Рада заборонила фіктивні банкрутства

Четвер, 22 грудня 2011, 21:53
Цей закон знімає мораторій на примусову реалізацію майна державних підприємств, які перебувають у стані банкрутства. Отже, він відкриває прямий шлях до виведення активів державних компаній через механізм банкрутства.
Народний депутат України, член Комітету Верховної Ради з питань правосуддя, глава підкомітету з питань правосуддя і статусу суддів. Заслужений юрист України.

До редакції "Економічної правди" надійшла колонка від одного з депутатів, які опікувалисьновим законом "Про банкрутство". Як відомо, сьогодні цей закон був прийнятий парламентом у другому читанні. Ми публікуємо колонку пана Дмитра Шпенова, але вважаємо за необхідне зробити одну ремарку.

Цей закон знімає мораторій на примусову реалізацію майна державних підприємств, які перебувають у стані банкрутства. Отже, він відкриває прямий шлях до виведення активів державних компаній через механізм банкрутства.

Це є дивним, тому що закон розроблявся разом з Кабінетом міністрів, який має захищати державне майно від розкрадання, навіть у такий начебто законний спосіб. Попередню спробу зняти мораторій зробили депутати Полунєєв, Аржевітін та Воропаєв у законопроекті №3795. Але той документ згодом ветував Віктор Янукович. Цікаво, яким буде рішення президента щодо цього закону?

Економічна правда

......................................

Сегодня Верховная Рада приняла во втором чтении проект нового закона о банкротстве. В парламенте он зарегистрирован под номером 8531. Его полное название - «Проект Закону про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом».

Пресса не уделила особого внимания рассмотрению этого законопроекта, между тем, он является одной из достаточно важных составляющих для ведения бизнеса в стране. Если закон будет одобрен Президентом Украины и вступит в силу, принципы проведения процедуры банкротства значительно изменятся в более цивилизованную сторону.

Будут установлены четкие сроки для всех, обращаю ваше внимание именно на эту формулировку, этапов процедуры банкротства. Исчезнут лазейки в законодательстве, позволявшие затягивать процесс банкротства, проводить фиктивные банкротства, захват госпредприятий, существенно повысится ответственность арбитражных управляющих.

Все, кто хоть раз сталкивался с процедурой банкротства в нашей стране, знают, насколько это сложный, болезненный и затратный процесс. Для тех же, кто «не в теме», приведу лишь несколько цифр.

Согласно данным Мирового банка и Мировой финансовой корпорации, Украина занимает 158 место из 183 по индикатору «закрытие бизнеса». В среднем процедура банкротства в нашей стране длится около 3 лет, а финансовые траты на производство в деле о банкротстве составляют почти половину от стоимости имущества (если быть точным – 42%)!

Среди стран нашего региона (Восточная Европа и Центральная Азия) Украина по показателю «закрытие бизнеса» находится на предпоследнем месте, опережая только Албанию. К примеру, в соседней России процедура банкротства в среднем занимает 2 года, а финансовые траты – 9%, в Литве – 1,5 года и 7% соответственно.

И дело далеко не только в сроках. История независимой Украины изобилует случаями, когда процедура банкротства использовалась с откровенно коррупционными целями. Например, распространено фиктивное банкротство госпредприятий, запрещенных к приватизации. В новом законе выписана специальная процедура банкротства госактивов, благодаря которой такая практика будет невозможна.

Также невозможной станет продажа имущества обанкротившихся предприятий по заниженным ценам. Согласно новой редакции закона о банкротстве, активы будут продаваться на аукционах (в том числе, путем торгов через интернет), что позволит создать большую конкуренцию и продать имущество должника по наивысшей цене.

Средства кредиторам будут возвращаться деньгами, полученными от проведения таких аукционов, а не имуществом предприятий, что позволит избежать случаев фиктивного банкротства с целью захвата активов предприятия.

Устранен целый ряд лазеек в законодательстве, которые позволяли недобросовестным должникам годами избегать выплаты обязательств, сохраняя контроль над предприятием.

Отдельный вопрос - низкая квалификация арбитражных управляющих. Об этом свидетельствует тот факт, что абсолютное большинство дел о банкротстве заканчивается ликвидацией банкрота. Хотя на практике при эффективной работе управляющего шансы на то, что предприятие сможет стать на ноги, «оздоровиться» и рассчитаться с кредиторами, достаточно высоки.

Новый закон предполагает, что допуск к профессии арбитражного управляющего будет проводиться исключительно через систему независимого автоматизированного тестирования и контроль за их деятельностью будет существенно усилен.

К сожалению, депутаты не учли важную поправку, которая предусматривает возможность, чтобы арбитражными управляющими могли быть не только физические, но и юридические лица. Это помогло бы действовать более эффективно в особо сложных случаях (например, при банкротстве крупных промышленных предприятий).

К таким юрлицам должны выдвигаться особые, повышенные требования. В их штате должна находиться большая группа специалистов, в том числе, специалист, имеющий значительный стаж работы на руководящей должности на промышленном предприятии. Следует отметить, что институт юридических лиц – арбитражных управляющих эффективно действует за рубежом, например, в США.

Новая редакция закона о банкротстве была подготовлена рабочей группой, в которую вошли представители органов государственной власти, авторитетных общественных организаций, а также международных структур, в частности, Мирового банка.

Участие в широком обсуждении законопроекта экспертной среды позволило максимально учесть все пожелания и избежать критики в адрес законопроекта.

Потому причин для того, чтобы сомневаться в подписании законопроекта Президентом я не вижу. Бизнес-среда давно ждала изменений в действующий закон о банкротстве и принятие его новой редакции.