Українська правда

Як отримати компенсацію за поганий бензин

Більшість заперечень АЗС побудовані на тому, що у позивача немає доказів того, що на дослідження потрапив саме куплений у них бензин. Ще один варіант - що в баку автомобіля, крім заправленого, знаходився інший бензин невідомого походження. Якщо вчасно не подбати про спростування таких заперечень, суперечку можна програти (рос.)

Плохое качество проданных товаров или недобросовестное отношение к клиентам или заказчикам - не редкость во всех сферах торговли. Не является исключением и торговля топливом в розничных сетях АЗС.

В этой связи возникает много споров, в том числе судебных. Конечно, не каждый клиент АЗС, заподозривший, что поломка его автомобиля вызвана некачественным топливом, обращается в суд. Но в последнее время такие случаи перестали быть исключением. А если говорить о владельцах дорогих или новых автомобилей, которым может быть причинен ощутимый ущерб, то недобросовестным продавцам грозят серьезные судебные разбирательства и крупные выплаты.

Судебная практика свидетельствует о том, что вполне реально получить возмещение. Причем, не только на сумму приобретенного некачественного бензина, но и на сумму ремонта поврежденного автомобиля. Иногда даже удается получить компенсацию причиненного морального вреда.

Такие споры рассматриваются судами на основании законодательства о защите прав потребителя.

Но, как и в любых судебных спорах, для успешного исхода заявителю необходимо доказать ряд фактов. Например, факт покупки бензина на АЗС должен быть подтвержден фискальным или кассовым чеком. Факт поломки автомобиля – заключением, составленным специализированной СТО. В таком заключении должен быть указан характер поломки и ее причина – например, некачественный бензин с примесями. Стоимость необходимого или проведенного ремонта также подтверждается документально.

Самым сложным моментом доказывания является надлежащий отбор проб бензина из топливного бака автомобиля. Его необходимо исследовать в аккредитованной лаборатории, которая может установить, что бензин не соответствует ГОСТу. Также нужны доказательства того, что на исследование предоставлен именно бензин, приобретенный на АЗС, к которой предъявлен иск.

Защита, которую выстраивают АЗС, понятна. Большинство их возражений построены на том, что у истца нет доказательств того, что на исследование предоставлен именно купленный у них бензин. Еще один вариант - что в баке автомобиля, кроме заправленного, находился другой бензин неизвестного происхождения. Если вовремя не позаботиться об опровержении таких возражений, спор можно проиграть.

Так, в одном из случаев Керченский городской суд принял во внимание доводы АЗС о том, что при отборе проб бензина не принимал участие представитель АЗС. При этом качество бензина было подтверждено соответствующими сертификатами, а претензий от других потребителей к АЗС не было.

Более продуманно к спору подошел истец, дело которого рассматривал один из судов Харькова. Он смог опровергнуть возражения АЗС о недоказанности приобретения у них некачественного бензина.

Сразу после аварийной остановки автомобиля потерпевший немедленно вызвал дорожную службу МВД, которая и зафиксировала поломку машины и ее транспортировку на СТО. После обследования автомобиля специалистами СТО, сотрудник дорожной службы произвел отбор проб бензина из бака, и отправил их в специализированную лабораторию. Потерпевший также обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления, что позволило провести более тщательную проверку.

Кроме того, истец сумел доказать, что ему причинен моральный вред.

Как итог, суд в полном объеме удовлетворены заявленные требования. С предприятия, которому принадлежала АЗС, взыскали сумму диагностирования и ремонта автомобиля, стоимость оплаченного бензина и 3000 грн для возмещения морального вреда.

Интересным также является одно из решений Апелляционного суда Киева. Суд принял решение в пользу истца. Он признал, что доказательств достаточно, если сама СТО отобрала пробы бензина из бака машины, а после этого запломбировала пробы и отослала их в лабораторию.

Подытоживая, можно рекомендовать потребителям внимательно отнестись к сбору доказательств перед подачей иска. Придерживаясь основных рекомендаций, можно привлечь недобросовестных продавцов к ответственности.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.