Українська правда

Скупий платить двічі

7 червня 2010, 18:18

Произошедшая 22 апреля авария на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon на шельфе Мексиканского залива унесла жизни 11 человек, нарушила экологическое равновесие региона и принесла значительный ущерб владельцам компании British Petrolium - заказчику этого неудавшегося бурения.

Уже более месяца не удается остановить утечку нефти. Однако, учитывая возможные последствия для BP, котировки акций компании остаются на весьма высоких уровнях, потеряв всего 30% от прежних уровней.

Возникает вопрос: почему при стопроцентном свободном обращении акций компании желающих продать эти бумаги оказалось относительно немного? И еще: как могут развиваться события, и как при этом поведут себя котировки?

Не более чем за месяц до катастрофы на шельфе в Мексиканском заливе, в целях сокращения импорта углеводородов, президент США Барак Обама снял запрет на подводное бурение у берегов Аляски.

После аварии взгляды первого лица США кардинально изменились. Сегодня мораторий на шельфовое бурение установлен на ближайшие шесть месяцев.

И это неудивительно. Недовольство населения растет, невозможность справиться с повреждением скважины и распространяющиеся нефтяные пятна вынуждают руководство отказываться даже от самых выгодных и перспективных проектов.

По заявлению руководства BP, причиной аварии явилось стечение обстоятельств. Из-за одного грубого нарушения и множества мелких просчетов после 36-часового пожара нефтедобывающая платформа взорвалась.

Похожее мнение и у министра внутренних дел США. Он заявил, что компания BP и ее партнеры допустили "очень крупные ошибки".

Другие эксперты возлагают вину за катастрофу на администрацию Джорджа Буша-младшего, члены которой, лоббируя интересы нефтяников, не обязали фирмы устанавливать специальное оборудование. По мнению королей "черного золота", оснастка оказалась слишком дорогой - 0,5 миллиона долларов.

Компания BP сэкономила полмиллиона долларов, но сколько стоит эта "экономия" сегодня? Бесценные жизни 11 человек, невосполнимый вред экологии и деловой репутации компании, запрет на разработку шельфа - далеко не все убытки.

Это еще и упущенная выручка от продажи нефти, которая вытекла. По оценкам самой компании, в сутки из скважины вытекает около 16 тысяч баррелей сырья.

Сейчас нефть стоит 80 долларов за баррель, значит, убыток превысил 50 миллионов долларов. А сколько еще "утечет" денег до ликвидации аварии?

К убыткам также следует отнести и штрафы. По законам о "Чистой воде" и "Нефтяном загрязнении", компания должна будет уплатить 1 100 долларов за каждый баррель, вытекший в залив из поврежденной скважины. В сумме - 740 миллионов долларов. И это опять-таки очевидный убыток только на сегодня.

Наконец, компания уже потратила 450 миллионов долларов на очистку берега и выплаты за причиненный урон. По оценкам агентства Fitch, ликвидация последствий аварии может обойтись в 2-3 миллиарда долларов. Таким образом, общие убытки составляют внушительную сумму - 7,5 миллиардов долларов.

Вот во что превратилась экономия полмиллиона долларов.

Прибыль компании за 2009 год составила 16,6 миллиарда долларов. Значит, полученная оценочная сумма дополнительных убытков составляет 45% от прошлогодней прибыли. Почему же котировки акций упали всего на 30%?

Дело в том, что участники рынка дисконтируют денежные потоки за относительно большое количество лет в будущем. Таким образом, сейчас котировки акций BP находятся на уровнях, предполагающих наихудший вариант развития событий.

Поэтому сегодня мы бы не советовали открывать короткую позицию, в отличие от той ситуации, которая сложилась сразу после выхода новостей об аварии. Сегодня в цене уже заложены все максимально возможные неблагоприятные последствия этого события.

В отсутствие дальнейших негативных подробностей, сейчас есть все предпосылки для роста. Большинство экспертов сходятся во мнении, что  сейчас самый удачный момент для покупки на локальном минимуме.

 

В любом случае, не стоит повторять чужие ошибки. Пренебрегая рисками в целях экономии, можно потерпеть значительные убытки.