции не стоит. Даже в случае их введения установить контроль над наличными операциями будет невозможно. Пока будут наличные - всегда будет возможность обойти запрет.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.