Ещё раз о национальном налоге
Одни требуют отмены "криминального " НДС, а другие считают налог с оборота очередной "бредовой " идеей. Мы же хотим защитить оба эти инструмента. Их эффективность зависит от конкретного механизма их использования. И лекарство может стать ядом, если пере
Как известно, налоговые поступления складываются из двух основных факторов – ставки налога и базы налогообложения. Когда мы говорим о создании равных условий для бизнеса, то обычно имеем в виду равенство налоговых ставок и отсутствие налоговых льгот. И забываем о базе налогообложения. Но последняя может оказаться весьма субъективным и управляемым фактором. Поэтому, если мы хотим, чтобы четко соблюдались правила игры, мы должны выбрать в качестве базы налогообложения наиболее объективный индикатор, наименее доступный для манипуляции. Таким индикатором, достаточно точно отражающим затраты и результаты работы предприятия является оборот его денежных средств. Все другие показатели, в сравнении с показателями оборота, в том числе прибыль, являются "делом техники ", и зависят, в первую очередь, от менталитета руководства. А когда на рынке появляются фирмы, которые используют схемы "оптимизации " налогов, то конкуренция заставляет многих следовать их примеру или со временем вытесняет с рынка.
Показатели денежного оборота мы можем рассматривать в двух плоскостях: как оборот в формировании затрат, и как оборот в формировании результатов. Речь идет о снятии и поступлении денег на расчетный счет соответственно. При поступлении денег предприятие платит налог, а при снятии получает бюджетное возмещение. Ставку налога делаем количественно выше, чем ставку бюджетного возмещения. Тогда мы получаем инструмент, который нельзя назвать ни налогом на добавленную стоимость, ни налогом с оборота в традиционном понимании. Это некий их симбиоз, который мы называем национальным налогом.
Так получилось, что сегодня в Украине в центре политической полемики оказались эти два налога. Причем, одни требуют отмены "криминального " НДС, а другие считают налог с оборота очередной "бредовой " идеей. Мы же хотим защитить оба эти инструмента. Их эффективность зависит от конкретного механизма их использования. И лекарство может стать ядом, если перепутать его дозу или способ введения в организм.
Возьмем очень банальный вопрос: что такое налог? Большинство понимает налог как некую претензию государства на часть дохода, полученного предприятием. Не последнее место здесь занимает и социальный момент: заработал сам, - поделись с товарищем. Однако эта трактовка справедлива только при фискальных отношениях государства с физическими лицами. В сфере бизнеса - налог надо понимать иначе. Для бизнеса налог – это составная часть издержек производства, такой же, как и другие элементы затрат. Представим на минуту, что государство отменило все налоги с бизнеса. Вы думаете бизнес будет купаться в деньгах? Вовсе нет. Через короткое и даже очень короткое время его доходы (за исключением экспорта) вернутся к старой отметке. Это результат конкуренции. Точно также не надо бояться, что для одних предприятий 2% от оборота – это всего 5% их прибыли, а для других 2% – это почти все 100. Конкуренция скорректирует систему цен и все поставит на свои места.
Поэтому налог для бизнеса – это плата за право работать на территории государства. В этом понимании налог вовсе не обязательно привязывать к какой-либо форме дохода. Вы платите за то, что вы работаете. А что является основным и единственным признаком работы бизнеса? Движение капитала, оборот денежных средств по счетам предприятия.
Поэтому мы предлагаем не спешить называть налог с оборота историческим рудиментом, который тормозит прогресс общественного разделения труда. Такая форма налога с оборота как налог с продаж и сегодня прекрасно существует в Соединенных Штатах Америки и не мешает им развиваться. Все зависит от конкретного механизма.
Как надо использовать налог с оборота?
Во-первых, для любого налога, как говорится, "размер имеет значение ". И если речь идет о единицах и долях процента, как в нашем примере, то это не окажет существенного давления на структуру экономики. Ведь отдаем же мы банку за покупку-продажу валюты, за снятие или перевод наличных иногда до 2% от суммы сделки. И ничего, работаем. Поэтому, если учесть, что введение национального налога исключает неправомерное возмещение НДС и усиливает "головную боль " при работе с "наличкой ", то 1,5 – 2% налога будут приемлемым "отступным " для бизнеса.
Следует особо подчеркнуть, что конкретные числовые значения ставок национального налога, приведенные в статье, не являются "священными ". Ничто не мешает нам установить несколько разных ставок бюджетного возмещения. Например, первую ставу возмещения сделаем на 0,25 единиц ниже налоговой ставки. Это дает нам ставку налога с оборота 0,25 %. Эта ставка будет предназначена только для компаний, которые занимаются финансовой деятельностью. Последняя, как известно, подлежит лицензированию. Получив лицензию, компания получит специальный индекс расчетного счета и сможет работать по самой низкой ставке.
Вторая ставка, например до 1 %, будет предназначена для крупных сборочных производств с развитой кооперацией. Их у нас немного, и установить для них специальную ставку, не представляет проблему. Третья ставка, - по которой будет работать основная масса предприятий, составит 1,5 - 2,0 %. И этих процентов будет достаточно. Потому что национальный налог это не только процент с оборота, но и гарантированный процент от прироста добавленной стоимости, гарантированная уплата НДС при импорте, гарантированный подоходный налог при снятии наличных и гарантированный налог с продаж в сфере розничной торговли.
