Тимошенко та Ахметов: союз непорушний?
Поки що все виглядає так, начебто рішення Тимошенко пустити Ахметова на "Дніпроенерго" - це не більше, ніж примирливий презент, який ні до чого не зобов'язує.
Появление в "Инвестгазете" интервью Олега Попова, гендиректора Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ), вполне можно считать программным заявлением самого Рината Ахметова, основного владельца компании: бизнесмен вплотную подошел к получению полного контроля над энергетическим гигантом "Днепроэнерго".
Хотя Попов выразил сомнение в проведении какой бы то ни было приватизации, в его словах читается некая уверенность в том, что основной пакет акций "Днепроэнерго" вполне может быть продан.
"Если госпакет этого предприятия будет выставлен на продажу и условия нас устроят, то мы будем участвовать в конкурсе", - сказал Попов.
Конечно, менеджер Ахметова рассуждает о вероятности приватизации, употребляя слово "если". Но ведь СКМ после долгих и упорных попыток получить нынешние 47% акций неожиданно для многих таки добилась своего в марте этого года.
Почему бы теперь Ахметову так же скоро и неожиданно не получить под контроль еще одну часть госсобственности?
Как известно, сейчас государство владеет 50%+1 акция "Днепроэнерго". И продавать компанию пока вроде бы никому публично не обещало. Хотя желающих контролировать самое крупное энергетическое предприятие Украины хватает.
"Мы готовы продолжать инвестировать в "Днепрэнерго", - пообещал Попов. Он также отметил, что сейчас иностранные инвесторы не стремятся вкладывать в украинские активы, а отечественные попросту не имеют денег, чтобы совершить столь значительную сделку.
Впрочем, складывается впечатление, что у отечественного бизнеса нет денег только для Украины. Например, та же СКМ еще месяц назад закрыла сделку по приобретению 100% американской United Coal Company, добывающей 5 миллионов тонн угля в год в Аппалачском угольном бассейне США.
Аналитики оценили контракт в 0,9-1,4 миллиарда долларов. Покупка прошла исключительно за денежные средства, обмен акциями не производился, подчеркивали тогда в ДТЭК, энергетическом подразделении холдинга Ахметова.
Для сравнения, 47,46-процентный пакет "Днепрэнерго", который Ахметов получил в 2007 году с благословления правительства Януковича, и который в марте 2009 года закрепила в его собственности Юлия Тимошенко, обошелся донецкому предпринимателю всего в 200 миллионов долларов.
В то же время еще один претендент на крупнейшую энергогенерирующую компанию Украины Игорь Коломойский оценил стоимость 40% акций этого предприятия в 1,2 миллиарда долларов.
То, что Ахметов имеет деньги, не вызывает сомнений. Но они не решают все даже в Украине. Так почему же премьер-министр Юлия Тимошенко пустила на предприятие менеджмент Ахметова? И самое главное, в обмен на что?
Не менее интересно, как долго будет существовать кооперация между Тимошенко и Ахметовым. Все признаки говорят о том, что недолго.
Сейчас, когда вспоминают реприватизацию меткомбината "Криворожсталь", чаще всего называют "жертвой" Виктора Пинчука. Президент Виктор Ющенко во время предвыборной гонки намекал на нечестную продажу завода зятю Леонида Кучмы.
Тимошенко тоже жаждала отобрать у Пинчука то, что он получил в собственность сомнительным, по мнению премьера, способом. В одном из своих интервью Тимошенко открытым текстом назвала Пинчука вором. Но, как известно, тот купил "Криворожсталь" не сам, а в складчину с Ахметовым. Соответственно, реприватизация меткомбината коснулась обоих бизнесменов.
Чтобы подобного не случилось в будущем, нужен очень прочный фундамент для дружеских отношений. И таким фундаментом, безусловно, можно считать политику. Однако нет более хрупкой основы, чем политическая.
"Чейндж" между Тимошенко и Ахметовым выглядит просто: "Днепроэнерго" в обмен на лояльность к БЮТ со стороны той части Партии регионов, на которую влияет Ахметов и которая работает в тесной связке с так называемой группой Клюева.
Но есть одна существенная проблема: регионалы настаивают на проведении досрочных президентских и парламентских выборов.
Идея внеочередного голосования может быть воспринята электоратом, уставшим от Ющенко. Более того, президенту она тоже по душе. Конечно, вряд ли он захочет покинуть свой пост раньше срока, но переизбрать Раду в очередной раз - не откажется. А если перевыборы ударят по БЮТ, то тем более. И только Тимошенко не хочет досрочного голосования.
Разное отношение к досрочным выборам создает для премьера и Ахметова трудности в вопросе "Днепроэнерго", потому что сколько бы госсобственности не было отдано олигархам из "регионов", сама Партия Регионов ни при каких обстоятельствах не запоет одну песню с БЮТ.
Такой шаг означал бы для партии Виктора Януковича и для него лично политическое самоубийство. Сотрудничество с Юлией Тимошенко не может быть воспринято восточно-украинским электоратом иначе, чем предательство собственных интересов.
К тому же, лидеры и БЮТ, и ПР давно стремятся заполучить президентское кресло, и ни один из них не выказывает готовность поступиться амбициями в угоду интересам Ахметова.
Следовательно, "Днепроэнерго" как оказалось в управлении Ахметова благодаря Тимошенко, так может и выйти из-под его контроля. Как было с "Криворожсталью".
И в вопросе "Днепроэнерго", и в вопросе внеочередных выборов все гадают, кто первым - Тимошенко или Ахметов - выйдет из образовавшегося неестественного союза. Пока же все выглядит так, словно решение Тимошенко пустить Ахметова в "Днепроэнерго" - это не более чем примирительный, и к тому же ни к чему не обязывающий презент.
Тем временем, еще живы в памяти истории крушения других союзов между Тимошенко и партнерами. Последний громкий развод, когда казалось, что "брак по контракту" незыблем, состоялся в марте 2009 года.
Валерий Хорошковский, владелец телеканала "Интер", перейдя из СНБО на работу в правительство на должность главы Гостаможслужбы, сначала получал от Тимошенко исключительно благодарности.
Однако как только премьер подошла вплотную к реализации давней мечты - изгнанию с газового рынка Дмитрия Фирташа, которого связывают с тем же "Интером", Хорошковский был "депортирован" из правительства.
Тимошенко не пожалела эпитетов для бывшего члена своего кабинета, которого вскоре после отставки подвергли унизительной процедуре личного досмотра в аэропорту "Борисполь".
Другой пример - ситуация вокруг приватизации "Турбоатома".
Коммунисты, финансируемые российским предпринимателем Константином Григоришиным, на протяжении последнего года не раз выручали БЮТ во время ключевых голосований. И все ради мистического обещания приватизации "Турбоатома" в интересах Григоришина, однако воз и ныне там.
Значит, даже самый честный в мире конкурс по продаже госпакета "Днепроэнерго", о котором говорил Попов, это по-прежнему не гарантия соблюдения договоренностей любой стороной.