Нерухомість уже продається за півціни, земля – за 30% вартості
Зростання цін прогнозують тільки банкіри і ріелтори.
Застройщики, банкиры и риэлторы врут, пугая ростом цен на жилье. Недвижимость уже продается со скидкой 30-50%, и остановить обвал невозможно.
Их можно понять: никто не хочет терять деньги. Поэтому вся эта компания усиленно "заливает" СМИ прогнозами, что цены не только не упали, но даже будут расти.
Реальность такова. Если вы хотите купить квартиру, можете смело открывать газету и делить все цены пополам. Там обозначены индикативные уровни, которые уже давно реально не выдерживаются. Если у вас есть вся сумма, и вы готовы ее заплатить быстро, можете смело выбивать скидку - не только на "вторичке", но и на "первичке", и даже по коттеджам. Возможно, это будут не 50%, но 30-40% вам уже "сбросят".
Ужас случился буквально за последний месяц. Еще в июле я говорил с другом из Харькова. Он работал коммерческим директором в самой крупной местной строительной компании. Уже тогда Саша рассказывал, что нет ни покупателей, ни кредитных денег на достройку проектов. Причем такая ситуация была по всему Харькову. Но надежда еще оставалась.
"Мы еще продержимся на своих деньгах до конца года. А застройщики поменьше уже предлагают скидку 10-20% - лишь бы брали. Но и на этих условиях буквально две-три квартиры в месяц уходят", - рассказывал он.
На прошлой неделе мы говорили опять. Надежды уже нет. Саша месяц как уволился - компания перестала платить зарплаты даже "топам". Квартиры не продаются вообще, даже со скидками. Те люди, у которых есть деньги, просто ждут, когда все обвалится окончательно.
В строительных фирмах Харькова - тотальные увольнения. В местных центрах занятости - очереди в сотни человек со строительными специальностями: штукатуры, маляры, прорабы. Недвижимость в городе не просто замерла - она "легла". Единственный живой сегмент - аренда офисов.
Я начал наводить справки в Киеве. Оказалось, что прошел всего один месяц финансового кризиса, а ситуация в сфере столичной недвижимости также изменилась в корне.
Нельзя сказать "ухудшилась", потому что хуже стало только банкам, застройщикам и риэлторам. Кредитные деньги кончились как для строителей, так и для покупателей. А вместе с ними попросту исчез спрос. Ситуация Харькова повторяется, только в намного большем масштабе.
Все еще имеет место парадокс: никто не признает правду. В "Авизо" и на сайтах агентств недвижимости цены держатся на стабильном уровне.
А отовсюду звучат прогнозы о том, что в следующем году квартиры подорожают на 3-5%. Тем, кто еще хочет успеть купить квартиру по дешевке, рекомендуют из последних сил напрячься и покупать сейчас. Значит, нет никакого падения цен?
Единственное "но". Вы посмотрите, кто дает комментарии в прессе. Обратите внимание, кого привлекают журналисты в качестве экспертов рынка. Это банкиры, строители и агенты по недвижимости.
А теперь задайте себе резонный вопрос: заинтересованы ли эти люди в том, чтобы все узнали, сколько реально стоит недвижимость?
ЗЕМЛЯ СТАЛА НЕЛИКВИДОМ
Аналогичная ситуация - с землей, разве что комментариев по ней почти никто не дает. Наверное, потому, что гектары скупались по "левым" схемам.
В основном, земля покупалась в расчете перепродать. Перед глазами стояли три группы покупателей. Первая - строители, которые рано или поздно землю купят и построят на ней коттеджные городки. Вторая - аграрные бароны. Считается, что в сельское хозяйство придут большие деньги (возможно, иностранные), и этим людям будет нужна земля. Третья - некие богатые люди, которые попросту захотят жить в огромных угодьях.
В расчете на будущую перепродажу земли скупалась. В наибольшей безопасности были те, кто договаривался с местными советами и изначально приобретали у селян гектары за небольшие деньги. Эти люди рано или поздно продавали земли другим - зажиточным украинцам или компаниям.
Например, очень многие топ-менеджеры зарабатывали деньги на основном месте работы и вкладывали их в землю. Аналогично поступали огромные корпорации. Они продавали свою продукцию, а почти всю выручку направляли на скупку гектаров.
Сейчас и те, и другие оказались с неликвидом на руках. Внутри Украины внезапно исчезли желающие купить землю. Строители не могут распродать дома в готовых коттеджных городках, а в сельское хозяйство пока никто не вкладывает - несмотря на оптимистичные прогнозы. А с наступлением мирового финансового кризиса исчезла последняя надежда на приход неких иностранцев с миллиардами.
Значит, осталось сидеть пару лет, и ждать, пока на землю появятся покупатели.
Гораздо хуже тем, кто покупал землю в кредит. Сейчас они поставлены перед фактом: еще минимум пару лет на гектары вообще не будет покупателей. Зато все это время придется выплачивать огромные суммы по кредиту. Многие из этих людей рады выйти из вложения почти по себестоимости. То есть, с дисконтом до 70% стоимости наделов.
Естественно, все это - плохой сигнал для правительства. Со снятием моратория на продажу сельхозземель можно уже не спешить - желающие купили их раньше. А официально или нет, не имеет значения. Значит, опоздали.
Хотя в принципе убирать мораторий, безусловно, стоит. Какой в нем смысл?