Откуда налог с продаж? Как отмечалось в статье, введя налоговую ставку на приход наличных на 3-4% выше основной, мы получим более высокую (4,5-6%) ставку налога с оборота в сфере розничной торговли. Фактически мы будем иметь аналог американского налога с продаж. Этот вид налога с оборота можно сделать и более высоким, так как он взимается на заключительной фазе общественного воспроизводства при реализации продукта конечному потребителю. Его величина не окажет отрицательного влияния на структуру общественного разделения труда.
Перейдя на налог с продаж, мы уберем основную налоговую нагрузку с бизнеса и повысим его конкурентоспособность. Основными бюджетообразующими налогами станут прямые и косвенные налоги с населения. И у нас нет иного пути. Нам нужен благоприятный инвестиционный климат в стране, и при этом мы не должны потерять объем государственного бюджета. Или мы будем создавать привилегии только для иностранцев?
Усиление налоговой нагрузки на население, на первый взгляд, кажется антинародной политикой. Но с экономической точки зрения, речь просто идет о том, чтобы стоимость, произведенная в одних отраслях, была реализована в других. В нашем случае - в сфере розничной торговли. Да, мы можем собирать налоги у производителя, но тогда относительная цена продукта будет выше. Мы можем перенести основную налоговую нагрузку на розничную торговлю, и тогда относительная цена продукта станет ниже. Хотя реальная стоимость этого продукта для конечного потребителя останется неизменной.
Перенос основной налоговой нагрузки на сферу розничной торговли повысит конкурентоспособность отечественного производителя на мировом рынке и, как это ни парадоксально, на внутреннем. Ведь отвергая налоги с продаж, мы тем самым относительно завышаем цену отечественной продукции и создаем преимущества импорту. А если учесть, что основная часть розничной торговли у нас на едином налоге и других налогов не платит, то мы сами себя тормозим. Перейдя на налог с продаж, мы обеспечим поступления в бюджет не только с отечественной, но и с импортной продукции. Это, по крайней мере, поставит их в равные конкурентные условия.
А доходы населения надо повышать, только не скачкообразно. И бюджет почувствует себя лучше, если народ станет богаче. С инфляцией же надо бороться не торможением роста зарплаты, а созданием благоприятных условий для свободной конкуренции, чтобы бизнес более быстро реагировал на повышение платежеспособного спроса ростом производства и увеличением запасов. Хотя длительный инфляционный период нам все-таки предстоит пережить. И не только из-за цены на газ. Подъем уровня жизни в стране – это рост стоимости трудовых ресурсов для бизнеса. И чем более динамичны будут реформы, тем выше будет инфляция.
Рост стоимости трудовых ресурсов – это также один из механизмов финансирования экономического роста. Основные деньги в рыночную экономику вкладывают не инвесторы, а конечные потребители, которые своими предпочтениями задают основные направления формирования отраслевой структуры. Задача инвесторов - угадать эти направления и заранее вложить деньги в наращивание мощностей. Поэтому гипертрофированный рост цен, который у нас следует за каждой компанией по повышению заработной платы, помимо прочего, говорит в том, что в продвижении экономических реформ у нас ничего не меняется.
Публикация концепции национального налога вызвала ряд справедливых вопросов. Один из них – как система работает при использовании взаимозачетов и денежных "суррогатов ". На этот вопрос есть вполне определенный ответ: бартер должен быть запрещен. Утверждение, что ни одна из сторон бартерной сделки не имеет и не будет иметь денежных средств для оплаты товара, наивно, если только мы не имеем дело с банкротами. В случае возникновения взаимной задолженности, эта задолженность должна быть погашена оплатой денежных средств на счета сторон, либо оформлением векселей.
Что касается векселя, то наша система допускает его использование как средства платежа. Надо только ввести нотариальное оформление векселя. С одной стороны, это повысит степень его защиты, а с другой - позволит взимать налог (регистрационный сбор) 1,5-2% от суммы векселя. Оформление векселей можно проводить не только в системе нотариата, но и через регистраторов ценных бумаг или создать специальную структуру при региональных отделениях национального банка. Какая из сторон сделки будет плательщиком "вексельного " налога не принципиально. Вопрос будет решаться по договоренности сторон.
Александр Афанасенко |
Что касается бюджетного возмещения, то оно будет иметь место только тогда, когда деньги поступят на расчетный счет продавца векселя. Аналогичный порядок налогообложения может быть применен, когда средствами платежа выступают другие ценные бумаги.
Как уже говорилось выше, наша концепция предусматривает модернизацию НДС. Чтобы похоронить его криминальное прошлое, мы предлагаем объединить во времени момент уплаты налога и момент его бюджетного возмещения. И привязать эти процессы к моменту снятия и поступления денег на расчетный счет. Такое решение компенсирует сумму бюджетного возмещения суммой налогового изъятия и сделает процесс налогообложения принудительно-автоматическим.
Конечно, для этого необходимо установить для всех банков единое операционное время и создать соответствующее программное обеспечение, которое должно быть установлено во всех коммерческих банках страны. По мнению экспертов, с технической точки зрения, эта задача может быть решена. Сложнее обстоит дело с социально-экономическими возможностями её реализации. Скажем честно, - концепция национального налога создавалась не для Украины. Но бурное развитие политических событий в последние месяцы и радикальные идеи об отмене НДС подтолкнули нас к публикации. А раз мы начали разговор, то постараемся его продолжить, пока не иссякнет интерес читателей к этому вопросу.