Банки пережили "голодний" вівторок
Окремі банки так "загралися" операціями на валютному ринку, що у них просто зупинилися поточні платежі у гривні. Природно, що вони вийшли на ринок з криком "Беру гривню під будь-які відсотки!". А "будь-які відсотки" як раз близькі до заповітної цифри 100. (Рос.)
В этот вторник банкиры снова начали рассказывать друг другу разные страхи. Гривневый голод привел к тому, что привлечь межбанковский кредит в гривне стало ужасной проблемой. Те, у кого деньги были, котировали межбанк под 90% годовых.
По аналогии с "черными" пятницами и понедельниками, этот день можно было назвать "голодным" вторником. Такого дефицита гривны экономика Украины уже давно не испытывала. Остатки на корсчетах во вторник снизились до 9,9 млрд гривен. Чтобы понять, что это значит, отметим один факт – для нормального проведения платежей банковской системе нужно порядка 14 млрд гривен.
Примерно столько денег на корсчетах банков находится сегодня. Но вторник выдался крайне тяжелым.
Последний раз ниже отметки 10 млрд они опускались летом 2006 года, то тогда была совершенно другая ситуация на финансовом рынке.
На 21 ноября 2011 года соотношение остатков средств на корсчетах банков к денежной массе составило всего 1,5%. А еще в начале текущего года этот показатель был 2,7%.
А начале лета 2006 года, когда тоже остатки на корсчетах банков были ниже десяти миллиардов, соотношение этих остатков корсчетах банков и денежной массы было на уровне 4,4%.
Что означает этот показатель? Как известно, банк – это как бы посредник между двумя большими массивами. С одной стороны у него могут быть депозиты и прочие долги на десяток млрд гривен, с другой стороны вложения и кредиты на такую же сумму.
Все это банк реально способен обслуживать при помощи всего 1-2 млрд гривен наличных и безналичных денег. Этого будет хватать, чтобы проводить платежи и даже выдавать некоторые кредиты.
Но если "живых" денег становится слишком мало, то обслуживать огромные массивы становится невероятно сложно, и ему нужно где-то одолжить "живую" гривну – сколько бы она ни стоила. Примерно так и произошло во вторник.
На данный момент, соотношение остатков средств на корсчетах банков к денежной массе находится на самом низком уровне за всю историю банковской системы Украины. Только в самые критические дни кризисов она испытывала такой большой дефицит гривны. Поэтому не удивительно, что отдельные банки на межбанковском рынке предлагали кредиты "на ночь" по ставке близкой к 90% годовых. Для нашего рынка, это "фантастические проценты".
Естественно, такие проценты не возникли на ровном месте. Отдельные банки так "заигрались" операциями на валютном рынке, что у них просто остановились текущие платежи в гривне. Естественно, что они вышли на рынокм с криком "Беру гривну под любые проценты!". А "любые проценты" как раз близки к заветной цифре 100.
У паники глаза всегда велики. Но стоит отметить, что в этот раз панические настроения охватили только несколько небольших банков, остальные более спокойное переносили "гривневый голод". Поэтому большая часть межбанковских кредитов заключалась по ставкам 30-35% годовых.
А как только НБУ частично насытил банковскую систему гривной через рефинансирование и покупку валюты, ставки начали снижаться до 20-25%.
Отсутствие гривны снизило давление на курс гривны к доллару. Еще 17 ноября 2011 года средний курс доллара на межбанковском рынке составлял почти 8,02 гривны. Уже в "голодный" вторник 22 ноября он упал ниже 8 гривен.
Но как только 23 ноября количество гривны в банковском секторе увеличилось на 3 млрд гривен, курс доллара опять начал расти, и уже превысил 8,015 гривны.
Хоти мы того или нет, на украинском финансовом рынке существует прямая зависимость между количеством гривны у банков и курсом доллара. Уменьшаем количество гривны - растут до небывалых высот ставки по межбанковским кредитам – падает курс - начинает давать сбой движение средств между банками. Насыщаем рынок гривной - растет курс доллара. И эту закономерность невозможно устранить. Во всяком случае, на данном этапе.
Значит ли это, что "голод" окончился? Вовсе нет. Что же может произойти дальше?
Первый вариант. С 30 ноября 2011 года банки получают возможность частично (до 30% суммы обязательных резервов) не хранить на счете НБУ. Это позволит увеличить остатки средств на корсчетах банков на 3-4 млрд гривен. Это сумма небольшая, но сейчас очень важная для стабилизации работы банковского сектора.
Но останется проблема спроса на валюту. Кроме повышенного спроса со стороны населения на валюту, остается открытой проблема поиска валюты для расчетов с Россией за газ и погашения долгов и выплаты процентов перед нерезидентами до конца года. А еще не стоит забывать и о росте спроса на валюту со стороны импортеров в конце года.
Итого, Нацбанку придется или продавать валюту из своих резервов, или позволить девальвировать гривне хотя бы до 8,03-8,05 гривны.
Второй вариант. Банки начинают продавать валюту со своих счетов. Это, прежде всего валюта, которую они получили в виде валютных депозитов от населения. НБУ может эту валюту выкупать и перенаправлять на покупку импортного газа и расчеты с зарубежными должниками.
При этом НБУ будет за счет выкупа валюты насыщать рынок гривной, и стоимость гривны на рынке будет снижаться. Фактически можно будет за счет валюты населения рассчитаться по всем текущим валютным долгам, как бизнеса, так и государства, и еще закупить вдоволь импортных товаров.
Правда, при этом банки будут вынуждены взять на себя все валютные риски по валютным депозитам. Другими словами, если курс доллара в следующем году вырасти до 9 гривен и больше, то для банков текущие валютные депозиты станут тяжелой ношей, так как для возврата депозитов банкам придется покупать очень дорогую валюту и тем самым создавать себе большие убытки.
Третий вариант. МВФ, Россия, Китая или еще другая структура предоставит Украине валютные кредиты – желательно, в несколько миллиардов долларов. Это позволит НБУ чувствовать себя свободнее в конце года. В этом случае, будет проще, и осуществлять интервенции на межбанковском валютном рынке и удовлетворять спрос на валюту со стороны всех желающих.
Безувловно, есть даже четвертый вариант. Можно не выбирать ни один из выше перечисленных путей, а взять паузу и посмотреть, чем все закончится. Выжидание также в духе НБУ, и оно может быть даже не самым плохим вариантом. Ведь, в конце концов, "голодный" вторник прошел, и никто не умер.